Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Теоретические основы прямого налогообложения)..pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
Налоговый период - календарный год.
Отчетные периоды - 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года[7,с.127].
Налоговая ставка устанавливается законами представительных органов муниципальных образований и не может превышать[4,с.310]:
- 0,3% в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям с/x назначения или к землям в составе зон с/х использования в населенных пунктах и используемых для с/x производства;
- занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
- для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
- 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны представить подтверждающие документы в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.
Организации и ИП уплачивают сумму налога (авансовых платежей) самостоятельно. Не раньше 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, предоставляют налоговую декларацию по налогу в налоговый орган и уплачивают земельный налог. Организации и ИП, уплачивают авансовые платежи по налогу, не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Налог уплачивают на основании налогового уведомления. В течение налогового периода может быть установлено не больше 2-х авансовых платежей по налогу. Налог и авансовые платежи уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков[7,с.130].
Глава Ⅱ Налоговая система
Динамика поступления прямых налогов в бюджет
Налоговые доходы от прямых налогов подлежат зачислению в бюджеты разных уровней, согласно нормативам, установленным Бюджетным Кодексом Российской Федерации (приложение 2).
В России государственное устройство разделяют на 2 части:
- федеральные;
- субфедеральные.
Есть и 3 уровень, это местные органы самоуправления. Следовательно, на каждом уровне выделяют виды налогов и сборов [11,с.66].
В федеральный бюджет зачисляются следующие виды налогов:
- налог на прибыль организаций
- налог на доходы физических лиц
- налог на добычу полезных ископаемых
- сборы за пользование объектами животного мира
- сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов
- водный налог
- государственная пошлина
В региональный бюджет зачисляются следующие виды налогов:
- налог на имущество организаций
- транспортный налог
- налог на игорный бизнес
В местные бюджеты зачисляются следующие виды налогов:
- налог на имущество физических лиц
- земельный налог
Показатели консолидированного бюджета применяются при бюджетном планировании. К примеру, данные консолидированного бюджета необходимы при расчете объемов нормативных налоговых отчислений в бюджет субъектов РФ различного уровня. К тому же полученной информации будет достаточно для вычисления объема дотаций. При этом в расчет принимаются общие объемы бюджетов различных административно-территориальных районов РФ.
При анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны необходимо знание показателей консолидированного бюджета. Именно с помощью показателей консолидированного бюджета РФ можно найти степень централизации финансовых ресурсов, которые формируются в стране и отражаются в сводном финансовом балансе государства. (Приложение 3)[6]
Исследуем динамику поступлений налоговых доходов (таблица 1)
Динамика налоговых доходов |
Относительное отклонение налоговых доходов, % |
||||
Виды доходов |
2016г |
2017г |
2018г |
2017/2016гг |
2018/2016гг |
Всего налоговых доходов |
5379 |
5839 |
6568 |
8,5% |
12,49% |
Налог на прибыль организаций |
1594 |
1752 |
2050 |
9,9% |
17% |
Налог на доходы физических лиц |
1874 |
2028 |
2281 |
8,2% |
12,48% |
Налог на добычу полезных ископаемых |
53 |
58 |
65 |
9,4% |
12,1% |
Таблица 1 - Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета (млрд.руб.)
Общие доходы в периоде с 2016 по 2018 года имеют положительную тенденцию роста. Этот аспект свидетельствует о том, что часть бизнеса вышла из теневой экономики, также увеличились доходы граждан, т.к. размер поступлений в бюджет увеличивался из года в год.
Поступления от налога на прибыль организаций с 2016 по 2018 увеличились на 456 млрд.руб. или на 17%. Поступления от налога на доходы физических лиц в указанный период выросли на 407 млрд. руб. или на 12,48%. От налога на добычу полезных ископаемых в бюджет поступило больше на 12 млрд. руб. или на 12,1%.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные статьи прямых налоговых доходов в периоде с 2016 по 2018 год имел и тенденцию к росту. Наиболее значительный темп роста наблюдается по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц 17% и 12,48% соответственно, что обусловлено увеличением платежей от крупнейших плательщиков.
Структура прямых налогов в общем объеме налоговых поступлений
Темпы роста налоговых поступлений за период 2016-2018гг. значительно превысили уровень инфляции и темпы развития экономики. Такой прирост обеспечили прямые налоги, но в 2016 году удельный вес прямых налогов в общей сумме доходов составлял 90,84%, а в 2015 году уже составляет 90,84% от общей суммы поступлений.
Таблица 2 - Структура налоговых доходов консолидированного бюджета (млрд. руб.)
Налоги |
2016г |
Удельный вес (%) |
2017г |
Удельный вес (%) |
2018г |
Удельный вес (%) |
Всего налоговых доходов |
5379 |
100 |
5839 |
100 |
6568 |
100 |
Налог на прибыль организации |
1594 |
29,63 |
1752 |
30 |
2050 |
31,21 |
Налог на доходы физических лиц |
1874 |
34,84 |
2028 |
34,73 |
2281 |
34,73 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
53 |
1 |
58 |
1 |
65 |
1 |
Таблица 2 - Структура налоговых доходов консолидированного бюджета (млрд. руб.)
В общей структуре налоговых доходов в 2018 году по сравнению с 2016 годом увеличился удельный вес налога на прибыль организаций на 1,58.% Налог на доходы физ. лиц уменьшился - на 0,11.% Удельный вес налога на добычу полезных ископаемых, в общей структуре налоговых доходов, в 2018 году по сравнению с 2016 и 2017 годами не изменился. Так же в 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличился удельный вес налога на прибыль организаций на 1,21%, а удельный вес налога на доходы физ. лиц без изменений.
Из рассмотренной выше таблицы видно, что основным бюджетообразующим налогом является налог на прибыль организации. Стоит также отметить, что налог на добычу полезных ископаемых с 2016 г. по 2018г. без изменений. Основными факторами увеличения поступлений налога на прибыль в 2016 - 2018 гг. оказали влияние такие факторы, как рост мировых цен на нефть, увеличение выручки от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе за счет увеличения объемов производства и роста цен на них.
Глава Ⅲ Пути улучшения прямого налогообложения
Проблемы прямого налогообложения в РФ
Главным элементом рыночной экономики является налоговая система. Налоговая система - это комплекс инструментов и институтов, пользующихся государством для объединения части национального дохода в бюджетах всех уровней и дальнейшем перераспределением в интересах государства [4,с.18]. Для развития хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития является налоговая система. Для этого она должна соответствовать новым общественным отношениям.
В налоговой системе России точно дифференцированы права и ответственность соответствующих уровней управления (федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов позволило учесть разного рода местные потребности и виды доходов для местных бюджетов. Однако такое налоговое законодательство недостаточно подходит к новым условиям.
В наши дни налогоплательщики жалуются на: нестабильность российских налогов, частую смену их ставок и порядка уплаты налоговых льгот. Вследствие чего и возникают трудности в организации производства и предпринимательства, определении перспектив, исчисления бюджетных платежей.
Основные недостатки состоят:
- в излишней уплотненности;
- в запутанности;
- в наличии большого количества льгот для различных категорий плательщиков;
- в продвижении технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления.
Действующее законодательство не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций и практически закрыто в отношении к мировому. Налоговое законодательство довольно часто изменяется и адаптируется к воспроизводственным процессам.
Главная проблема реформы налогообложения это нестабильность налоговой системы. Несмотря на многие изменения в налоговом законодательстве, в России есть несколько нерешенных проблем. Например, низкий уровень взимания налогов и высокая неплатежеспособность предприятий. А причина всему этому, несоблюдение налоговых правил гражданами и предприятиями.
Система сбора налогов имеет некоторые недостатки: неравные условия для предприятий, неидеальное законодательство и неопределенные подходы при его применении, что приводит к нарушению законов.
Система налогообложения в России рассматривается как несправедливая и разная для всех, а уклонения от налогов становится все больше. Для решения этих проблем разработаны довольно сложные схемы, в которых принимают участие банки и государственные организации.
Повышенные ставки налогов скрывают доходы, избегая дополнительных выплат. В июле 1998 года был введен налог с продаж в Российской Федерации. ФЗ РФ предоставил субъектам федерации право устанавливать процентную ставку в пределах 5%[7], чем они и воспользовались. Правительство считает, что это один из самых собираемых налогов. Впрочем, есть специалисты по налоговому планированию, которые могут придумать почти законные схемы, которые позволяют избежать его уплаты.
От способности привлечь в экономику капитал зависит успешность развития страны. Для этого нужно обеспечить благоприятный уровень доходности на вложенные инвестиции. С учетом разных составляющих и совокупного уровня налоговой нагрузки формируется отдача на капитал.
Следовательно, можно выделить несколько основных правил, которые налогоплательщикам необходимо соблюдать:
- знание налогов - знание текущего налогового законодательства;
- понимать, какие положительные или негативные стороны оно имеет для предприятия;
- соблюдать налоговые законы - вовремя подготовленная налоговая декларация, отчет и уплата всех причитающихся налоговых платежей;
- переговоры с налоговыми и другими органами по вопросам нарушения налогового законодательства;
- представление предприятия в судебных органах по делам о налоговых правонарушениях;
- налоговая оптимизация - управление хозяйственными операциями для достижения выгодной налоговой позиции в стратегической перспективе.
Целью дальнейших мер для развития налоговой системы России, необходимо решение следующих задач.
- Достижение справедливой налоговой нагрузки, т.е. налоговая тягость не должна быть препятствием экономическому росту. Для того чтобы не было уклонения дефицита государственных финансовых ресурсов должно быть снижение налоговой нагрузки при условии относительного сокращения бюджетных ресурсов.
- Развитие системы взимания отдельных налогов. В какой мере будет совершенной система, которая позволяет определить объект налогообложения, налоговую ставку, базу, порядок уплаты налога от этого будет зависеть степень учета интересов налогоплательщиков в налоговых отношениях. Данная проблема, пожалуй, затронет вопросы упрощения налоговой системы, уменьшение числа налогов, побуждающие мотивацию к росту прибыли и личных доходов.
- Улучшение контрольных функций, сведение к минимуму мер текущего контроля, исключение дублирования контрольных полномочий.