ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.12.2019
Просмотров: 1201
Скачиваний: 3
12.Спрос. Закон спроса.
Спрос, предложение и цена явл. основ-ми элементами рынка. Весь комплекс их многомерных связей и взаимодействий образует рын-ый механизм. Это механизм соедин-ия продав-в и покуп-ей через формир-ие спроса на благо и предлож-ия блага. Спрос - это колич-во тов-в или услуг, которое потреб-ль готов приобрести по конкр-ой цене из ряда возможных за опред-ый период времени. Два момента: наличие целого ряда цен (шкалы цен) и конкретный временной отрезок. Изме-ие цены ведет к изм-ию спроса, эта зависимость опред-тся законом спроса. Закон спроса говорит об обратной завис-ти между ценой и велич-ой спроса. Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к возраст-ию величины спроса, повыш-ие цены приводит к умен-ию величины спроса. Эту зависимость обосновывают следующими причинами: эффектом дохода; эффектом замещения; действием принципа убывающей предельной полезности. 1. Эффект дохода - желание потреб-ля приобрести больше данного продукта при снижении его цены, не уменьшая при этом V приобр-мых других товаров. 2. Эффект замещения - готовность потреб.при снижении цены товара отдать предпочтение именно этому товару по ср. с другими более дорогими. 3. Закон убыв-ей предельной полезности закл. в том, что каждая доп. единица данного продукта по мере его потреб-ия будет приносить потреб-лю все меньшее удовлетв-ние. Поэтому готовность продолжать покупки этого товара может возн. только при снижении цены на него. Различают- индивид-ый спрос (спрос отдельного потребителя); Совок-ый спрос (складывается из индивид-го спроса множества покуп-ей-это изуч. Макроэкономика). Зависимость спроса от цены – Фунцкия спроса.
Иллюстрацией закона спроса является кривая спроса: P - цена единицы конкр-го товара, Q – колич-во единиц товара (величина спроса), D - кривая спроса, Qd- величина спроса. Qd=f(Р)
К аждой цене из ряда возможных цен (шкалы цен) соответ-ет готовность потреб-ля приобрести опред-ое кол-во продукта. К факторам (детерминантам), влияющим на смещение кривой спроса, можно отнести следующие: Вкусы и предпочтения потребителей могут меняться под воздействием моды, образа жизни, рекламы и т.д. Количество покупателей. Уменьшение или увелич-е числа потреб-ей приводит к соответствующему изменению в спросе. Доход. Для рассмотрения воздействия денеж.дохода на спрос необходимо выделить две группы товаров: Товары высшей кат, (нормальные товары). Ктегории (автомобили, электротехника, недвижимость, новая одежда, высококачест-ые продукты питания и т.д.) Спрос на эти товары изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода.
Товары низшей категории. К этой кат.можно отнести такие товары, как картофель, макароны, подержанные вещи. Спрос на эти тов. изменяется в обратной зависимости от изм. денежного дохода. Цены на сопряженные товары. Товары-субституты
13.Предложение. Закон предложения.
Предложение - это кол-во товара, находящееся на рынке или способные быть доставленными в короткие сроки.Закон предложения: предлож-е измен-ся прямой зависимостью от изме-ия цены. По мере роста цены производители предлагают к продаже большее колич-во тов-в и услуг, а по мере падения – меньше. Такая реакция предлож-я на изм-е цены объясняется тем, что фирмы, занятые в данной отрасли, при повышении цен приводят в действие резервные мощности. В случае продолжит-ого и устойчивого повыш-я цен в эту отрасль устремятся др. произв-ли, что ещё больше увеличит предложение. Однако в краткосрочном периоде увелич-е предлож-я не всегда наступает немедленно за ростом цены, т.к. может не оказаться резервов. Основ-ми факторами (неценовыми), смещающими кривую предлож-я, явл-ся:
Ц ены на ресурсы (факторы производства). Увелич-е или уменьш-е цен на ресурсы, которые использ-ся для произв-ва продукта, ведет к увеличению или снижению издержек произв-ва. В свою очередь, рост издержек уменьшит предложение (кривая предлож-я сдвинется влево), а снижение издержек увеличит предлож-е (кривая предлож-я переместится вправо). Технология. Применение соврем-ой технологии позволяет затрачивать на произв-во единицы продукции меньше ресурсов. Следовател., уменьш-ся издержки, предлож-е растет. Налоги и субсидии. Размер налогов можно рассматривать как фактор, который увелич-ет издержки и сокращает предложение. Гос. субсидии напротив умень-ют издержки и увелич-ют предлож-е. Цены на др. товары. Предпр-ие (фирма) может переориентироваться на произв-во др.продукции, цены на котор. возросли. В то же время фирма сократит предлож-е или совсем прекратит произв-во данного товара, если цена на него упадет или даже останется неизменной.
Ожидания. Сущ-ют различные варианты, как могут отреагировать произв-ли, например, если ожидается повышение цен. Возможно, фирмы увеличат предлож-е или, наоборот, сократят текущее предлож-е в ожидании будущего роста цен. Колич-во продавцов. Увелич-е числа фирм, занима-хся произв-ом данного продукта, приведет к увелич-ю рын-го предлож-я и сдвигу кривой предлож-я вправо (если V-ы произв-ва каждого предпр-ия при этом не сократятся). Прямая зависи-ть велич-ы предлож-я от цены назыв. - Фунцией предлож-я. Qs=f (P), где Qs-величина предлож-я
14. Отраслевое рыночное равновесие.
На рынке сталкиваются интересы прод-цов и пок-ей, причем эти интер-ы имееют противоп-ый хар-р. На рынке цены неоднородны и выходя на рынок продавцы устан-ют для себя так называемую цену предложения, а покупатели цену спроса. Цена спроса-эта максим.цена которую готов заплатить покупатель. Цена предлож-ия–это миним.цена за которую продавец согласится продать свой товар.
Приходя на рынок потреб-ль начинает искать наим-ую цену, а продавец устан-ют наибол-ую цену. Однако, на рынке находятся множество продавцов и покупателей, в следствии чего возникает конкуренция которая застав-ет продавца снижать цену, а покупателей повышать. Т.е. конкуренция заставляет прод-цов и покуп-ей «ити» навстречу друг другу.эти процессы будут продолжаться до тех пор пока прод-ец и покуп-ль не придут к компром-ой цене. Данная компром-ая цена наз.-ценой равновесия- по этой цене прод-ы готовы продать, а покуп-ли купить. При установлении компр-ой цены на рынке сформир-ся равновесие т.е. такая ситуация при которой величина спроса будет = величине предложения (Qd=Qs), где Е –рыноч.равновесие; Ре –цена равновесия; -равновесный V продаж; Qe= Qd= Qs
(График рыноч.равновесия или крест Маршалла)
Устан-ие рыноч.равновесия выгодно всем участникам рынка, т.к. это позволит получить макс. общест-ую
выгоду. Обществен-я выгода – это сумма выигрышей прод-ца и покуп-я. Выигрыш прод-ца – это разница
между ценой предложения и факт-ки уплач-ой ценой. Выигрыш покуп-ля – разница между ценой спроса
и факт-ки уплач-ой ценой. Рын-ое равнов-ие явл. теорит-ой ситуацией и на практике бывает крайне редко.
В процессе установ-я цены могут вмеш-ся различ-е факторы не дающие рынку прийти к равнов-ю (могут
быть:1.вмешат-во гос-ва,2.действия монополий и т.д. если цена ниже равнов-ой-возникает дифицит.
15. Эластичность спроса и предложения
Эластичность спроса по цене – это степень реагирования величины спроса на изменение цены.Коэф-т эластич-ти спроса по цене:
= Q% / Р% Где Q%- следствие, Р% - причина; Q=Q2-Q1 (разница) ; - это высокоэластичный спрос, если - не эластичный; если = 1 – эластичен.
Существует два метода расчета эластичности спроса. Точечная эластичность-это мера чувствит-ти величины спроса к очень малому изменению цены .Дуговая эластичность - это мера чувствит-ти величины спроса, отражающая конечное изменение цен.
Факторы, оказывающие влияние на эластичность спроса по цене.
1.Наличие товаров-субститутов (товаров-заменителей): чем их больше и чем ближе их полезные свойс-ва к свойст-ам и характ-ам данного товара, тем выше эластич-ть спроса по цене на дан.товар, и наоборот (2 противопол-х примера: прохладит-ые напитки и соль);
2.Доля дохода потреб-ля, кот. сост-ет цена данного товара или доля расходов в бюджете на данный товар: чем она выше, тем сильнее эластич-ть спроса.
3. Длительность периода времени, в теч. котор. продавец изменяет цены. Чем больше промежуток времени, в теч.котор. произв-ль повышает цену, тем больше времени у потреб-я найти товар-субститут, и тем более эластичен спрос.
4.Привычность, значимость (степень полезности) товара для потребителя (консерватизм потребителя). Спрос на товар, который явл. «привычным» или необх-ым с точки зрения потреб-ля, неэластичен. Однако сущес-ет явление, называемое парадоксом Гиффена: чем дороже хлеб, тем больше его покупают. Рост цен снижает спрос в первую очередь на высококач-ные, но дорогос-щие товары, не фигурирующие в шкале потребн-ей на первых местах. В условиях роста цен их покупают меньше, чем диктуют требования эластичности, а взамен приобретают товары первой необход-ти. Это означает, что один товар замещается другим.
5.Степень срочности приобре-ия товара: эластич-ть спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на какой-то промежуток времени, крайне низкая (лекарства от болезни, цветы в праздничные дни и т. д.).
6.Универсальность использ-ия товара: чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него.
Эластичность предложения – это показатель относит-го изменения кол-ва предлог-го на рынке товара в соотв-вии с относит-ым изменением цены. Коэф-т эластичности предложения = QS(%) / Р(%) ,
На эластичность предложения влияет ряд факторов:
– способ-ть товара к длител-му хранению (чем дольше товар можно хранить, тем меньше эластичность предложения по цене);
– возможности
расширения произ-ва товара (чем больше
имеющихся ресурсов, тем эластичнее
предложение, но если ресурсы близки
к
исчерпанию, то при неизменных технологиях
способность предложения реагировать
на изменение цены ограничена);
– временной фактор: в долговременном периоде эластичность предложения выше, чем в краткосрочном;
– динамика цен на другие товары. Чем выше цена на товары-субституты, тем меньше величина предложения данного товара (чем выше цена на кофе, тем меньше предложение чая). И наоборот, рост цены на один из взаимодополняемых товаров (фотоаппарат) приведет к росту предлож-я другого (фотопленок). Как видим, речь идет о перекрестной эластич-ти предлож-я. Ее коэф-т будет тем больше, чем легче продавцы переключаются с поставок одного товара на поставки другого. Все названные факторы ведут к увеличению или уменьшению значений коэф-та эластич-ти предлож-я.
17.Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы предприятий.
Предприятие (или фирма) - это хоз-ая ед-ца обладающая обособленным имущ-ом и оформл-ми правами, позволя-ми ей осущ-ть коммерч-ую деятел-ть под свою имущ-ую ответст-ть. В эк-ой теории сложилось несколько подходов к опред-ию фирмы:1.неоклассическая теория фирмы рассматр-ет ее как произв-ную (технолог-ую) ед-цу, деятел-ть кот. опис-ся произв-ной функ-ей, а целью явл. максим-ция прибыли;2.институциональная - исходит из того, что фирма явл. сложной иерархической структ-ой, действ-ей в усл-ях рын-й неопредел-ти; 3.поведенческая (бихевиористская) - исходит из неприемлемости предпосылок о рационал-ти и максим-ции в отношении анализа деят-ти фирмы. Фирма представл-ся механ-ом самореал-ии работн-в, а ее повед-ие явл. результ-м взаимодейс-я уровней управл-я; 4.эволюционная - сводится к тому, что фирма- саморазвив-ся организ-ия, кот. руководст-ся накопл-ым опытом, и решения приним-ся исходя из потреб-ей развития.
Предпр-ия выполняет две осн-ые функции – экон-ую (произв-во прод-ции и оказание услуг, удовлетв-щих индив-ые и общ-ые потреб-ти; максимизация прибыли – поиск эф-ых решений рац-ого сочетания факт-в произв-ва, повыш-я качест-ых харак-к выпуск-ой прод-ии и оказан-х услуг – это явл. долгоср-ой целью предпр-я) и соц-ую (обесп-ие работ-их средс-ми, необход-ми для воспроизв-ва их жизни; содействие обуч-ю и профес-ому росту работников; обесп-е соц.ориентации труда). В соотв-ии с законд-ом нашей страны разл-ют орган.-правовые формы фирм: унитар-е пред-ия, хоз.товарищества и общ-ва, кооперативы произв-ые и потреб-ие.
Унитар.предприятие - коммерч-е предпр-я, принадлеж-щие 1 владельцу. Могут содаваться гос.унитар. предпр-ия и част-е УП.
Товарищество- коммер-ое предпр-е. Созданное на догов-ой основе путем объедин-я капит-в 2 и более физ. и юр. лиц кол-во участн-ов не ограничивается, а их ответственность может быть различной.
Хоз.общества могут образовываться трех видов: ООО-создаются 2-я и более лицами, устав-й капитал кот. разделен на доли, величина кот. зафикс-на в учредит-ых документах. ОДО-формир-ся на долевой собствен-ти, но ответств-ть его участн-в знач-но расширена. Они солидарно несут субсидарную ответств-ть по его обязател-ам своим имущ-ом в пределах определ-ых учредит-ми докум-ми общ-ва. В случае банкротства одного из участн-в его ответств-ть по обязател-ам распред-ся между остал-ми участн-ми пропорц-но их вкладам.
АО (компания) – фирма, капитал кот. формир-ся за счет выпуска и продажи акций. Акция – это ценная бумага, удостов-щая, что ее владелец явл. одним из собствен-ов компании и имеет право на получ-е части прибыли, кот.называется дивидендом.
В зависимости от размера предприятия делятся: на малые, средние, крупные. Крупные – относит-но низкие затраты на ед-у прод-ции, возмож-ть координации связи с поставщ-ми, посредн-ми, банками, потреб-ми. Они устойчивы, польз-ся поддержкой гос-ва, обладают сред-ми для фин-ния модернизации. Однако, имеют повыш-ные организ-ные слож-ти в открытии фирмы, недост-ная гибкость в реагиров-нии на изменение рынка. Стремление избежать нововведений. Малые фирмы – гибкое реагир-ие на изменение потребн-ей, цен ресурсов. Их легче открыть и закрыть. Проблемами малого бизнеса явл. относит-но высокие затраты ресур-в на ед-у продукта, недостат-ть средств для финанс-ия, неустойчивость.
16. Домашнее хозяйство как экономический субъект. Рациональное поведение потребителя.
Домохозяйства— это эк-ие единицы, состоящие из одного или нескол-х лиц, совместно принимающих решения. Они поставляют на рынок факторы произв-ва, а получ-е в резул-те этого доходы (з/п, %, ренту, прибыль) используют для приобр-ия товаров и услуг. Как потребители товаров и услуг, домохоз-ва принимают решения, обеспечив-ие им наивысшее удовлетв-ие при соответств-их уровнях доходов и цен. Спрос дом. хоз-в на эк-ие блага оказывает решающее воздейс-ие на процессы размещ-я и использ-я ресурсов в рын-й эк-ке.
Субъектами рынка являются домашние хозяйства (индивидуумы) и фирмы.С собствен-ю на ресурсы связаны доходы дом-х хоз-в.
Человек, кот. работает по найму, продает свой труд, получая взамен доход в виде з/п. Доход собственника капитала — % с капитала. Собств-к земли может сдавать ее в аренду и получать ренту (понятие «рента» в эк-ой науке и практике имеет много др. значений, кроме привод-го здесь). Человек, заним-ся предприним-ой деятельн-ю, использует свой специф-й ресурс — предприним-ую способ-ть и получает доход в виде прибыли. Вторая катег-я участн-ов рынка -это фирмы. Они занимаются произв-ом благ, в процессе кот. используют ресурсы, покупаемые у дом-х хоз-в. Плата за привлек-ые ресурсы соста-ет издержки фирм, а выручка от продажи произв-ых благ доходы фирм.