Файл: Характерные особенности шрифтового оформления книжных изданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 1.14. Гарнитуры с вертикальной (слева) и диагональной (справа) постановкой наплыва

Дополнительные элементы символов – выносные элементы, диакритические знаки и засечки (см. рис. 1.15).

Рис. 1.15. Выносные элементы (1), диакритические знаки (2)

 и засечки (3)

Выносные элементы могут различаться по размеру, а акцентированные символы могут располагаться на разных расстояниях от самого символа. Эти факторы влияют на минимальное расстояние между строками - если оно слишком мало, удаленные элементы в соседних строках могут «цепляться» друг за друга, что затрудняет быстрое чтение, потому что форму буквы сложнее распознать. В зависимости от формы и размера выносных элементов и диакритических знаков иногда необходимо увеличить расстояние между линиями.

Хотя может показаться, что такой маленький элемент, как засечки, не играет особой роли в восприятии шрифта, на самом деле это одна из его самых важных особенностей. С засечками определяется тип засечек или рубленый. Художники даже различают шрифты с засечками по форме и степени выступа. Мы не пойдем так далеко; отметим только, что засечки могут быть хорошо видны или едва украшены; в этом случае шрифт как бы занимает промежуточное положение между шрифтами с засечками и рублеными шрифтами.

Также есть линии шрифта: они находятся на нижней границе символов и отдельно на верхних границах строчных и прописных букв (см. рис. 1.16); удаленные элементы и диакритические знаки обычно выходят за пределы этих линий. Такие воображаемые линии используются при расчете расстояния между линиями, при составлении текста и иллюстраций или других элементов дизайна.

Рис. 1.16. Основные линии шрифта: верхняя линия прописных букв (1) и базовая линия (2) определяют высоту заглавных букв (3), верхняя линия строчных букв (4) и базовая линия определяют высоту строчных букв (5)

Кроме того, в каждом символе есть так называемое пространство букв (рис. 1.17, слева). При наборе символы не сливаются друг с другом не потому, что программа их раздвигает, а потому, что небольшие промежутки с обеих сторон символа закладываются художником даже при создании шрифта (см. рис. 1.17, справа). Хотя можно дополнительно влиять на расстояние между символами с помощью программы компоновки, между буквами определяется «нормальное» расстояние между символами.


Рис. 1.17. Межбуквенный просвет (слева) образуется из-за небольшого расстояния, закладываемого художником между буквой и границами символа шрифта (справа)

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШРИФТА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В МНОГОПОЛОСНЫХ ИЗДАНИЯХ

2.1. Понятие кегля и гарнитуры шрифта

Когда-то, когда еще не было компьютеров, людям все же удавалось печатать книги. И они сделали это с помощью шрифта для набора текста - отдельные буквы и знаки, отлитые из металла, из которых были сделаны строки, 16 из строк - страницы и т. Д. Этот процесс был долгим и трудоемким, и композиторы делали это теперь люди которые просто набирают текст в текстовом редакторе.

В настоящее время, когда текст набирается на компьютере, а существующие в компьютере электронные шрифты снова служат материалом для макета, макет становится проще, проще и более гибким. Тем не менее, как мы увидим, терминология и основные понятия при работе со шрифтами несут отпечаток этого «металлического» времени.

Основными параметрами шрифта как сейчас, так и много лет назад являются:

• гарнитура, то есть фактический вид шрифта;

• гарнитура, то есть версия шрифта (наклонная и т. Д.);

• размер, то есть размер букв и символов.

Во время реальной работы в конкретном тексте неизбежно появляются дополнительные параметры: ширина символа шрифта, расстояние между символами и строками и т. Д. Об этих настройках имеет смысл говорить только в связи с их использованием, и глава 2 будет посвящена Об этом говорит дизайн текста.

Попробуем рассмотреть основные параметры.

Гарнитура - это набор шрифтов разных стилей и размеров, объединенных общим стилем исполнения. Другими словами, весь основной текст этой книги (не считая заголовков) набирается одним шрифтом, хотя часть текста выделена жирным шрифтом или курсивом.

Гарнитура - это наиболее общее описание типа используемого шрифта, потому что в зависимости от выбранного размера и типа стиля восприятие текста может сильно различаться. Шрифт выбранной гарнитуры можно использовать для основного текста книги, для выделения текста, для заголовков и оформления названия книги - и все это только путем изменения размера и формы символов (рис. 2.1. ).


Рис. 2.1. Варианты одной гарнитуры

Слово «кегль» первоначально означало размер металлического штампа с выгравированной (отлитой) буквой, которая соответственно определяла размер буквы. С появлением компьютерных технологий слово «размер» использовалось для обозначения размера шрифта.

Традиционно размер измеряется в пунктах - типографских единицах измерения, о которых мы говорили выше, но часто используемые размеры получили свои названия (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Текст, набранный одной гарнитурой, но разным кеглем

В старые времена значения кегля не могли быть изменены, и наборщики могли выбирать только один из существующих наборов - в конце концов, металлические стержни с буквами не могли быть растянуты или сжаты. В компьютерные времена стало возможным изменять размер шрифта произвольно гибко, и никто не запрещает вам устанавливать любое значение точки, даже дробное - например, 12,124 пункта. Это иногда делается во время макета, так что текст занимает немного больше или меньше места на странице, другими словами, для точной настройки текста до требуемого объема.

Однако, по традиции, в большинстве случаев дизайнеры работают со стандартными значениями выводов, и, как мы увидим позже, программы верстки сразу предлагают список стандартных размеров. Со временем (и на практике) появляется возможность довольно точно распознать размер размера «на глаз», и от дизайнеров часто можно услышать фразу атаки: «здесь лучше поставить шрифт 12-го кегля»; и особенно увлеченные натуры даже запоминают названия традиционных шрифтов разных размеров, которые показаны на рис. 1 для справочных целей. 2.2, хотя их не нужно запоминать.

Размер кегля относится в первую очередь к высоте шрифта; ширина символов зависит от того, как они нарисованы и какую версию контура (нормальную, узкую, широкую) мы выбрали. Важно понимать, что разные буквы одного размера могут различаться по размеру. Буква «Ё» занимает больше места по высоте, чем буква «Е», из-за точек выше. Буква «Щ» занимает больше места, чем буква «Ш» из-за свисающего хвоста.

Поэтому, если мы измерим высоту одной буквы линейкой и пересчитаем ее в точках, то полученные числа не будут совпадать с размером. Значение, установленное при выборе размера, определяет не только высоту шрифта, но и определенные границы по высоте, в которые должны помещаться все буквы и символы (рис. 2.3).


Рис. 2.3. Схематичное изображение расчета кегля

Это правило не распространяется на символические и декоративные шрифты, в которых некоторые символы могут «выползать» из границ.

И, наконец, самое главное: значение кегль не обязательно напрямую связано с размером букв. Основную роль играет видимый размер символов, который во многом зависит от дизайна шрифта. Если взять несколько разных гарнитур, будет ясно видно, что при одном размере они различаются по размеру (рис. 2.4). Это обусловлено разным подходом дизайнеров, разным соотношением размеров прописных и строчных букв. Это неприятно, но факт - размер точки нужно регулировать в зависимости от выбранной гарнитуры.

Рис. 2.4. Текст, набранный одним кеглем, но разными гарнитурами

2.2. Интерлиньяж шрифта

Интерлиньяж (leading) - это расстояние в пунктах от линии шрифта любой строки до линии шрифта предыдущей строки (см. рис. 2.5). Английское название происходит от слова «lead», что означает «свинцовый шпон». В период ручной вербовки свинец использовался для отливки букв, а для увеличения расстояния между линиями помещалась полоса свинца. Большинство компьютерных программ используют термин межстрочный интервал (пробел между строками).

Текст, набранный «без шпон» 9 (solid), означает непрерывный набор, начальный размер которого равен размеру кегля.

Рис. 2.5. Интерлиньяж (leading)

2.3. Использование книжных шрифтов

Дизайн текста определяют многие его элементы. Основным из них является шрифт, который есть средство передачи текста в книге.

Шрифт может быть наборным и рисованным. Последний используется главным образом для оформления таких элементов издания, как обложка, переплет, титульный лист, внутренние заголовки и формируют его индивидуальный облик. Для основной же части книги используется наборный шрифт. Выбирая шрифт, необходимо учитывать три его характеристики: гарнитуру, начертание и кегль.

Гарнитура - это комплект шрифтов одного рисунка, но разных размеров (кеглей) и начертаний. Каждая гарнитура имеет свое название.

Для наборных текстов желательно в выбранной гарнитуре использовать обычные, курсивные, полужирные и курсивные полужирные шрифты. Достичь эффективного дизайна можно с помощью всего нескольких шрифтов.


При выборе шрифта необходимо учитывать и тип используемой для печати бумаги. Так, на газетной бумаге, например, плохо будут выглядеть тонкие, изящные шрифты, а тяжелые, контрастные шрифты выглядят слишком "ослепительно" на мелованной бумаге.

Для обеспечения удобочитаемости издания важен правильный выбор шрифтового кегля. Размер кегля определяется в пунктах (1 пункт = 0,376мм). Поскольку понятия эти складывались во времена металлического набора, кеглем считается величина площадки, на которой размещается буква или знак. Шрифты каждого кегля получили свое название: бриллиант (кегль 3 пункта); диамант (кегль 4 пункта); нонпарель (кегль 6 пунктов); миньон (кегль 7 пунктов); петит (кегль 8 пунктов); боргес (кегль 9 пунктов); корпус (кегль 10 пунктов); цицеро (кегль 12 пунктов); миттель (кегль 14 пунктов).

Оптимальная читаемость набора колеблется от 9-го до 14-го кегля, а для художественной литературы предпочтительны 10-12-й кегль. Комфортность чтения зависит и от формата наборной строки, оптимальной считается строка, в которой содержится 50-55 знаков.

Когда определены параметры основного текста, необходимо выбрать стиль для заголовков внутри текста, решить вопрос об использовании постоянного или переменного колонтитула, определить место размещения колонцифры на полосе, выбрать стиль оформления вспомогательных текстов (таблиц, цитат, сносок, стихотворных строк и др.) и подписей к иллюстрациям. Как правило, в последнюю очередь определяется стиль вступительной и заключительной частей книги, обращая при этом особое внимание титульному листу, который должен отражать общий стиль заголовков и основного текста книги

В процессе чтения глаз привыкнет к основному шрифту книги, поэтому он испытывает усталость, если заголовки, заметки, оглавление, предисловие, титульный лист написаны шрифтами другого типа, которые не соответствуют основному шрифту, Поэтому - во всей книге, от лицевой стороны до задней обложки, используйте шрифт только одного типа. Основой является один шрифт, меняется лишь начертание.

Это правило должно быть принято как абсолютное; как например, в Германии и Англии. Исключения допускаются только для периодических изданий, где по коммерческим причинам иногда разрешается рекламировать каждое объявление с разными шрифтами, но, конечно, с схожими гарнитурами.

Лучше всего не большое разнообразие шрифтов. Большая коллекция с тысячами разных шрифтов гораздо беднее, чем маленькая, но с хорошо представленной гарнитурой из нескольких начертаний и языков, например, кириллической или латинской. Достаточно иметь три хороших шрифта - например, обычный, хороший медиевал или эльзевир, хороший академик.