ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1206

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

MR =

P*Q

Q


Чистый доход-это разница между суммой выручки от реализ-и и всеми издерж-и предпр-ия. Основ-й формой чис-го дохода явл. прибыль.

В условиях рыночной эк-ки прибыль явл. основным показ-ем, характер-щим резул-ы деятел-ти предпр-й. Фунцции прибыли: Учетная; Стимулирующая; Распределительная;

Бухгалтерская прибыль - разность между совок-м доходом и внеш-и издерж-и. При ее расчете учитыв-ся только внешние (денежные) платежи, отраженные в бухгал-их докум-х.

Экономическая прибыль - разница между совок-м (валовым) доходом и совок-ми (т.е. внешн-и и внутр-ми) издерж-и. Эк-ая прибыль не входит в издержки, т.к. она представляет собой доход, получ-й сверх норм-ой прибыли, необх-ой для сохр-ия заинтересов-ти предприни-ля в данной сфере деят-ти.

Частью внутренних издержек является норм-ая прибыль. Нормал-ая прибыль - это миним-ое или норм-ое вознаграждение предприн-ля. Эк-ая прибыль представ-ет собой избыток над норм-ой прибылью. Она имеет место, как правило, в условиях существо-я монополий и является резул-ом перераспределения доходов потреб-ей. Сущ-ют 2 подхода к анализу максимизации прибыли. 1-ый - основан на сопостав-ии абсо­л-ых величин дохода и издержек, 2-ой - на пред-ом анализе и состоит в сопостав-ии пред-го дохода и пред-ых издержек.

Сопостав-ие общей выручки и общих издержек базируется на том, что максим-ая величина эк-ой при­были будет получена тогда, когда допол-но реализов-ая еди­ница продукции не даст приращения прибыли. Величина прибыли представ-т собой разность между общей выручкой и общими из­держками произв-ва, величины кот. функционально зависят от произвед-го и реализо-го колич-а продукции.

Предпр-ие стремиться к получ-ю максим-ой прибыли т.е. к максимиз-ции разницы между дохода и общих изд-ек произв-ва явл. наиб-ей (ВС). Фирма максимиз-ет прибыль при таком V выпуска, при кот. общая выручка превышает общие изд-ки произв-ва на наибол-ю величину. Сопостав-ие пред-ой выручки и пред-ых издержек явл. примером преде-го анализа и опирается на соизмерение пред-ых выгод (MR) и пред-ых затрат (МС) как принцип максимизации. Принцип максимизации говорит о том, что в целях достижения максим-ой прибыли фирма должна выбрать такой V выпуска, при кот. значения пред-го дохода и пред-ых издержек равны.


28.Безработица и ее формы. 29.Социально-экономические последствия безработицы.

Занятость – это общественно полезная деятельность граждан, приносящая им заработок (доход).

Виды занятости: рациональная– максимальный уровень использования трудовых ресурсов; эффективная – обеспечивающая наивысшую эффективность производства; неполная– работа при сокращенном рабочем дне и другие. В экономике РБ в 2004 году было занято 4,3 млн. чел.

Безработица – социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособных не могут найти работу, хотя могут ее выполнить.


Причины без-ы: циклическое развитие экономики; банкротство пред-ий, снижение объема произ-ва, необходимость модернизации и др.

Виды безработицы: Фрикционная – временный перерыв в работе из-за ее поисков. Структурная – внедрение НТП в произ-во создает новую структуру рабочих мест, которой не соответствует сложившаяся профессионально-квалификационная структура рабочей силы.

Циклическая – порождается циклическими колебаниями экон.активности. Она – результат спада производства.

Уровень безработицы в стране определяется отношением количества безработных к количеству рабочей силы. В РБ в 2004г. уровень безработицы составил 2%, в то время как в 2003г. он составлял 3,5%.

Безработица ведет к значит-ым экон.потерям в производстве товаров и услуг. В результате не создается определенная часть ВВП. Взаимосвязь между потерями ВВП и безработицей определяется законом Оукена.

Закон Оукена - каждый 1% прироста безработицы сверх естеств-го уровня приводит к отставанию V ВВП на 2,5% (естеств-ый уровень безработицы- это сумма фрикционной и структурной безработицы). Социальными последствиями цикличной безработицы явл.: падение соц-го статуса человека, потеря квалификации, упадок моральных устоев, утрата авторитета в семейно-бытовых отношениях, распад семьи, потеря жизненной перспективы и др.
















22.Национальная экономика: понятие, основные цели развития, структура.

Нац.эк. – это, 1. исторически сложившаяся система общест-го воспроизводства; 2 - тип нац. хоз-ва, которое состоит из различных частей (элементов), образующих его структуру.

Как система общест-го воспроизводства, нац.эк.-а представляет совокупность процессов, происходящих в произ-ве, распределении, обращении потреблении общест-го продукта, совокупность постоянно воспроизводимых производительных сил и произв-ых отношений.

Как тип нац.хоз-ва, нац.эк-ка -это совокупность макроэконом-их субъектов, отраслей, сфер и видов произв-ва, территор-ых и производ-ых комплексов. Структура нац.эк-и– это количеств-ые и качеств-ые соотношения различ-х ее частей (элементов).

Виды структур нац.эк-и в зависимости от подходов к классификации ее элементов: 1)по субъектам экономики; 2)отраслевая; 3)социальная; 4)территориальная; 5)инфраструктура; 6)структура внешней торговли.

1) По субъектам нац.эк-а состоит из сектора дом-х хозяйств, предприним-го сектора, гос-го и сектора заграница. Эти макро субъекты воспроизводятся сами и воспроизводят потоки товаров, услуг, доходов.

2) Отраслевая структура характеризует нац.эк-у с точки зрения общест-го разделения труда и сфер деятельности.

Нац.эк-а состоит из матер-ого произ-ва, где производятся матер-ые блага и непроизв-ой сферы, которая в себя включает здравоохранение, просвещение, науку, культуру, искусство, жилищ.-коммунальное хоз-во, бытовое обслуживание, управление, пассажирский транспорт, оборону и др.


Сфера матер-го производства делится на два подразделения: I подразделение – производство средств производства; II подразделение – производство предметов потребления.

3) Соц-я структура нац.эк-ки- представлена след. секторами эк-ки: частный, гос-ый, смешанный, муниципальный (относящийся к город. самоуправ-ию).

4)Территор-ая структура определ-ся размещ-ем производит-ых сил на тер-рии страны и означает деление эк-ки на экон-е районы (регионы), при этом учитыв-ся такие факторы, как природные условия и ресурсы, структура отраслей, занятость населения и т.д.К прим., в РБ выделены Запад. Р-н, Восточный и Полесский.

Инфраструктура – нац.эк-и – это совокуп-ть отраслей и сфер деятел-ти, кот.обслуж-ют основное произв-во, рынок и население. Она создает условия для воспроизв-ва производит-ых сил, произв-ных отношений, обществ-го продукта.

По функцион-му назначению она подразд-ся на производ-ую инфраструктуру, обслуживающую матер-ую сферу экономики (транспорт, связь, матер.-техническое снабжение, системы энергосбережения, вычис-ые центры, складское хоз-во) и непроизводственную (соц-ую), кот. обеспеч-ет условия для соц.-культурной жизни людей (жилищное и коммунальное хоз-во, образование, здравоохранение, торговля, и т.д.).

Структура внешней торговли характер-ся соотношением различных товарных групп в экспорте и импорте. Структура нац.экономики динамична. Ее изменение обусловлено НТП и переходом от одного типа эк-их систем к другим.

Особенности структуры нац.экономики РБ обусловлены тем, что она входила в СССР как составная часть единого народнохозяйс-ого комплекса и содержит в себе особенности сложившегося обществ-го разделения труда и командно-административного типа эк-ой системы.

В экономике преобладает гос.форма собствен-ти, предприятия так называемого сборочного профиля (автомобилестроение, тракторное произв-во, металлообраб-щее, химическое и т.д.), т.е. произв-во с высокой метало-, энерго – и ресурсоемкостью. И при этом РБ почти не имеет источников энергии, сырья, цены на которые растут. В связи с распадом СССР стало экономически невыгодно иметь подобную структуру нац.экономики. Отсюда возникает необход-ть структурной перестройки.

Разработана структурная политика, глав.задачей кот. является создание ресурсосберегающей экономики, экологически чистой, высокотехнолог-ой, доходной, обеспеч-щей поступление валюты и социально ориентированной. Для решения этой задачи нужны инвестиции. В силу сложившейся ситуации в международных отношениях мы можем надеяться, в основном, на свои силы. Поэтому было решено на первом этапе реализации структурной политики ресурсы направлять в отрасли с быстрой отдачей вложенных средств, в те сферы деятельности, результаты которых идут на экспорт, обеспечивают стране валюту.

Сначала было названо 3 приоритетных сектора: экспортный, аграрно-промышленный комплекс и комплекс отраслей, обеспеч-щих жилищное строит-во. В настоящее время к числу приоритетов мы относим: науку и образование, здравоохранение. Без высококвалифицированных, интеллектуальных кадров невозможно перейти на высокие наукоемкие и ресурсосберегающие технологии.



38.Государственный долг.

Гос.долг-это сумма накопленных за опред-ый период времени бюдж-ых дефицитов минус бюдж-ые излишки. Различают: внешний долг (задолж-ть гос-ва физ., юр., лицам и организ-м других стран) и внутренний долг (задолж-ть гос-ва физ., юр., лицам и организ-м своей страны).

Управл-ие гос.долгом осущ-ся посредством: 1.рефинансир-ния-выпуска новых займов; 2.конверсии- изменением условий займа относит-но доходности; 3.консолидация гос.долга- измен-ем условий относит-но сроков (превратить краткосроч.облигации в средние и долгосроч-е);

4. унификации – объед-ем нескольких займов в один.

Обслуж-ие гос.долга приводит к вытеснению частного капитала, т.к.рын-ая ставка % растет, рост налогов для оплаты долга снижает эк-ую активность – происходит перераспр-ие дохода в пользу держателей гос.облигаций. Внешний долг более опасен т.к. нужно расплач-ся ресурсами страны. Соотнош.долга и ВВП харк-ет бремя долга, его величина зависит от размера реальной ставки %, темпов роста реал-го ВВП и величины первичного дефицита. Следовательно – гос.долг и его рост серьезно влияют на функцион-ие нац.эк-ки, что проявляется обычно в двух последствиях: банкротство нации и опасность переложения налог.бремени на будущее поколение. Гос-во обязано выполнить гос.обяз-ва по обслуж-ию гос.долга. – это фин-ые обязат-ва склад-ся из: рефинанс-ия – взимание новых налогов с целью получения достат-х доходов для выплаты %-ов по долгу и основной его суммы; выпуска в обращ-ие новых денег.

В эк-ой теории выдел.3 концепции регул-ия бюджета: концепция ежегодно балансир-ых бюджетов – в соот. с кот.исключ-ся фискал-ая деят-ть гос-ва как антициклич-я, стабилиз-щая сила. Балансир-ие осущ-ся с помощью операт-го гос.регул-ия доходов и расходов;

концепция бюджета балансир-го на циклич-ой основе – правит-во реализ-ет антициклич-ую политику и одновр-но балансир-ет бюджет. При этом бюджет балансир-ся не ежегодно, а в ходе эк-го цикла. В период спада эк-ки правит-во снижает налоги и увелич-ет гос.расходы, что ведет к дефициту бюджета. В период эк-го роста прав-во принимает противоположные меры, используя полож-ое сальдо бюджета для возмещ-ия предыдущего дефицита; концепция функциональных финансов – основная цель гос-ых финансов явл.стабилизация эк-ки, а проблемы, порожд-мые дефицитами или излишками, имеют второстеп-ое значение. Это обоснов-ся тем, что в периоды подъема поступления в бюджет увелич-ся овтом-ки, следовательно, дефицит бюджета будет самост-но ликвид-ся.









23.Основные макроэкономические показатели развития нац-ой экономики. Номи-нальный и реальный валовой внутренний продукт (ВВП).

Результаты функционирования нац. эк-и оцениваются с помощью ряда показателей, самый важный-валовой внутренний продукт (ВВП).

ВВП- представляет собой рыночную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных внутри страны за год.


ВВП подсч-тся без двойного (повторного) счета. Каждый продукт, прежде чем он поступит непосредственно к потребителю, проходит несколько стадий переработки. Если после прохождения каждой стадии мы будем включать в ВВП ст-ть всего произвед-го продукта, то величина ВВП значительно увел-ся. -при подсчете учит-ся ст-ть только конечного продукта. Конечный продукт или услуга - те, кот. находят своего конечного потреб-ля на рынке, а не испол-ся в произв-ных процессах в виде сырья, материалов, деталей и т.д. для послед-щей переработки (промежут-ый продукт).

К подсчету ВВП можно подойти, учитывая добав-ую ст-ть продукта или услуги, созданную каждой фирмой. В ст-ть каждого товара входит ст-ть сырья, мат-ов, топлива, з/п рабочих и управленческого персонала предп-ия. К добав-ой ст-ти относ.только та часть ст-ти продукта или услуги, котор. создана на этом предп-ии. Если мы из ст-ти всего продукта вычтем ст-ть материалов, сырья, топлива и использ-го оборуд-ия, то оставшаяся часть и есть добавленная ст-ть. Добавленная ст-ть – это разница между ст-ью продажи фирм и ст-ью их покупок материалов и услуг других фирм. Он исключает ст-ть промежу-ого продукта. Просуммировав добав-ю ст-ть всех производителей товаров и услуг внутри страны, мы рассчитаем ВВП производственным методом, то есть по добавленной ст-ти. Недостатком ВВП явл.то, что он выражает изменения в резул-ах нац. произ-ва, выраженные в денеж.форме. Это значит, что рост цен сразу отразится на ВВП, даже если в реальном V произ-ва никаких изменений не было. Различают Номинальныйный ВВП – это ВВП в ценах текущего периода и Реальный ВВП - это ВВП в ценах базового периода.

Номинальный ВВП

Дефлятор ВВП = ------------------------------

Реальный ВВП

Дефлятор ВВП – это совокуп. индекс цен на все готовые тов. и услуг.за опред-ый период. Подсчет ВВП–производят через расходы и через доходы. Как и в бухг-ом балансе расходная часть д.б. = доходной. Потратить на приобретение чего-либо любой субъект рын-ых отношений (дом.хоз-во, фирма или гос-во) может только то, что получит в виде дохода. Расчет по расходам предполагает суммирование всех видов расходов, необходимых, чтобы выкупить на рынке весь объем производства: потреб-их расходов дом.хоз-в на покупку продуктов питания, одежды, жилья, приобр. товаров длит-го польз-ия и т.д.; инвест-ых расходов фирм, т.е. затрат на приобретение машин, оборуд-я, сырья, строит-во; гос. закупок товаров, гос. инвест-ых расходов; сальдо внешнеторгового баланса, т.е. разницы между экспортом и импортом. Расчет по доходам - общая сумма доходов всех хоз.единиц и населения от всех видов эк. деят-ти, а также аморт-ных отчис-й. Он предполагает суммирование 1)доходов владельцев факторов произ-ва (з/п, рентных платежей, % и др. имущ-ых доходов на собств-сть до уплаты налогов); 2) доходов гос-ва в виде различных косвенных налогов; 3) доходов предпр-ого сектора, в которых учитываются амортиз-ые отчисления.