Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Теоретические основы прямого налогообложения)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговая декларация

Налоговая декларация подается налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

Налогоплательщики, которые являются иностранными лицами, подают копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Транспортный налог

Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, являются налогоплательщиками. Налогоплательщики, на которых зарегистрированы транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче транспортных средств по доверенности.

Объект налогообложения: автомобили, мотоциклы, самолеты, вертолеты, яхты, снегоходы и др. водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ[6,с.241].

Налоговая база определяется:

  • мощность двигателя ТС в лошадиных силах;
  • в отношении водных несамоходных транспортных средств валовая вместимость в регистровых тоннах;
  • в отношении водных и воздушных транспортных средств единица транспортного средства.

Налоговый период: календарный год.

Отчетные периоды (для организаций): первый квартал, второй квартал, третий квартал.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости, в расчете на одну лошадиную силу. Ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не больше чем в 5 раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории ТС.

Исчисление налога и авансовых платежей.

По итогам года сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Если регистрация ТС или снятия ТС с регистрации в течение налогового периода уплата суммы налога (авансового платежа) производится с учетом коэффициента. Есть исключения, когда органы власти субъекта РФ вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу. Только организации, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа самостоятельно.

Сумма налога рассчитывается как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, уплаченными в течение налогового периода.


Уплата налога и авансовых платежей производится по месту нахождения ТС в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. По истечении налогового периода организации, представляют в налоговый орган по месту нахождения ТС налоговую декларацию по налогу не позднее 1 февраля следующего года[6,с.243]. Организации, которые уплачивают авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода представляют налоговый расчет по авансовым платежам (налогу) в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налог на игорный бизнес

Налогоплательщиками являются организации и ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Объекты налогообложения[3,с.274]:

  1. игровой стол;
  2. игровой автомат;
  3. касса тотализатора;
  4. касса букмекерской конторы.

Каждый из этих объектов налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта не позднее, чем за 2 дня до даты установки объекта. Регистрация осуществляется налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта.

Налоговая база определяется отдельно по каждому объекту налогообложения.

Налоговый период - календарный месяц.

Налоговые ставки устанавливаются[3,с.275]:

  • игровой стол - от 25000 до 125000 рублей;
  • игровой автомат - от 1500 до 7500 рублей;
  • касса тотализатора или букмекерской конторы - от 25000 до 125000 рублей.

Если ставки налогов не установлены, то будут ставки:

  • игровой стол - 25000 рублей;
  • игровой автомат - 1500 рублей;
  • касса тотализатора или букмекерской конторы - 25000 рублей.

Если, например один игровой стол имеет более одного игрового поля, то ставка налога увеличивается кратно количеству игровых полей.

Установка нового объекта налогообложения до 15-го числа текущего месяца сумма налога за месяц уплачивается как произведение общего количества объектов налогообложения и ставки налога. Если установка нового объекта налогообложения после 15-го числа, то сумма налога уплачивается как произведение количества объектов налогообложения и 1/2 ставки налога. А если выбытие объекта налогообложения до 15-го числа, то сумма налога за этот месяц уплачивается как произведение количества объектов налогообложения и 1/2 ставки налога. Выбытие объекта налогообложения после 15-го числа, сумма налога уплачивается как произведение общего количества объектов налогообложения и ставки налога.


Налог уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации объектов налогообложения не позже 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация за истекший налоговый период предоставляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем[7,с.247].

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций является главным налогом в системе имущественного налогообложения организаций. Это прямой, региональный, налог с юридических лиц.

Налог на имущество организаций ввели в России в 1992 году. С 1 января 2004 года законодательные основы налогообложения имущества организаций закреплены гл. 30 НК РФ.

Организации являются плательщиками налога, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК.

Объектом обложения для российских и иностранных организаций, признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств[3,с.109].

Для иностранных организаций, объектом признается находящееся на территории России недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности и полученное по концессионному соглашению.

Объектом налогообложения не являются[6,гл.13]:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и др. природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти.

Налоговым периодом - календарный год.

Отчетный период - 1 квартал, полугодие и 9месяцев календарного года.

Налоговая база в соответствии со ст. 375 НК РФ определяется для российских и иностранных организаций как среднегодовая стоимость имущества.

Для определения налоговой базы используется следующая стоимость имущества:

  • по имуществу, подлежащему амортизации, принимается его остаточная стоимость;
  • по имуществу, не подлежащему амортизации, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа. Например, объекты жилищного фонда, внешнего благоустройства, лесного, дорожного хозяйства и т. П.

Средняя стоимость имущества за отчетный период рассчитывается как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу[3,с.110].


Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период рассчитывается как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на 13.

Для объектов недвижимого имущества иностранных организаций, которые не осуществляют деятельность на территории России через постоянные представительства, налоговая база признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Ставка налога не может превышать 2,2% и устанавливается законами субъектов Федерации.

Налоговые льготы рассчитаны ст. 381 НК РФ в виде полного освобождения от уплаты отдельных категорий плательщиков и некоторых видов имущества, находящихся на балансе налогоплательщика. К примеру[7,с.114]:

  • религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
  • общероссийские общественные организации инвалидов (среди членов которых инвалиды и их законные представители должны составлять не менее 80%) в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
  • организации, основной вид деятельности производство фармацевтической продукции - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
  • имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
  • имущество государственных научных центров;
  • организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки на учет имущества.

У региональных органов есть право устанавливать дополнительные льготы, перечень которых в случае их установления, должен быть приведен в соответствующем региональном Законе.

Статьей 382, 383 НК РФ определен порядок исчисления и сроки уплаты налога, авансовых платежей. В течение года российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи за каждый отчетный период. Сумма авансового платежа определяется как 1/4 произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества за соответствующий отчетный период[7,с.115].

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, рассчитывается как разница между суммой налога, исчисленной как произведение среднегодовой стоимости имущества за год и ставки налога, и суммой авансовых платежей, уплаченных в течение года.


Иностранные организации, которые не осуществляют деятельность на территории России, но имеющие объекты недвижимого имущества, расположенные на ее территории, уплачивают тоже в течение года авансовые платежи в размере 1/4 инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог, и соответствующей налоговой ставки. Если у налогоплательщика прекращаются права собственности на недвижимое имущество, исчисление налога и авансовых платежей по налогу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный объект был в собственности налогоплательщика, к числу месяцев в налоговом периоде.

Налог и авансовые платежи уплачиваются в сроки, установленные региональными органами власти. У региональных органов есть право освобождать отдельные категории плательщиков от уплаты авансовых платежей в течение года.

Налоговые расчеты по авансовым платежам предоставляются не позднее 30 календарных дней (с момента окончания соответствующего отчетного периода), а налоговая декларация - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом[6,гл.13].

Земельный налог

Налогоплательщиками земельного налога являются организации, ИП, физические лица, которые владеют земельными участками, признаваемые объектом налогообложения, на праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования[6,гл.14].

Не являются налогоплательщиками: организации и физлица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды

Объектами налогообложения считаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения[7,с.126]:

  • земельные участки, изъятые из оборота;
  • земельные участки, которые заняты ценными объектами культурного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и таможенных нужд;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговую базу определяют в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом[7,с.126]. Организации считают налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного пользования. Физлица, являющиеся ИП, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования. Налоговая база для физлица, определяется налоговыми органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.