Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Рассмотрим положение предприятия и его поведение в условиях различных структур рынка. Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка.
При этом решающее значение имеет количество продавцов и масштабы их предложения, характер продукции, легкость входа на рынок и выхода из него, доступность информации и т.п. Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.
Можно сказать, что структура рынка определяет степень его кон-курентности. В настоящее время по данному критерию выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. За исключением чистой или совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции.
Главной целью данной курсовой работы является рассмотрение видов конкуренции и их сравнительный анализ.
Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы:
• изучение теорий конкуренции;
• рассмотрение особенностей каждой из теорий;
• проведение сравнительного анализа теорий конкуренции.
Предметом исследования является сравнительный анализ теорий конкуренции.
Объектом исследования являются теории конкуренции.
Актуальность темы обуславливается тем, что современные экономические агенты чаще всего осуществляют свою деятельность в условиях несовершенных рынков, когда вероятность совершенной конкуренции на рынке крайне мало, поэтому проблема сравнения теорий конкуренции достаточно актуальна.
Степень изученности данной темы можно назвать сравнительно высокой. Из авторов литературы, в которой рассматривается сравнительный анализ теорий конкуренции, можно отметить Ахматову М. «Теоретические модели конкурентоспособности», Говорову Н. «Конкурентоспособность - основной фактор развития современной экономики», Портер М. «Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов».
Информационной базой исследования явились данные официальной статистики, результаты исследований, опубликованные в периодической печати, в т.ч. в научных журналах, теоретические положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных авторов по исследуемой теме, а также материалы интернет-ресурсов.
Научная новизна данной работы состоит в разработке логически связанных теоретических положений о родах, основаниях, условиях осуществления, процессах, результатах и следствиях рыночной конкуренции, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение в области экономической теории.
Данная курсовая работа состоит из трех глав, а также введения, заключения и библиографического списка.
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ КОНКУРЕНЦИИ
Конкуренция – состязание, противостояние между производителями товаров и услуг за рынки сбыта для получения более высоких доходов, прибыли и других выгод. Конкуренция представляет собой цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование, один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.[3.C.110]
Конкуренция выполняет такие функции, как:
- регулирующую - определяет структуру и объем производства продукции в обществе, обеспечивающие максимальный уровень благосостояния;
- размещения ресурсов - экономические ресурсы концентрируются там, где они могут быть использованы с максимальной отдачей;
- инновационную - конкуренция заставляет производителей внедрять более эффективные технологии, осуществлять нововведения;
- распределительную - конкуренция распределяет созданную стоимость; большие доходы получают те, кто владеет более эффективными и качественными факторами производства.
Конкуренцию можно классифицировать по сфере деятельности на внутриотраслевую и межотраслевую. [1. С.32]
Внутриотраслевая – соперничество, борьба между компаниями одной отрасли. Отраслью называют группу компаний, которые производят либо один и тот же товар, либо родственные однородные товары.
Межотраслевая – борьба за наиболее выгодные сферы приложения капитала. Она предполагает перелив капитала из одной отрасли в другую. [4. C.57]
По методам соперничества конкуренцию разделяют на ценовую и неценовую.
1.1 Ценовая конкуренция
Ценовая конкуренция – конкурентная борьба, которая ведется по поводу и с помощью цен. Основа успешной ценовой конкуренции – производство, поэтому чтобы осуществлять ценовую конкуренцию, необходимо располагать реальными возможностями снижения издержек производства. Технология ценовой конкуренции: предприниматель назначает чаще всего более низкие цены на производимые товары, это приводит к увеличению объема спроса конкуренты, которые не имеют возможности снижать цены из-за высоких издержек производства, терпят убытки, разоряются и уходят из отрасли, уступая свое место на рынке.[13. C.403]
При небольшом числе поставщиков одного товара их поведение можно описать двояким образом. Повышение или понижение цены на товар одним из товаропроизводителей вызывает адекватную реакцию конкурентов с одной стороны. В этом случае действия конкурентов нейтрализуют преимущество в цене, которые пытался добиться один из хозяйственных субъектов. В итоге между конкурентами почти не происходит перераспределение общих объемов продаж, то есть ни один из конкурентов не почувствует потери своих клиентов.[4. C.59]
Если и происходит понижение или понижение спроса, то это отражается на всей отрасли в целом под воздействием понижения или повышения цен всеми товаропроизводителями. В зависимости от изменения динамики цен потребители ищут способы удовлетворения своих потребностей: либо путем увеличения объема закупок товара одной отрасли, либо других отраслей. Однако, изменение динамики цен одним из товаропроизводителей на свою продукцию, может не привести к реакции от конкурентов. В этом случае повышение цены побудит сокращение доли общего объема продаж товаропроизводителя, который использовал такую возможностью. Понижение цены, наоборот, позволит ему увеличить объем продаж данного товара за счет покупателей иных конкурентов. В настоящем, в зависимости от конкретных обстоятельств, поведение конкурентов в качестве ответной реакции на действия одного из олигополистов может быть более чем разнообразным.[8. C.126]
Но более правдивой реакцией можно считать то, что снижение цены одним из конкурентов может вызвать стремление у остальных конкурентов выровнять свои цены, то есть снизить их с целью недопустимого расширения рынка продаж конкурента-инициатора. В это время снижение цен кем-либо из товаропроизводителей часто конкуренты оставляют незаметным. Но такое игнорирование повышения цен со стороны конкурентов связано с планированием расширения своей доли в общем объеме продаж за счет того из конкурентов, который рискнул поднять цену на данный товар.
Несовершенства рыночного поведения. Рассмотренный выше вариант олигополистической структуры рынка, который допускает наличие ценовой конкуренции, представляет собой разряженную олигополию. В рамках этой олигополии более чем проблематично согласовать поведение конкурентов из-за их немалого числа. Несмотря на это, в тех случаях, когда рынок характеризует платная олигополия, возникает реальная возможность появления тайного сговора производителей неких продуктов.[17. C.271]
В конце XIX, начале XX веков первоначально стали формироваться объединения товаропроизводителей в форме картелей, в рамках этих объединений его участники сохраняли экономическую, юридическую самостоятельность, заключали соглашения о единой ценовой политике, о квотах производства продукции, о разделении и распределении рынков сбыта. Назывались они открытые картельные соглашения товаропроизводителей. Наиболее широкое распространение картелирование получило в Западной Европе.[10. C.45]
Вместе с картелями шел процесс появления трестов и синдикатов, - все это вело к свертыванию конкуренции и навязыванию воли крупных объединений товаропроизводителей. В результате чего государства многих промышленных стран ввели антитрестовское законодательство, направленное против неконкурентного поведения товаропроизводителей. В нынешних условиях возникла возможность тайного сговора, то есть непосредственного или молчаливого согласия конкурентов рыночного поведения, направленного в одну сторону. Установление тайного контроля над ценами дает возможность олигополистам уменьшить неопределенность, получить экономическую прибыль, и препятствовать входу в отрасль новых конкурентов.
В связи с тем, что во многих странах действует антитрестовое законодательство, то открытое картелирование, базирующееся на письменных соглашениях, становится невозможным. Соглашения в этих случаях заключаются неординарно и устно на конфиденциальных встречах. При этом используются изощренные формы камуфляжа запланированных согласованных действий олигополистов. В итоге у потребителей, наблюдателей и контролирующих органов создается впечатление ценовой конкуренции между олигополистами. Это особыми действиями фирм в рамках достаточно долгосрочных периодов, которые, осуществляя некие манипуляции с ценами на свою продукцию в порядке очередности, получают равные великие прибыли на вложенный капитал каждым из олигополистов.[14. C.138]
Непосредственно циклическое чередование позиций компаний-олигополистов дает возможность им уравновесить собственные интересы и по сути выходить общим фронтом против антимонопольных механизмов. Более изощренной формой скрытых сговоров считаются скажем именуемые джентельменские соглашения, которые заключаются в устной форме в раскованной обстановке за рамками трудового времени и которые крайне сложно обнаруживаются с целью предъявления иска. Безусловно, тайные соглашения о ценах требуют с его соучастников обоюдного доверия и готовности пойти на компромиссы и уступки, для того чтобы достичь балансированности интересов её соучастников.[12. C.122]
В действительной реальности существуют среди олигополистов существенные расхождения равно как в издержках, так и в эластичности спроса на их продукцию, помимо этого они имеют все шансы намечать разнообразные целевые установки, что обуславливает далеко нерыночное их поведение. Помимо этого в рамках тайных договоров, которые по сути блокируют ценовую конкурентную борьбу, имеют все шансы развиваться неценовые формы конкурентной борьбы, сопровождающиеся предоставлением тайных бонусов и дополнительных услуг, усовершенствованием форм обслуживания покупателей, обеспечением лучшим послесбытовым обслуживанием. В частности обеспечение бонусов способно привести к ценовой борьбе среди олигополистов, так как несоблюдение одним с участников джентельменского либо другого неофициального соглашения способно спровоцировать встречную реакцию всех или нескольких олигополистов. [8. C. 85]
Действия олигополистов в рамках тайных договоров предопределяется потребностью выбора золотой середины. С одной стороны, они должны слишком в больших масштабах максимизировать доход, поскольку это станет побуждать вхождение в эту область новых конкурентов, таким образом, и привлекать внимание наблюдательных организаций, отвечающих за выполнение антитрестовского законодательства. С другой стороны, извлечение умеренной экономической выгоды или сокращение её к нулевому значению дает возможность олигополистам заблокировать вторжение в данную область новых производителей.[18. C.306]
Лидерство в ценах - это одна из форм рыночного поведения компаний-олигополистов, при которой все без исключения конкуренты на настоящем рынке следуют в фарватере ценовой политики ведущей либо главенствующей компании олигополиста. Речь идет о том, что более основательная либо более эффективная в отрасли фирма подбирает более подходящий момент и место с целью перемены цены, в то время как все прочие компании-олигополисты автоматически придерживаются этого изменения. В этом случае практически нет ценовой конкурентной борьбы, несмотря на то, что и не имеет место быть скрытое соглашение, возможность последнего никак не исключается целиком.[3.C.124]
Но, когда мы заявляем о «лидерстве в ценах», то подразумеваем, что практически никаких соглашений или каких-либо договоренностей меж фирмами не существует. И тем не менее согласование действий олигополистов, невзирая на закамуфлированный характер, в некотором смысле совершается открыто. Ценовой лидер, высказывая публично те или иные планы в отношении предполагаемого изменения стоимости, как бы пробуждает отклик других товаропроизводителей. Встречная реакция конкурентов на зондирование лидера отрасли служит собственного рода сигналом к исполнению или воздержанию от тех либо иных мероприятий. Отличительная черта поведения ценового лидера состоит в том, что он, как правило, не отвечает на незначимые колебания в условиях издержек и спроса.[9. C. 308]