Файл: Характерные особенности шрифтового оформления книжных изданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Типографика - это система оформления текстов, верстки печатного издания в целом и отдельных его элементов. Другими словами, типография - это отдельная наука, набор правил, которые учат нас, как правильно составлять текст при печати книги, газеты, журнала, листовки - любого печатного продукта с текстом.

Актуальность исследования курсовой работы:

Поскольку невозможно представить себе ни одну книгу - даже простую рекламу без текста, наука о типографии становится обязательной для любого дизайнера. Независимо от того, является ли ваша основная деятельность макетом газеты с рекламой или высокохудожественным оформлением имиджевых рекламных буклетов, дизайнер должен знать основные правила оформления текста.

К сожалению, быстрое развитие компьютерных технологий привело к тому, что многие дизайнеры, занимающиеся версткой и макетированием и даже являющиеся специалистами по работе с проектными программами, в то же время не имеют достаточных знаний о типографике, и многие публикации выходят с ошибками в дизайне.

Степень изученности типографики:

Строение букв весьма сложно, но все же существуют общие закономерности, позволяющие отличить один шрифт от другого. В современной типографики сложилась четкая терминология, позволяющая охарактеризовать каждый шрифт по всем его параметрам. Шрифты различаются по:

  • гарнитуре;
  • начертанию;
  • насыщенности;
  • плотности;
  • пропорциональности;
  • контрастности.

Для каждого начертания шрифта характерна также своя емкость и удобочитаемость. Кроме того, компьютерные шрифты по форме представления шрифтового файла делятся на три группы: контурные, векторные и растровые

Цель этой работы — понять характерные особенности шрифтового оформления книжных изданий, на основе изучения параметров классификация шрифта, и понять какую роль играет наука о типографике в мире дизайна.

Объектом исследования является шрифт. Графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определённого размера и рисунка.

Предметом исследования является классификация шрифтов. Классификация шрифтов (Classification of fonts) — шрифты делятся: 1) по своему назначению и области применения на книжные, газетные, плакатно — афишные, картографические, декоративные, рекламные и имитационные шрифты, например рисунок которых близок к каллиграфическому письму; 2) по насыщенности различаются шрифты светлые, полужирные и жирные; 3) по наклону основных штрихов (по положению очка) различаются шрифты прямые, курсивные и наклонные; 4) по относительным размерам ширины и высоты.


Задачи курсовой работы:

С помощью шрифтовых гарнитур можно значительно усилить воздействие книги на человека, сделать ее содержание более понятным и доступным, привлечь к ней внимание еще до того, как она попадет в руки читателя, поэтому одной из задач этой работы является анализ классификации шрифтов. Также в работе будут поставлены задачи:

  • исследовать история появления и развития шрифта.
  • изучить общие принципы классификации шрифтов:
  • исследовать строение шрифтов,
  • рассмотреть особенности шрифтовых гарнитур,
  • проанализировать виды шрифтовых выделений в тексте;
  • рассмотреть характерные особенности шрифтового оформления книжных изданий;
  • исследовать основные составляющие шрифта, используемых для внешнего оформления книжных изданий;
  • рассмотреть стандарты, шрифтового оформления многополосных изданий;
  • Роль типографики в многополосном издании

Глава 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШРИФТА

История появления и развития шрифта

Слово шрифт пришло к нам из немецкого языка, произошло оно от слова Schrift, а оно в свою очередь, от слова schreiben, которое означало – писать. Сейчас шрифт имеет следующее определение – это графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста .

А гарнитурой называется группа шрифтов разных видов и кеглей, которые имеют одинаковое начертание, оформление и единый стиль.

Термин «типографика» пришел к нам из греческого: typos — "отпечаток" и grapho — "пишу, черчу". Определяется типографика так: это графические произведения, предназначенные для тиражирования полиграфическим способом .

Типографикой называют рисунки, выполненные художниками, в качестве оригиналов для типографского воспроизведения в буклете, книге, афише, плакате, проспекте.

Сформировалась эта разновидность графического искусства только в начале XX в., и она тесно связана с развитием книжного и журнального дела. Типографические оригиналы делают с учетом типографской верстки, способа воспроизведения, соединения с наборным и оригинальным (рисованным) шрифтом, политипажами.


Литографированные издания также относят к типографике, в них художник рисует на литографском камне иллюстрацию, а рядом он же пишет текст.

Если обратится в историю письма, то к первым его проявлениям можно отнести пиктографию - рисунки на стенах пещер и на скалах. Уже тогда древний человек пытался записать, запечатлеть события, происходившие вокруг него и с ним.

Так же, к письму можно отнести и узелковое письмо, как вид проявления письменности, и идеографию, которая считается следующим этапом после пиктограмм.

Предшественниками современного письма можно считать знаки-символы иероглифы Древнего Египта. Хотя полного перехода на фонетическое письмо не произошло, иероглифы использовались для передачи начального звука, названия предмета, явления или события.

Создателями первого алфавита литеро-фонетического письма считаются финикийцы. Именно этот алфавит был первоисточником для многих алфавитов мира, например для латинского, греческого, кириллического и прочих.

Финикийский алфавит был усовершенствован греками, которые ввели в него гласные звуки-литеры. Его знаки литеры очень просты, они имеют чёткие линии одной толщины, и состоят из простых геометрических форм — треугольника, круга, отрезка. В Европе древнегреческий алфавит стал первым алфавитом.

Латинский и русский алфавит возникли с древнегреческих надписей — капиталов, и были построены на единой графической основе.

Отдельно выделим такой стиль письма как маюскул, который высекался на колоннах, каменных плитах, триумфальных арках в Риме. Существовал и рукописный вид маюскула - квадрата. Литеры такого письма характерны своими плавными утолщениями и засечками. Рустика – это более узкие и декоративные литеры. Ещё один интересный вариант рукописного римского письма — это курсив, отличавшийся наклоном букв и их тонкими линиями.

Унциал, появившийся в VI веке, был характерен выступом концов за пределы верхних и нижних линий ряда. Этот шрифт развился и превратился в полуунциал. Данный период считается переходным от маюскульного письма к минускульному.

Каролингский минускул, который получил широкое распространение в IX, стал шрифтом, литеры которого используются и в настоящее время.

Готическое письмо, которое стало развиваться в XI—XII веках, имеет множество разновидностей по характеру начертания: текстура, декоративный, ротунда, бастарда, ломбардские версалы и фрактура.

Швабский, круглоготический шрифт был переходной формой к письму эпохи Возрождения. Возрастающее внимание ко всему античному, рождает копирование античных текстов, которые переписывают шрифтом, получившем позже название «антиква». Появляются первые трактаты Лука Пачоли, о строение литер на основе квадрата, его диагоналей и вписанного в квадрат круга.


В трактате Жоффруа Тори «Цветущий луг», литеры построены в квадрате, со сторонами, поделенными на 10 частей.

Альбрехт Дюрер так же разработал свой шрифт, в котором литеры тоже вписывались в квадрат .

Новые печатные шрифты были изготовлены в XV веке. Шрифт Гарамона стал основой для множества современных шрифтов. В нём гармонично объединились невысокая контрастность, плавный переход от основного штриха к причёске, округлость и уклон осей в литерах О, С, Ю.

Дальнейшее развитие искусство шрифта получило во второй половине XVIII — начале XIX веков в шрифтах Дидо.

В XVIII веке начинают развиваться и русские шрифты, развивавшиеся самостоятельно, имели греческую основу и назывались кириллица и глаголица.

Устав и полуустав – это одни из древнейших русских шрифтов, которые выполнялись строго и чётко, по правилу — уставу — откуда и пошли их названия. Развитие письменности породило скоропись, отличавшуюся быстрым, свободным стилем, с петлями, с росчерками, которые выходили далеко за границы рядов. В XVII веке скоропись становится этаким искусством каллиграфии, которым пишутся грамоты и официальные документы.

Формами рукописного русского шрифта стали устав, полуустав, скоропись и вязь. В 1708 году был утверждён и введён Петром I новый книжный гражданский шрифт. Он был чёткий, округлый и рациональный — некий синтез традиционных шрифтов и антиквы.

На рубеже XVIII—XIX веков был разработан новый шрифт — египетский, отличавшийся одинаковой толщиной всех линий и засечек. Позже появился шрифтгротеск (рубленый), линии литер которого были одинаковой толщины, но засечек не имели. Новые гротескные и рубленые шрифты породил ХХ век. Они следовали новому стилю в архитектуре и искусстве - конструктивизму.

Классификация шрифтов по группам

Шрифты разных гарнитур могут сильно отличаться друг от друга с точки зрения стиля. На самом деле они должны быть очень разными, но некоторые гарнитуры фактически дублируют друг друга: одна и та же идея может быть реализована разными производителями шрифтов под разными именами, иногда с небольшими изменениями, иногда с максимальной точностью.

И дело в том, что ни производитель, ни художник, который разработал шрифт, не имеют авторских прав на внешний вид шрифта (в противном случае кто-то запатентовал бы букву «А», и нам пришлось бы платить ему за каждое использование ).

Авторское право распространяется только на программный код и название шрифта, поэтому вполне законно (хотя, возможно, не слишком этично) снова нарисовать шрифт на модели и выпустить его в мир под другим именем. Не удивляйтесь, если вы не сможете отличить шрифт Courier от шрифтов Courier New, CourierC, CourierCTT, Courtier и других - это просто разные версии одного и того же шрифта от разных компаний (см. рис. 1.1).


В зависимости от того, как выглядят буквы и знаки, гарнитуры делятся на отдельные группы, что дает представление о внешнем виде гарнитуры и ее возможном использовании.

В первом приближении следующие группы или подвиды шрифтов можно назвать основными:

• с засечками или с засечками;

• без засечек или рубленый;

• случайный или декоративный;

• рукописный;

• символические и декоративные.

Рис. 1.1. Разные гарнитуры, совпадающие по внешнему виду

У шрифтов с засечками (serif) на концах буквенных штрихов есть засечки (или засечки), из которых они берут свое название. Можно сказать, что засечки визуально уравновешивают буквы, создают своего рода поддержку для каждого символа.

Для набора основного текста чаще всего используется какой-то засечный шрифт. Более того, многие дизайнеры считают, что для книг и журналов приемлемыми являются шрифты с засечками.

Различные шрифты с засечками имеют свои особенности, которые ограничивают их использование.

Например, наиболее распространенный шрифт с засечками Times New Roman, поставляемый с операционной системой Windows, используется очень часто. В то же время некоторые дизайнеры считают, что использовать его в печати нежелательно, поскольку при разработке шрифта предполагалось, что его основное назначение - отображать его на экране. Последняя версия операционной системы Windows включает гарнитуру Georgia, которая очень похожа на Times New Roman (см. рис. 1.2), но ориентирована в основном на воспроизведение при печати.

Рис. 1.2. Гарнитуры с засечками

Такие шрифты, как Lazursky или Garamond,, имеют более тонкие линии, более элегантные и изысканные формы. Это, конечно, делает их внешне более привлекательными, но ограничивает использование: сфера применения таких шрифтов - в основном журналы, брошюры, высокохудожественные публикации. Для таких шрифтов вам нужна первоклассная печать на высококачественной (например, мелованной) бумаге; Нежелательно использовать эти шрифты в газете или книге с небольшим бюджетом и обычной печатью.

Шрифт OfficinaSerif, показанный на рис. 1.2, разработан сравнительно недавно, но уже имеет специальную область для использования. Благодаря своей компактности и краткости этот шрифт часто используется для публикации научно-технической литературы, где информация имеет наибольшее значение. Шрифт OfficinaSerif легко читается даже при небольшом размере символов.