ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1176

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Потребитель- хозяйствующий субъект, котор. принимает обособленные решения о структуре и V потребл-ых благ. Рацион-ый потребитель – который сопостав-ет затраты и выгоды от каждой доп-ой единицы покуп-го блага. Он обладает свободой выбора на рынке и ведет себя рационально с позиции общего критерия «затраты-выгоды».

Теория поведения потреб-ля: основыв-ся на концепции в соотв-ии с которой потребление благ приносит потребителю определ-ю полезность. Полезность – это общее удовлет-е. которое потребитель получает от данного кол-ва потре-го блага в опред-й промежуток времени. В условиях чистой конкуренции определяет рыночную цену товара.

Концепция полез-ти, приминяемая для анализа поведения потреб-ля, опирается на ряд предполож-й: 1. полез-ть выражает субъект-ую оценку ценности блага. Одно и то же благо может иметь разную оценку полезности у различ-х потребителей. 2. каждый отдел-й потреб-ль стрем-ся к максим-ции полезности, что явл.руковод-им псих-им принципом его поведения, 3. учитывая, что принятий решений осущ-ся в усл-ях альтернат-го выбора, полезности разных благ сопоставимы. Потреб-ли сами могут произ-ть эти сопаст-ия. Такая Способ-ть выражается в потреб-их предпочтениях, кот, примен-ся в качестве инструмента соизмерения полез-ти благ.

Проблема потреб-ля – при выявл-ых предпоч-ях и ценах благ ему необходимо так распред-ть свой огран-ый доход, чтобы получить максим-ую полезность. Потреб-ий выбор –это выбор, максимизирующий полезность потреб-я в условиях огранич-ти ден.дохода. Потреб-ие предпочтения – это сформиров-еся в процессе предшеств-го поведения и основ-ные на субъект-й оценке потреб-ем полезности благ четко определ-ые и устойчивые во времени предпочтения, послед-но примен-мые им при выборе между благами.

Зависимость между поле-ью, получ. потреб-ем и кол-ом потреб-ых им благ мож. выразить в функции общей полезности (TU) т.е. совок-ой полезности всех потре-ых благ в течении опред-го периода: TU=F (Qa, Qb….Qn), где TU- обща.полезность данного тов-го набора, Qa, Qb….Qn- V-ы потреб0я товаров a, bn соотве-но в единицу времени.

С увелич-ем кол-ва потреб-ых единиц блага общая полезность возрастает до опред-го предела. Однако возрастает она убывающими темпами, т.е. от потреб-я каждой допол-ой единицы блага потреб-ль получает все меньший ее прирост.

Закон убывающей пред-ой полез-сти (перв.закон Госсена) утверждает- при постоян-м потреблении определ-го продукта, его предельная полез-ть начинает уменьшаться. Отсюда следует необход-ть понижения цены для того, чтобы побудить потреб-ля к увелич-ю покупок такого продукта. Однако, закон убыв-ей предел-ой полез-ти не всегда действует при малых колич-ах товара. (Напр., если человек принимает одну таблетку- он излечивается не полностью. Если 2 — то он излечивается полностью, и пред-ная полезн-ть возрас-ет по сравн-ю с 1 таблеткой. Однако дальн-е потреб-е антиб-ов только вредит организму и пред-ная полез-ть станов-ся отрицат-ой).


Правило максимизации полезности– потребитель максим-ет свою полез-ть, распр-яя доход таким образом, что каждая последующая ден.единица, затрач-ая на приобр-ние любого блага, приносит один-ую предельную полезность. При оптим-ом распред-ии огран-го дохода уровень полезности, получ-ый потреб-ем от расход-ния послед. Ден.единицы, одинаков для всех покупаемых благ вне зависимости от того, на покупку какого из благ она будет израсх-на(втор..закон Госсена).


19. Производственная функция.

Произ-во – общест-ый процесс создания мат-ых благ, необх-ых для удовл-ия потребн-ей людей. Главная (конечная) цель произв-ва-удовлетв-е потреб-ей. В процессе произв-ва происходит преобраз-ие факт-в произ-ва – реально вовлеч-ых в процесс произ-ва ресур-в (прир-ых, матер-ых, труд-ых, фин-ых), в новые эк-ие блага. К факторам произв-ва принято относить: Фактор Труд- привлеч-ые к процессу проив-ва труд-ые(людские) ресурсы. Земля- природ-е ресурсы, вовлеч-ые в процесс создания мат-ых благ, в т.ч. земля, где располаг-ся произв-во. Капитал – инвестиц-ые ресурсы (ср-ва произв-ва в ден. и нат. форме), вовлеч-ые в произв-во и приносящие доходы.

Т.образ., произв-во есть процесс соедин-ия факторов произв-ва в целях создания новых благ. Факторы произв-ва наход-ся в распоряж-и конкр-ых предпр-ий и участв-щие в произв-ве и обращ-ии созд-го продукта наз-т - произв-ми фондами предпр-ия. У пред-ий м. б. и непроизв-ые фонды –жилые дома, сады и т.д. Гл. состовл-ей фондов для пред-ий служат – основ-е произв-ые фонды –часть ср-в произв-ва, занятая в произв-ом процессе длит-ое время и переносящая свою стоим-ть на продукт по частям по мере износа. Процесс возмещения стоим-ти износа осн-ых произв-ых фондов наз.-амортизацией. Между V произв-ва и кол-ом потреб-ых факторов произв-ва сущ-ет функцион-ая завис-ть.выражена произв-ой функцией: Q=f(X1, X2….Xn), где AutoShape 14 Q — выпуск продукции фирмой за опред-ый промеж-к времени, X1, X2….Xn – кол-во ресурсов, ипольз-ых в произв-ве прод-ии.

Она хар-ет максим-ый выпуск, котор. м. б. получен при опред-ом сочетании факт-в произв-ва и при данном уровне технолог-го развития общ-ва и харак-ет только технич-ки эф-ые способы произв-ва..выражает взаимосвязь между факторами произв-ва, опред-ет долю участия каждого из них в создании тов-в и услуг. можно найти такое сочетание факт-в, при котор. будет достигнут максм-ый V произв-ва тов-в и услуг, прослед-ть как измен-ся выпуск прод-ции при увелич-ии или умен-нии использ-ия тех или иных факт-в произв-ва на одну ед-у-достичь оптим-го сочетания факт-в, выявить произв-ые возмож-ти пред-ия. С помощью этой функции товаропроизв-ль факт-ки может опред-ть экон-ую целесооб-ть произв-ва прод-ции.













18. Общий, средний и предельный продукт фирмы.

Сущ-ет специфика анализа процесса произв-ва в зависи-ти от возмож-ей измен-я фирмой колич-ва и структ-ы использ-ых ресур-в. В этой связи выд-ют понятия краткоср-го и долгоср-го произв-ых периодов. Краткоср-ый период —в рамках кот. фирма не может изменить велич-у хотя бы 1 из использ-ых ею факт-в произв-ва. Те факторы, кот.невозможно изменить в краткоср-ом периоде наз.-постоянными (земля, произв-ые площади, станки и оборуд-е), те что измен-ся – переменными (труд-е и сырьевые ресурсы). Долгоср-ый - достат-ый для измен-я затрат всех факт-в произв-ва. Не сущ-ет пределов наращ-ия V произв-ва. Возмож-ти замены 1 фактора др. неогран-ны.


В краткоср-ом периоде фирма может увеличить V произв-ва только путём изменения количеств переменных ресурсов. Но в резул-те этого меняется та пропорция, в кот. они сочетаются с неизменным колич-ом пост-ых ресурсов. При этом сначала колич-во труд-х и сырьевых ресурсов, возможно, будет недостат-ым, по мере их наращ-ия станет оптим-ым, со временем эти ресурсы превратятся в избыт-ые. В долгоср-ом - рост V выпуска фирмы явл. резул-ом увел-ия использ-ия ею всех ресур-в. Кажд.ресурс в этом периоде будет переем-ым.

В различных отраслях временные рамки названных периодов имеют своё значение, что объясняется особенн-ми произв-ва. Так, в торговле краткоср-ый период м.б. = нескольким дням или неделям, достат-ым для построения нового торг-го павильона, а в энергетике продолж-ся несколько лет (сроки строит-ва тепловой или атомной электростанций весьма продолжительны).

Произв-ая функ-я краткоср-го периода. Когда перем-ым фактором явл. труд (L), а пост-ым капитал (К). Оптим-ое, эф-ое сочет-е факт-в произв-ва, влияние их измен-я на рост V-в произв-ва, опред-ют на основе анализа динамики показ-ей продукта фирмы:

Общий (совокупный) продукт (TPx) перем-го фактора x – это кол-во прод-ии, произв-ой при данных затр-х перем-го фактора, неизме-ых затр-х др.факт-в произв-ва TPx. Предположим, что фирма произв-ит продук-ю, испол-я только 2 ресурса: труд и капитал. В краткоср-ом периоде капитал (произв-ые мощн-ти) – постоян-й фактор, поэт-у V выпуска фирмы будет зависеть от колич-ва использ-го ею труда. Предприн-лю в этом случае необх-мо знать, каким будет выпуск продукции (TPx) при данных произв-ых мощн-ях к той или иной числен-ти персонала фирмы. Средний продукт (APx) перем-ого фактора X показ-ет тот V произв-ва, кот.приходится в среднем на ед-у переем-го фактора: APx= TPx/X. Рассчитав данный показ-ль, предприн-ль будет знать, сколько продукции в среднем произв-ит 1 его работник, т.е. насколько эф-но испол-ся труд. Предельный продукт (MPx)- это тот прирост продукции, кот. получен в рез-те использ-ия доп-ой ед-цы переем-го фактора Х при неизменном колич-ве постян-го ресурса: MPx= TPx/X. Пред-ый продукт можно опред-ть как первую производную от произв-ой функции. Он характ-ет эф-ть использ-ия доп-ой ед-цы переем-го фактора, её предельную производител-ть.

РГруппа 83 ост кол-ва вовлекаемого в произв-во труда при неизмен-ых V капитала на нач-ом этапе к опережающему росту выпуска продукции. Это объян-ся возмож-ями улучш-я орган-ции произв-ва и более полного испол-ия произв-ых мощн-ей.

Ускорен-ый рост выпуска продолж-ся до момента достиж-я оптим-го соотн-ия труда и капитала. Дальнейшее увелич-ие кол-ва труда при более интенс-ом использ-ии данных произв-ых мощн-й приводит к тому, что рост выпуска начинает отставать от роста труда- означает, что каждая доп.ед-ца труда все меньше влияет на рост выпуска и когда произв-ые мощности окажутся полностью загруж-ыми, наем новых рабочих не приведет к росту выпуска прод-ции.


Уменьш-е предел-о продукта после достиж-я техн-ки оптим-го соотн-ия труда и капитала наз.- законом убыв-щей отдачи факторов произв-ва (действ-ет на краткоср-ом врем-ом интервале, когда хотя бы 1 произв-ый фактор остается неизм-ым).Предел-ый продукт харак-ет предел-ую произв-ть перем-го фактора произв-ва, т.е. произв-ть последней вовлеч-ой в произв-ый процесс доп.ед-цы этого фактора., средний продукт – его сред-ю произв-ть. В долгоср-ом периоде Закон не действует, но рост произв-ти переменных факторов произв-ва м.б.различным. В связи с этим различают 3 эффекта от масштабов:

1. Положит-ый эф-т (экономия на масштабах) – наблюд-ся тогда, когда прирост факторов произв-ва вызывает больший по величине прирост продукта. 2. Постоянный эф-т – тогда, когда прирост ресурсов ведет к такому же по величине приросту продукта. 3. Отриц-ый эф-т – означает, что прирост факторов произв-ва вызывает меньший по величине прирост продукта фирмы.

Изокванта – это кривая, опред-ая различ-ые комбин-ции факторов произв-ва (графич-е выражение функции типа Qmax= f (К, L), каждая точка кот. показ-ет одинак-ый V и множество соотношений К и L), кот. м.б. использ-ны для произв-ва заданного V произ-ва. Карта изоквант – это набор изоквант, показывает все допус-ые варианты осущ-ия произв-ва.


20 издержки производства и их классификация. Правило минимизации издержек.

Понятие издержек имеет несколько значений. Для осущ-ия своей деят-ти фирма несет опред-ые затраты, связ.с приобретением необх-ых произв-ых факторов и реализаций произв-ой продукции. Стоимостная оценка этих затрат есть издержки фирмы.

Издержки классифицируются как индивидуальные (издержки собственно фирмы) и общественные (совокупные затраты общ-ва на произ-во продукта, включающие в себя не только чисто произ-ные, но и все иные затраты: охрана окружающей среды; подготовка квалиф-ых кадров и т.п.); издержки производства (непосредственно связаны с производством товаров и услуг) и издержки обращения (связанные с реализацией произведенной продукции). Последние подразделяются на дополнительные и чистые.

Допол-ные издержки - расходы на доведение произведенной продукции до конечного потребителя (хранение, расфасовка, упаковка, транспортировка продукции), увелич-щие конечную ст-ть товара. Чистые издержки обращения – затраты, связанные исключ-но с актами купли-продажи (оплата труда торговых работников, ведение учета торговых операций, расходы на рекламу и т.п.), не образующие новой стоимости.

К. Маркс в «Капитале» исходил из того, что ст-ть товара образуется изд-ми произ-ва и теми изд-ми обращения, кот.представляют собой продол-е процесса произ-ва в сфере обращения. Совр-ая эк. теория по-иному подходит к трактовке издержек, а именно с позиций бух-го и эк. подходов. Она исходит из ограниченности используемых ресурсов и возможности их альтернативного использ-ия. Под альтерн-ым использ-ем понимается, например, возможность строительства из дерева строительных материалов, или бумаги, или ряда хим-х продуктов. Поэтому, когда фирма решает производить мебель из дерева, то она тем самым отказывается от производства из дерева, скажем, оконным блоков.


По существу все издержки предст-ют собой альтерн-ые издержки. Задача экономиста - выбрать наиболее оптимальный вариант испол-ия ресурсов.

Экон-ие издержки ресурса, выбранного для произ-ва товара = его ст-ти (ценности) при наилучшем из всех возможных вариантов его использ-ния.

Бух-ие издержки соврем.эк. теория рассматривает как стоимостную оценку использ-ых ресурсов в фактич-х ценах их реализации. Эти издержки в бух-ой и статис-ой отчетности выступает в виде себест-ти продукции.

В зависимости от того, оплачивает ли фирма применяемые ресурсы, эк.издержки можно разделить на внешние и внутренние.

Затраты в денеж. форме, которые фирма осущ-ет в пользу поставщ-в ресурсов, называются внешними, или явными издержками. В этом случае поставщики ресурсов не явл. владельцами данной фирмы. Если фирма использует и свои собственные ресурсы. Издержки на собст-ный и самост-но используемый ресурс есть внутренние, или неявные. В эк. анализе испол-тся также и др. классификация издержек фирмы. Пути снижении издержек производства: 1) Экономия на постоянном капитале. 2) Совершен-ие орг-ции труда (расстановка сил в процессе совместной труд.деят-ти, кооперация и разделение труда). 3) Экономия фонда оплаты труда. 4) Повышение степени искусства и мастерства рабочих. 5)Применение новых технологий с целью удешевления ст-ти единицы пр-ции. 6)Субсидии.



21.Доход и прибыль фирмы. Правило максимизации прибыли.

Доход - это выручка от реализ-ой прод-и (услуги) в теч. какого-либо периода, как правило, за год. Доход фирмы – опред-я сумма ден. Ср-в от деят-ти фирмы, конечным рез-ом кот-ой явл. произв-ая и реализ-ая прод-ия или оказ-е услуги (выпол-ые работы), оплач-ые покуп-м или заказчиком. Получение фирмой дохода свидет-ует о реализации прод-ии, целесообразности произв-ых затрат, об общест-ом признании потреб-их свойств продукта. Принято выделять общий, средний и предельный доходы.

Общий (совокупный) доход (TR) –это совок-ая ден.сумма, полученная от продажи опред-го кол-ва товара. TR = Р Q ,где TR – общий доход; Р – цена единицы товара; Q – кол-во проданных единиц товара.

Средний доход (AR) -это выручка от реализации ед-ы продукции, т.е. валовой доход, приходя-ся на ед-у прод-ой продукции. AR = TR : Q ,где AR – сред.доход; TR – общ. доход; Q – кол-во проданных ед-ц продукции.

Предельный (дополнительный) доход (MR) –это добавочный доход к общему доходу фирмы, полученный от произв-ва и продажи одной допол-ой ед-ы товара.Предельный доход (MR) позволяет оценить возмож-ть окупаемости каждой дополнит-й ед-ы выпуск-ой продукции. , где TR – приращение общего дохода, Q – приращение выпуска продукции на одну единицу.

В условиях совершенной конкуренции фирма продает дополн-ые ед-ы продукции по постоянной цене, т.к. любой продавец не может повлиять на установившуюся рын-ую цену. Предельный доход = цене единицы продукции (MR=P), т.к. TR= P*Q, поэтому: