Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
2. ПОНЯТИЕ РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ И ЕЕ ТИПЫ
Конкуренция является необходимым и важным элементом рыночного механизма, но характер и формы конкуренции различны. Они зависят от типа рыночной структуры. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рынка: количество фирм в отрасли, количество покупателей, тип производимого продукта, возможности для входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации о технологии производства, рынках сбыта, контроль над рыночной ценой товара и др., способность фирм воздействовать на спрос посредством рекламы и другие аспекты, которые могут повлиять на поведение фирм. [3.C.53]
В экономической теории выделяют 2 типа рынков:
- рынок совершенной конкуренции (ни одна из фирм отрасли не в состоянии изменить рыночную ситуацию);[4. C.63]
- рынок несовершенной конкуренции (отдельная фирма в состоянии воздействовать на рынок, может регулировать спрос, предложение, цену в выгодном для себя направлении). Выделяют 3 типа несовершенной конкуренции: чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция. [4. C.65]
В экономической теории выделяют четыре рыночные структуры, которые характеризуются следующими основными чертами, представленными в таблице 2.
Таблица 2 - Основные черты рыночных структур
Основные черты рыночной структуры |
Совершенная конкуренция |
Несовершенная конкуренция |
||
Чистая монополия |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
||
Количество и размеры компаний |
Много мелких |
Одна крупная |
Много мелких и средних |
Несколько крупных |
Тип продукции |
Однородный |
Уникальная |
Дифференцированный |
Однородный, дифференцированный |
Условия входа в отрасль и выхода из нее |
Свободный |
Заблокирован |
Возможен вход и выход |
Затруднены |
Доступ к информации |
Свободный |
Затруднен |
Относительно свободный |
Затруднен |
Контроль над ценой |
Отсутствует |
Полный |
Частичный |
Значительный |
2.1 Совершенная конкуренция
Совершенная (чистая) конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.[5. C.355]
Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:
1. на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;
2. тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов;
3. свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;
4. наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.[17. C.208]
Недостатки рынка совершенной конкуренции:
- в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;
- способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;
- не может распространяться на производство общественных благ;
- вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.[4. C.67]
2.2 Чистая монополия
Изучение вопросов, связанных с деятельностью предприятий в условиях монополии, имеет сегодня не только теоретическое, но и практическое значение. Проблема чистой монополии для России занимает одно из центральных мест в экономическом анализе. Поэтому изучение проблем микроэкономического характера, вызываемых деятельностью предприятий-монополистов, имеет первостепенную важность. Однако монополизм не является чисто российской проблемой.
Так в странах со сложившейся рыночной экономикой (США, Германия, Япония и многие другие), где небольшая доля предприятий-монополистов промышленности и где решение вопроса деятельности монополий имеет свою историю, постоянно идет процесс поиска новых современных решений. В России по данным Института Экономики РАН на данный момент примерно l / 3 промышленной продукции выпускается единственным предприятием-монополистом. Поэтому при анализе отраслевой структуры отмечается крайняя монополизация, что влияет на понижение конкурентноспособности экономики России. Анализ чистой монополии важен по двум причинам. Во-первых, в странах с развитой конкуренцией на долю монополизированного сектора приходится от трех и выше процентов ВНП. Во-вторых, изучение чистой монополии представляет научный и практический интерес, т.к. оно дает возможность понять более распространенные рыночные структуры, такие как монополистическая конкуренция и олигополия, ибо обе они сочетают в различной степени черты и чистой конкуренции, и чистой монополии.[2. С.23]
Абсолютная или чистая монополия возникает тогда, когда одна фирма становится единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей или субститутов. Чистая монополия характеризуется целым рядом специфических черт. Предприятие-монополист олицетворяет собой целую отрасль, т. е. последняя представлена всего одной фирмой. Именно эта фирма является единственным производителем или единственным поставщиком данного товара. Значит, законы спроса и предложения действуют одинаково и их проявление однозначно, что для отдельного предприятия, что для отрасли в целом.[1.С.34]
Поэтому, что свойственно поведению предприятия, то характерно и для отрасли. В этом смысле чистая монополия занимает обратную позицию чистой конкуренции. Стоит отметить, что в условиях чистой конкуренции положение предприятия, оценка его деятельности и поведения не совпадает с оценкой положения на отраслевом рынке. Предмет монополии уникален, т.к. не существует близких заменителей монополизированного продукта. Перед покупателем не стоит проблема выбора. Он вынужден либо покупать продукт у монополиста, либо обходиться без него. [5. C.357]
Отсутствие заменителей монополизированного продукта имеет важное значение с точки зрения рекламы. В зависимости от типа предполагаемого продукта или услуги монополист может варьировать уровень расходов на рекламу или не заниматься ей вообще. В частности, реклама предметов роскоши направлена на привлечение покупателей, тогда как товары первой необходимости в рекламе не нуждаются, так как их потребители постоянно сталкиваются с необходимостью их приобретения. В отличие от фирм, работающих в условиях чистой конкуренции, предприятие-монополист осуществляет значительный контроль над ценой.
При нисходящей кривой спроса на свой продукт как на продукт отрасли фирма-монополист может вызывать изменение цены на него, с помощью манипуляции с количеством его предложения. Появление и длительное функционирование предприятий-монополистов обусловлено наличием целого ряда барьеров, препятствующих вступлению других товаропроизводителей в отрасль, к таким барьерам относятся: экономические, технические, юридические и другие. Эти барьеры бывают очень значимыми, либо незначительными. [1.С.34]
В то же время нужно заметить, что как теория, так и накопленный мировой опыт позволяет сделать вывод о том, что в долговременном периоде абсолютно непреодолимых барьеров для вступления в отрасль не существует. Исходя из принципа различной степени ограниченности доступа на рынок, монополии могут быть: закрытые, производственные, природные, естественные и открытые. В силу различных обстоятельств одна фирма может стать единственным поставщиком продукции на рынке.
Закрытая монополия - возникает в результате имеющихся нормативно-законодательных актов, которые либо препятствуют проникновению других предприятий в ту или иную сферу хозяйственной деятельности, либо не допускают возможность использования чужой интеллектуальной собственности (патентное право, институт авторских прав).
Естественная монополия - образуется в отраслях, в которых долгосрочные издержки достигают минимума тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок. В таких отраслях оптимальный масштаб производства товара близок или превосходит его объем, на который предъявляется спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. [2. С.24]
Природная монополия - возникают в результате наличия уникальных природных явлений (климат, природные ископаемые, редкость определенного сырья, расположение). [1.С.48]
Открытая монополия - характеризуется тем, что фирма на какое-то время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не в результате защиты от конкурентов, а благодаря новизне предлагаемого товара или услуги. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.[5. C.357]
Понятно, что данная классификация имеет весьма упрощенный характер. Отдельные фирмы при стечении благоприятных для них обстоятельств могут обладать чертами сразу нескольких видов монополий.
В действительности на больших исторических интервалах времени все без исключения монополии считаются открытыми.
Преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет с помощью изменений в технологии или появлением принципиально новых субститутов. Все монополии в условиях бурного научно-технического прогресса подвержены ударам конкуренции.
2.3 Монополистическая конкуренция
Все товаропроизводители обычно стремятся к соответствию производимых и реализуемых на рынке товаров потребительскому спросу. Если товар не продан, значит, не получена ни прибыль и не возмещены издержки производства. До середины XIX века в национальных экономиках развитых стран господствовала свободная конкуренция. В этих условиях, объем поставляемой продукции каждым производителем-продавцом был велик настолько, что не позволял оказывать влияния на установление рыночной цены на данный вид продукта. При этом капиталы могли свободно мигрировать между отраслями в поисках более прибыльного предложения.[5. C.37]
Начиная со второй половины XIX века, постепенно завоевывает позиции несовершенная конкуренция. Она связана с возникновением крупных хозяйственных субъектов, которые постепенно стали подчинять себе все большую часть отраслевых рынков. Все это сопровождалось процессом концентрации производства , а именно сосредоточением большого количества рабочей силы и объемов производства на крупных предприятиях. В этих условиях сокращается количество производителей-продавцов и появляется некоторая возможность влиять на рыночную цену.[10. C.53]
Появление и развитие крупных товаропроизводителей в конце XIX века - начале XX века обязано во многом формированию и развитию корпоративной частной собственности в виде акционерных обществ. Этот процесс сопровождался как концентрация производства и капитала, который характеризуется широким использованием собственных средств, как метода развития фирмы, так и централизацией капитала производства путем поглощения конкурентов своей и близких отраслей производства.
К упрочению несовершенной конкуренции помимо естественного укрупнения фирм, могут привести меры законодательного, государственного регулирования. Ограничения возникают из-за действия патентов, дающих почти монопольное право распоряжения новой технологией или продуктом. Все это ведет к изменении в рыночном поведении хозяйственных субъектов, в способах ведения рыночной борьбы, которые были обусловлены формированием монополистических рыночных структур. [5. C.360]
Появление монополий значительно изменило конкурентные отношения. Как известно, монополия означает наличие единственного продавца. Если мы допускаем достаточно широкое значение понятия «товар», тогда оказывается, что ни один продаваемый в стране товар не продается одним единственным продавцом. Если же определить товар очень узко, то тогда любой продавец оказывается в некотором смысле монополистом, поскольку никогда два продавца не смогут и не будут предлагать абсолютно качественно одинаковые продукты. Значит, слово «монополия» допускает расширенную трактовку. И нет подходящего способа определить грань, насколько широко или узко надо определить понятие «товар».[9. C.255]
При чистой монополии кривая всегда нисходящая.
Монополистическая конкуренция подразумевает под собой большое число товаропроизводителей, которое превышающее как минимум 25 субъектов. Хотя четких границ не существует.
Следует заметить, что в определенных рамках все организации имеют в какой-то степени контроль над ценой. Американским Экономистом Э. Гемберменом и Великобританским Д. Робинсом были сформулированы основные положения теории монополистической конкуренции. [13. C.343] Но первооткрывателем самой идеи монополистической конкуренции считается английский монополист П. Саффа, который сформулировал ее в своей научной статье еще в 20-е годы. Данная теория означает «уничтожение стены между конкуренцией и монополией соединение их Друг с другом, создание теории, содержащей то и другое, не уничтожая различия между ними. Таким образом, введение в качестве объекта исследования монополистической конкуренции положило конец биполярной классификации рынка. Что позволило объективнее анализировать многие отрасли и сферы хозяйственной деятельности, рынок которых характеризуется конкуренцией и монополией.[13. C.353]