Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 3
Так как монополистическая конкуренция включает в себя переплетение моделей совершенной конкуренции и чистой монополии, можно выделить следующие ее признаки. Предполагается, что в данной отрасли функционируют большое количество фирм и имеется довольно свободный вход в эту отрасль и выход из нее. Второй чертой данного рынка является то, что все фирмы этой отрасли имеют некую возможность «назначать» цену на производимый ими товар, т. к. все фирмы продают различные от друг друга товары.[8. C.166]
К примеру, все фирмы выпускают обувь. Вроде бы товар один и тот же, но все фирмы выпускают свой продукт, отличающийся от других производителей стилем, качеством, применяемыми материалами, удобством, фурнитурой и т. п. Происходит разделение товара, которое позволяет компаниям манипулировать ценами, регулировать их как в одну, так и в другую сторону. Однако, устанавливая цены, продавцы не могут не учитывать спрос и предложение, потому термин «назначенная цена» подчеркивает уровень, на который рассчитывают продавцы. На практике они должны решать, как им будет выгоднее: продать дороже либо увеличивать объемы продаж. В итоге, каждый продавец устанавливает свою окончательную цену. Но поиски уровня цен не совсем свободны от ограничений, обусловленных спросом и предложением. Даже в крупных организациях на принятие решений влияют спрос и предложение. К тому же от издержек зависит цена предложения, а с издержками вынужден считаться любой продавец.
Потому начальным пунктом ценообразования для товаропроизводителя является динамика предельных издержек и спроса, изменяющихся во времени и не зависящих от действий товаропроизводителей-конкурентов. Таким образом, наличие большого количества производителей, выпускающих аналогичные товары, продукты или услуги, и возможность товаропроизводителя свободно войти в отрасль вносят в процесс ценообразования такой важный элемент, как конкуренция. Это говорит о том, что кривая спроса отдельной компании в условиях несовершенной конкуренции имеет падающий характер, но более плавный, чем кривая спроса отрасли. Значит дифференциация товара говорит, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие, для того, чтобы их можно было назвать аналогичным товаром, но и достаточно различные для того, чтобы товаропроизводитель чувствовал некую свободу в отношении установления цены на свой товар.[13. C.401]
На основании этого сделаем выводы. Кривая спроса отдельной фирмы имеет падающий характер; ее эластичность выше, чем эластичность кривой спроса отрасли, поскольку на рынке продаются товары-заменители, которые производятся другими фирмами. Падающий характер кривой спроса дает фирме возможность получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде экономическая прибыль всех компаний отрасли становится равной нулю.
2.4 Олигополия
Вместе с монополистической конкуренцией, особенное место среди рыночных структур в современной российской экономике занимает олигополия или структура, которая характеризуется наличием на рынке не одного, а нескольких продавцов. Верхний предел составляет 24 хозяйственных субъекта, поскольку с числа 25 условно начинается отсчет структур монополистической конкуренции.[17. C.305]
По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются на «плотные» и «разряженные» олигополии. К «плотным» олигополиям относятся отраслевые структуры, представленные на рынке от 2 до 8 продавцами. Структуры рынка, включающие в себя больше 8 хозяйственных субъектов относятся к разряженным монополиям. Такого рода разделение позволяет по-своему оценивать поведение предприятий в условиях «плотной» и «разряженной» олигополии. В случае «плотной» олигополии в силу весьма ограниченного числа продавцов возможны разного рода договоренности в отношении их совместного поведения на рынке. В случае «разряженной» олигополии это невозможно.[5. C.349]
Исходя из критерия характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные. Ординарная олигополия связана с производством и предложением стандартизированных продуктов. Большинство стандартизированных продуктов выпускаются в условиях олигополии. К таким продуктам можно отнести сталь, цветные металлы, строительные материалы и т. п. Дифференцированные олигополии создаются на основе выпуска различного ассортимента одних и тех же продуктов, т. е. в тех отраслях, в которых можно разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг. Уровень плотности олигополической структуры рынка измеряется количеством форм в той или иной отрасли и их долей в общих совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики. Так, изменяя количество фирм, возможно определить степень концентрации производства, а значит и предложения в исследуемой отрасли общественного производства.
Однако стоит подчеркнуть, что было бы неправильно ориентироваться на масштабы только национальной экономики. Олигополические структуры могут формироваться как на региональном, так и местном уровнях хозяйствования.
Послаблению олигополии способствует импорт аналогичных товаров или их заменителей из других стран. [17. C.129] Оба этих фактора могут способствовать созданию более конкурентных структур в сравнении с чисто отраслевыми рыночными структурами. В основе исторической тенденции образования олигополий лежит механизм рыночной конкуренции, который с огромной силой вытесняет из рынка слабые предприятия с помощью их банкротства, либо поглощения, либо слияния. Банкротство может быть вызвано как слабой предпринимательской активностью руководства предприятия, так и под воздействием усилий, предпринимаемых конкурентами против определенной компании.
Поглощение проходит на основании финансовых операций, которые направленны на покупку части той или иной компании, либо покупки предприятия полностью. Это отношения между сильным и слабым конкурентами.[7. C. 54]
Слияние, обычно, носит добровольный характер. Но такого рода централизация капитала и производства может быть экономически вынужденной, поскольку может произойти либо полная утрата самостоятельности, либо сильнейшая экономическая конкуренция. В основе процессов поглощения и слияния лежит стремление отдельных конкурентов увеличить свою рыночную силу. [13. C. 421] Такая централизация капитала, а затем его концентрация позволяет существенно преумножить свою долю продажи на данном рынке, контролировать рынок и цену своей продукции, а также заметно снизить затраты на ресурсы. Рост рыночной власти нескольких корпораций делает ценовую конкуренцию бесполезной, так как может превратиться в войну цен и привести к ухудшения положения всех его участников. Потому в рамках олигополистических структур ценовая политика отдельных фирм не может проводиться без должного учета реакции на нее конкурентов.
Другим важным фактором, который создает существенные предпосылки для создания олигополистических структур рынка, является научно-технический прогресс, приводящий к расширению производства с целью реализации эффекта масштаба производства. В процессе совершенствования техники и создания новых технологий заметно увеличивались технологическая концентрация производства, оптимальные размеры предприятия достигали таких масштабов, которые мешали новым фирмам войти в отрасль.[6. C.48]
Такие препятствия связаны с финансовыми проблемами и с требованием достижения низких издержек производства. В результате и с технической, и с экономической, и с финансовой точек зрения достижение масштаба производства становится главным препятствием для вступлением в отрасль. Несмотря на это, во многих случаях удовлетворение общих потребностей общества в национальных, региональных или локальных границах лучше обеспечивается на основании более правильного использования ресурсов несколькими хозяйственными субъектами, чем с многими конкурентами с небольшими объемами производства. Также существуют общие правовые ограничения, которые защищают интересы производителей, связанные с владениями патентами и лицензиями.
Специфика олигополистической структуры рынка обеспечивает особенности рыночного поведения хозяйственных субъектов и ценообразования. [11. C. 135] Ценообразование на олигополизированном рынке характеризуется многообразием форм своего проявления, но их группировка позволяет выделить четыре основные принципа:
1. Ценовая конкуренция;
2. Тайный сговор в цене;
3. Лидерство в ценах;
4. Ценовая накидка.
При этом нужно сказать, что всеобщая взаимозависимость и непредсказуемость в отношении ответных действий со стороны конкурентов делает анализ олигополистического ценообразования очень сложной проблемой. Однако, изучение базовых положений ценообразования в рамках олигополии дает право получить отправные моменты для понимания поведения агентов рынка с олигополистической структурой.
3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ ТЕОРИЙ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРИМЕРЕ
Теория компании основана на принципе стремления к получению максимальной прибыли, т.е. к увеличению разности между доходами и издержками.
Стремление получить максимальную прибыль - это критерий, определяющий поведение компании как в течение короткого и длительного периодов.
Поведение компании зависит не только от времени, но и от формы конкуренции. Мы рассмотрим рациональное поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Обратим внимание, что цель фирмы - максимизировать разрыв между ценами и издержками. На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции. Цена устанавливается только под воздействием общего рыночного спроса и предложения всех фирм. Если компания повысит цену на свою продукцию, то она потеряет покупателей, которые будут покупать продукцию ее конкурента. Значит, что ее продажи упадут до нуля. Следовательно, фирма не властна над ценой. Величина ее издержек определена технологией данной организации.
Для максимизации прибыли предприниматель может только изменить объемы производства.
Тогда встает такой вопрос: какое количество продукции предприятие должно производить и продавать, чтобы получить максимальную прибыль? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо сравнить рыночную цену на продукт и предельные издержки фирмы.
Если фирма будет увеличивать на одну, две, три и т.д. единицы свою продукцию, то каждая следующая единица будет «что-то» добавлять как к общему доходу, так и к общим издержкам. Это «что-то» - предельный доход и предельные издержки. Если предельный доход превышает предельные издержек, то каждая произведенная единица добавляет к общему доходу величину больше той, что она прибавляет к общим издержкам.
В связи с этим разность между предельным доходом и предельными издержками, а именно прибыль, увеличивается. Тогда как предельные издержки выше предельного дохода, происходит обратный процесс.
Вывод: максимум общей прибыли возможно достичь только тогда, когда наступает равенство между ценой и предельными издержками.
Если прибыль больше предельных издержек, то производство необходимо расширять. Если прибыль меньше предельных издержек, то производство необходимо сокращать. В результате на рынке совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство до точки, в которой предельные издержки уравниваются с ценой. В этой точке фирма достигает оптимального уровня производства и переходит в положение равновесия.
На Рис. 1 оптимальный объем производства определяется на уровне пересечения кривых спроса на продукцию фирмы и предельных издержек:
Рис. 1. График кривых предельных издержек
Если же объем производства будет больше или меньше оптимального - прибыль станет меньше максимальной.
Вывод: экономика добивается максимальной эффективности использования всех ресурсов, когда предельные издержки производства товаров равны их ценам.
Проблема равновесия фирмы и отрасли в длительном периоде иная, чем в коротком. Положение равновесия достигается в том случае, если фирма производит какое-то определенное количество продукции при минимальных средних издержках длительного периода, поскольку в этом состоянии цена равна предельным издержкам.
Отметим, что если минимум средних затрат компании будет превышать цены, сложившиеся на рынке, то какие-то фирмы покинут рынок, отраслевое предложение уменьшится. Это обстоятельство повысит цену на товар или услугу.
Если же минимум средних затрат ниже рыночной цены, то все фирмы данной отрасли получают сверхприбыль. Это будет стимулом для других компаний перейти в данную отрасль. В результате отраслевое предложение повысится, а цена упадет. Рациональное поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет некоторые особенности. На рынке несовершенной конкуренции компания-производитель влияет на цену своего товара. Если на рынке совершенной конкуренции дополнительный доход от продажи следующих друг за другом единиц продукции неизменен и равен рыночной цене, то на рынке несовершенной конкуренции увеличение продажи снижает цену, следовательно, и дополнительный, т.е. предельный доход.