Файл: Характерные особенности шрифтового оформления книжных изданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шрифты без засечек (рубленые), как следует из названия, не имеют засечек на концах штрихов. Это делает их внешний вид несколько «упрощенным», но в то же время позволяет им избавиться от мелких деталей символа и упростить его форму.

Такие шрифты часто используются для печати небольшого размера, и их основное применение - газеты, где часто приходится жертвовать эстетическим аспектом текста, чтобы вместить необходимое количество информации в пространство, предоставленное на странице.

На рис. 1.3 показывает примеры нескольких распространенных рубленых гарнитур.

Рис. 1.3. Рубленые гарнитуры

Например, шрифт Arial также поставляется с операционной системой Windows, что само по себе определяет легкость его использования. Однако к нему применимы те же претензии, что и к шрифту Times New Roman - прежде всего, Arial был разработан для отображения на экране. Дважды это касается шрифтов Tahoma и Verdana, которые также присутствуют в комплекте Windows и являются наиболее часто используемыми шрифтами в веб-дизайне.

Такие шрифты, как Helvetica, Pragmatica, Universe, развивают те же дизайнерские идеи, которые были включены в шрифт Arial, однако сфера их использования - полиграфия. Чрезвычайно упрощенная форма символов также позволяет использовать их при наборе мелкого текста.

Гарнитура Futuris и ее аналогичный учебник часто используются для печати литературных журналов и коллекций, которые не имеют особой отделки и привлекают читателя прежде всего содержанием, а не производительностью. Отдельно следует отметить, что шрифт Futuris включает жирные и очень жирные контуры, которые нельзя использовать при наборе шрифта обычного размера, но можно использовать для оформления заголовков.

Некоторые расколотые гарнитуры, подобные показанным на рис. 1.2 и 1.3 OfficinaSerif и OfficinaSans спарены: одна и та же идея дизайна реализована в гарнитурах с засечками и без засечек. Такие парные гарнитуры удобно использовать для набора технической или научной литературы - разработчик может использовать вторую версию гарнитуры для выделения цитат, примеров программного кода и т. Д.

Декоративные (акцидентные) гарнитуры используются в художественных целях.

Прежде всего, они используются дизайнерами, работающими с рекламой, поскольку такие шрифты привлекают внимание читателя, заставляя его обратить внимание на объявление или объявление.

В отличие от шрифтов с засечками и рубленых шрифтов, в которых эксперты различают группы и подгруппы, декоративные шрифты не подлежат какой-либо классификации - разнообразие их форм и стилей так велико (см. рис. 1.4).


Рис. 1.4. Декоративные гарнитуры

По традиции рукописные шрифты, имитирующие рукописный текст, выделяются в отдельную группу (см. рис. 1.5). Некоторые классификации также различают шрифты, которые соответствуют определенным историческим эпохам, например, готическим или старославянским. Однако, независимо от того, сколько мы вводим дополнительных классификаций, все равно будут декоративные шрифты, которые не похожи ни на какие другие, поэтому эта классификация довольно условна.

Рис. 1.5. Рукописные гарнитуры

Символьные и орнаментальные шрифты специалисты выносят в отдельную группу. Эти шрифты не подходят для набора связанного текста, потому что вместо символов латинского и кириллического алфавита они содержат разные наборы символов.

В некоторых случаях это могут быть специальные типографские символы или рисунки, виньетки и штрихи, которые используются при оформлении книг. Примерами таких декоративных шрифтов являются PRT_Ornament1 и PRT_Vignette1, показанные на рис. 1.6.

Рис. 1.6. Символьные и орнаментальные шрифты

Строго говоря, с одинаковым успехом все эти символы можно расположить не в виде шрифта, а в виде набора изображений, так называемой «картинки». Однако многие дизайнеры считают более удобным работать с такими декоративными шрифтами, чем искать нужный дизайн среди десятков файлов и затем вставлять его на страницу. Согласно правилу «спрос создает предложение», на рынке компьютерных шрифтов появилось множество шрифтов со специальными рисунками вместо букв и цифр.

Наборы символов позволяют вставлять в текст специальные научные, математические символы, часто используемые буквы других языков (например, греческий, как видно из шрифта Symbol на рисунке 1.6). Сфера применения таких шрифтов - это, конечно же, специализированные научные публикации, хотя некоторые шрифты, такие как Wingdings, содержат самые разные символы, от символов гороскопа до значков компьютерных изображений, мониторов и клавиатур.

Классификация шрифтов по начертанию

Одна гарнитура может включать символы разных типов - наклонный, курсив, полужирный и т. Д. Гарнитуры для ввода большого количества текста должны включать символы разных типов, в противном случае вы не сможете создать выделение.

В то же время декоративные и рукописные гарнитуры часто не имеют возможности для написания: они составляют заголовки и рекламные объявления, где использование такого шрифта уже предусматривает выбор.


При создании стилей для гарнитуры используются изменение содержания жира (толщина линии) и наклон. Обычно создают жирный шрифт (жирный или полужирный). При использовании наклонного типа форма букв может не изменяться (стиль называется наклонным или наклонным) или приближаться к рукописной версии (стиль называется курсивом). Наконец, оба эти изменения могут быть объединены.

Стандартом де-факто было наличие четырех начертаний для каждого шрифта: обычный, курсив, полужирный и полужирный курсив. Большинство компьютерных шрифтов имеют эти четыре стиля (см. рис. 1.7).

Рис. 1.7. Различные начертания в гарнитурах

Некоторые шрифты имеют три (без полужирного курсивного) или два (без курсивных или полужирных вариантов вообще) начертания (см. рис. 1.8).

Рис. 1.8. Неполные наборы начертаний в гарнитурах

Некоторые шрифты имеют более четырех начертаний, например, шрифт может иметь как наклонный, так и курсивный типы, несколько различных уровней жирности, стили с уменьшенной или увеличенной шириной, специальные типы с предварительно созданными эффектами символов (например, контурный вариант) и т. д. Один из шрифтов с такими дополнительными контурами показан на рис. 1.9.

Рис. 1.9. Многочисленные начертания в гарнитуре

В зависимости от того, как шрифт реализован на компьютере, может быть ограничение: не более четырех стилей на гарнитуре. В этом случае производитель может создать несколько шрифтов с похожими названиями, которые фактически будут представлять одну гарнитуру. Об этом поговорим подробнее в подразделе «Технические тонкости».

Ширина символа

Изменение ширины символов используется в декоративных целях или в качестве одного из способов корректировки объема текста (хотя это нежелательно).

Большинство программ компьютерной графики позволяют изменять ширину шрифта (и некоторые его высоты). Таким образом, для любого шрифта мы можем получить символы любой ширины.

Тем не менее, есть несколько шрифтов, которые содержат узкие или широкие шрифты в качестве варианта стиля. Это связано с тем, что при изменении ширины шрифта соотношение толщины вертикальных и горизонтальных линий нарушается, и это искажает внешний вид гарнитуры, нарушает пропорции, рассчитанные дизайнером.

На рис. 1.10. Вы можете видеть, как изменяется форма букв при «программном» сжатии шрифта, и если он практически незаметен при обычном размере шрифта, то при больших знаках искажение форм символов хорошо видно.


Рис. 1.10. Узкое начертание гарнитуры и искусственное сжатие программными средствами (внизу – увеличенный фрагмент)

Если вы измените ширину шрифта на несколько процентов (чтобы увеличить или уменьшить пространство, занимаемое текстом), вы можете использовать функции программы. Однако, если вы планируете использовать узкий или широкий шрифт в качестве основного шрифта для оформления текста или заголовков, то лучше найти специально разработанную версию этой гарнитуры с измененной шириной.

Элементы буквенных знаков

Для любого дизайнера, который часто работает с текстом и стремится улучшить свою работу, будет не лишним узнать, как работает шрифт. Нет, речь не идет о том, как создаются электронные шрифтовые файлы - следующий подраздел будет посвящен техническим деталям.

Речь идет о том, как шрифты разработаны художниками и как они отличаются друг от друга. В конце концов, ни для кого не секрет, что, хотя существует множество декоративных, рукописных, символических шрифтов самых разных стилей, в то же самое время, большое количество наборов с засечками и рубленых букв распространено.

Непосвященным может показаться, что они почти неразличимы, однако дизайнеры, которые имеют значительный опыт работы, легко различают разные гарнитуры и знают, что практически нет универсальных. Любой шрифт имеет свои особенности: он может подходить для оформления одного текста и быть неуместным в другом.

У наиболее распространенных гарнитур есть довольно четко определенные области использования, и о некоторых из них мы говорили в разделе «Гарнитура». Однако, встретив новый или малоиспользуемый шрифт, дизайнер должен самостоятельно оценить, для чего он подходит и для какой цели лучше выбрать другую гарнитуру. В этом решении дизайнер должен опираться как на свой художественный вкус, так и на основные параметры дизайна шрифта, которые мы сейчас обсудим.

Отдельные символы, составляющие гарнитуру, в свою очередь, можно разделить на элементы. Каждый штрих, каждая линия, составляющая букву, нарисована художником, а не потому, что «он так хотел». Скорее, как мы увидим, буквы собраны из типичных элементов, как из деталей дизайнера.

Конечно, это правило не распространяется на многие рукописные и декоративные шрифты, в которых почерк или стилизованные элементы взяты за основу. При работе со случайными шрифтами художник обладает большей свободой творчества, что позволяет им быть легко узнаваемыми и иметь уникальную индивидуальность.


Также бессмысленно искать типичные элементы в символьных шрифтах и в некоторых знаках стандартных шрифтов - например, в знаках препинания и специальных типографских символах.

Основными элементами символов и букв являются основные и соединительные штрихи, показанные на рис. 1,11. В некоторых письмах эти элементы легко узнаваемы, а в некоторых (прежде всего в круглых буквах) они не так заметны, но все же присутствуют.

Рис. 1.11. Основные (1) и соединительные (2) штрихи в буквах

В большинстве случаев основные штрихи толще соединительных, но традиция рисования шрифтов оставляет свой отпечаток, и, используя в качестве примера букву «М», можно ясно видеть, что толщина штриха не всегда зависит от его роль в формировании письма.

Некоторые художники считают, что округлые буквы состоят из двух штрихов (основного и дополнительного), соединенных вместе. Другие художники выделяют округлые штрихи в особой категории.

Как вы могли заметить, горизонтальные и вертикальные линии букв имеют неравную толщину; таким же образом закругленные штрихи в буквах меняют толщину в зависимости от направления штриха. Разница в толщине штрихов, идущих в разных направлениях, называется контрастом шрифта.

Если разница в толщине отчетливо видна и вертикальные штрихи намного толще, чем горизонтальные, то шрифт считается контрастным (см. рис. 1.12, слева); если разница не очень выражена, шрифт считается малоконтрастным (см. рис. 1.12, справа).

Рис. 1.12. Контрастная (слева) и малоконтрастная (справа) гарнитуры

Штрихи некоторых шрифтов не отличаются по толщине, и такие шрифты называются неконтрастными (см. рис. 1.13, слева и в центре). Наконец, иногда встречаются шрифты с обратным контрастом, в которых вертикальные штрихи тоньше горизонтальных (см. рис. 1.13, справа). Такие шрифты встречаются довольно редко и, как правило, выполняют декоративные функции..

Рис. 1.13. Неконтрастные гарнитуры (слева, в центре) 

и декоративная гарнитура с обратной контрастностью (справа)

Как правило, шрифты с засечками контрастные, а среди неконтрастных почти все рубятся; хотя, конечно, всегда можно найти исключения из правил.

На закругленных штрихах, у которых нет резкого перехода от вертикального к горизонтальному, утолщение линии называется притоком (рис. 1.14). Вы можете заметить, что в некоторых шрифтах ось вертикальных букв как бы наклонена по диагонали (см. рис. 1.14, справа). Такие контуры букв визуально облегчают шрифт, но в то же время он становится менее строгим и официальным. Эти психологические особенности восприятия необходимо учитывать при выборе шрифта для публикации.