Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Теоретические основы прямого налогообложения)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также и система налоговой ответственности требует совершенствования, так как судебный порядок взыскания санкций приводит к значительному количеству судебных дел. Зачастую рассмотрение дела в суде приводит к дополнительным государственным расходам, что является простой формальностью. В связи с этим нужно четко распределить права по привлечению к налоговой ответственности. Может так, судебные разбирательства нужны будут только в тех случаев, когда налогоплательщик не согласен с решением налогового органа и отказывается от уплаты санкций.

В начале 2000-х годов были реализованы некоторые важные реформы налоговой системы[10,с.493]. Были применены следующие способы:

  • отмена неэффективных налогов;
  • необходимое снижение налогообложения фонда оплаты труда за счет снижения социальных отчислений;
  • снижение ставки налога на прибыль;
  • введение налога на добычу полезных ископаемых;
  • реформирование системы налогообложения малого бизнеса;
  • отмена налога с продаж и налога на покупку иностранной валюты.

Эта значительная программа была выполнена в очень короткие сроки. Изменение в положительную сторону структуры поступлений и равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков стало следствием этих способов. Основным промежуточным результатом было реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост.

Важные цели развития современной российской налоговой системы:

  • поддержка российских товаропроизводителей путем создания благоприятных налоговых условий для инвестиций;
  • развитие в стране муниципальных налоговых систем;
  • ускорение процесса интеграции российской экономики в мировую.

Все направления развития имеют отношение ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них имеют главное значение налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые определяют налоговую тягость на товаропроизводителей, за счет чего способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.

Для поддержки экономики в руководстве страны ведутся споры об облегчении налоговой тяготы. Возможно, снизятся налоги с предприятий и налоги на доходы с капитала.

Главным элементом рыночных отношений любого развивающегося государства является налоговая система, какой бы она не была.

Мероприятия по решению проблем прямого налогообложения

Мировая практика подтверждает о том, что повышение эффективности государственного регулирования экономики требует значительного увеличения объема бюджетных средств. При этом экономический рост и инвестиционную активность налоговая система не должна подавлять[9,с.14].


Структура налоговой системы должна быть нацелена на отслеживание и учет всех финансовых потоков. Улучшение ситуации со сбором налогов должны обеспечить изменения в налоговой системе, которые могут быть достигнуты в результате двух взаимосвязанных действий. Такие как, борьба с уклонением от уплаты налогов в рамках действующей системы и продолжения реформирования налоговой системы.

Так же внимание должно быть обращено как на выравнивание условий налогообложения и сокращение налоговых льгот, так и на упрощение налоговой системы. При этом должно проходить укрепление налоговой базы субъектов Федерации с укрепление налоговой базы федерального бюджета. Это позволит заменить систему отчислений из регулирующих налогов на налоговую систему, четко разграниченную по уровням власти.

Следует искать возможности и для повышения доходов бюджетной системы. При этом следует понимать, что за счет улучшения администрирования уже существующих налогов должен быть рост доходов. Одновременно с этим по отдельным направлениям может быть расширение предпринимательской деятельности и оптимизация налогообложения.

На мотивирование производства новых товаров, работ (услуг) налоговая политика должна быть обращена на обеспечение условий инновационного развития экономики.

По этой причине нужны решения по следующему направлению:

  • нужно создать дополнительные условия для активизации инновационной деятельности.

Например, для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций следует принимать во внимание расходы налогоплательщиков на приобретение прав пользования программами для электронно-вычислительных машин и базами данных по сублицензионным договорам.

Остаются значительные вопросы по совершенствованию налогового администрирования. Нужно оценить эффективность влияния на экономический и социальный процесс.

Не допускается так, чтобы их реализация была связана с трудными процессами, которые носят перестраховочный характер и довольно осложняют экономическую жизнь организаций и повседневную жизнь граждан.

Значительные негативные последствия для функционирования государства, заключающиеся в сокращении затрат на решение социальных, природоохранных и других задач, является уменьшение налоговых поступлений. Например, по причине сокращения объемов производства из-за большого повышения налоговой нагрузки на налогоплательщиков

Перспективы развития прямого налогообложения


В последние годы РФ переживает главный экономический эксперимент, связанный с переходом от планового управления народным хозяйством к использованию рыночных механизмов экономического развития. Новые экономические инструменты соединяются с элементами предыдущей экономической системы. Процесс ухудшается тем, что в стране с переходной экономикой необходимо провести реформы в области права, экономики и политики [2,с.107]. На данный момент многие признали, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране являются ключевым фактором успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.

На этапе развития государства, стабильность налоговой системы является главным механизмом, воздействующим на уровень экономики. Но иногда налоговая система противоречит в полном объеме рыночной экономики, так как является довольно не простой по исчислению и уплате налогов, составления отчетности и заполнением налоговых деклараций.

Создание устойчивой налоговой системы является главной целью правительства. Эффективное налогообложение может быть достигнуто этапом гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями, которые ставит государство при управлении экономикой.

В области налогообложения, есть ряд проблем, которые необходимо решить. Так же, существует высокая доля теневой экономики и распространены уклонения от налогов. Это разрушает не только систему поступления налоговых доходов в бюджет, но и способствует неравной конкуренции, так как ставит добросовестных налогоплательщиков в неблагоприятные условия.

Важнейшими целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций и стимулирование инновационной деятельности.

К примеру, важнейшие направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес - цели с учетом планируемых изменений в налоговой сфере[8]. В ходе последующего трехлетнего периода приоритетом Правительства РФ остается недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Так же, планируется применять налоговые меры для стимулирования инвестиций, проводить антикризисные налоговые меры, повышать эффективность системы налогового администрирования.

В тоже время в целях противодействия неправомерному возмещению НДС и занижению налоговой базы предлагается:

  • установить обязанность при реорганизации юридического лица, восстанавливать НДС по имуществу, передаваемому правопреемнику, который уже не облагается НДС;
  • уточнить размер НДС, подлежащего восстановлению покупателю в случае перечисления авансовых платежей;
  • уточнить порядок определения налоговой базы при реализации права собственности на нежилые помещения;
  • ввести обязанность налогоплательщика к возмещению НДС, принятого к вычету по авансовому платежу, если поставка не состоялась в течение определенного периода времени.

С целью предоставления налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он планирует совершить, планируется ввести институт предварительного налогового контроля, который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах. Такой институт может существенно снизить налоговые риски, сыграет важную роль в стимулировании деловой активности за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования налогообложения.

Для обеспечения устойчивости бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов рекомендуется отказаться от установления новых льгот по региональным и местным налогам.

Наиболее главными изменениями в системе налогообложения, планируемые на ближайшие годы, являются:

  • содействие развитию малого предпринимательства;
  • противодействие уклонению от уплаты налогов с помощью низконалоговых юрисдикций, в том числе путем введения института контролируемых иностранных компаний.

Чтобы предотвратить резкий рост налоговой нагрузки на налогоплательщиков, планируется предусмотреть в НК РФ введение специальных переходных положений.

Тяжело представить себе эффективную налоговую политику, которая формируется без определения механизма контроля правильности и своевременности уплаты налогов и сборов. В этой связи, состав надзорных органов может пополниться службой предварительного контроля. В данный орган компания может обратиться за консультацией еще на этапе подготовки хозяйственных операций и четкого представления ее результатов в налоговой сфере. В то же время будет сокращен перечень сведений, составляющий налоговую тайну, что положительно скажется на информированности налогоплательщиков по отношению к своим партнерам.

Налоговая политика РФ формируются на данном этапе Минфином, который объявляет ежегодно информацию о планируемых направлениях ее развития, предоставляет данные о том, какой будет налоговая политика в ближайшие два года. Подразумевается, что в ближайшее время регулирование налоговой политики обеспечит решение сложных задач по стимулированию экономической активности, противодействию кризисным явлениям, повышению наполняемости государственной казны. Состояние системы налогообложения при выполнении нужных задач может быть улучшено, путем создания эффективной, конкурентоспособной, устойчивой и, самое главное, удобной налоговой системы.


Заключение

На основании изученного материала, можно сделать вывод: прямые налоги необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. Современные налоги - это итог демократического общества, созданного на основе социальной рыночной экономики. Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.

Проанализировав систему налогообложения прямыми налогами можно наблюдать следующее:

Общие доходы в периоде с 2016 по 2018 года имеют положительную тенденцию роста. Также стоит отметить, что наблюдается увеличение удельного веса налога на прибыль в налоговых поступлениях в бюджет. Так в 2018 г. поступления составили 31,21% в общем объеме поступлений, тогда как в 2017 и 2016 гг. - 30% и 29,63% соответственно. Основными факторами увеличения поступлений налога на прибыль в 2018 - 2016 гг. стал рост мировых цен на нефть, увеличение выручки от реализации товаров (услуг, работ) собственного производства, в том числе за счет увеличения объемов производства и роста цен на них.

В настоящее время прямые налоги в Российской Федерации являются главным стабильным и постоянным источником формирования бюджетов всех уровней. Налоговые доходы федерального бюджета представлены достаточно большим количеством прямых налогов: налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсам, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и т. д.

Положительная динамика поступлений от указанных налогов обусловлена ростом деловой активности российских предприятий, увеличением их прибыли, ростом заработной платы, а также ростом добычи нефти и газа, и среднегодового курса доллара и евро.

Из этого следует, что в современной России сегодня в конечном итоге система мобилизации прямых налогов в бюджетную систему Российской Федерации для гражданина должна обеспечить:

  1. установление налогового бремени соразмерного платежными способностями населения;
  2. прозрачность налоговой системы, в том числе контроля над расходованием средств, поступающих в бюджет в виде обязательных платежей;
  3. создание партнерских отношений с государством, основанных на принципе взаимности прав и обязанностей;
  4. возможность влияния на налоговую политику государства.