Файл: Сущность государственного регулирования предпринимательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Сущность государственного регулирования предпринимательства

1.2 Основные принципы государственного регулирования предпринимательства

1.3 Функции государственного регулирования предпринимательства

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ

2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования предпринимательства

2.2 Специфика государственного регулирования предпринимательства в РФ

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3.1 Государственное регулирование предпринимательства на современном этапе в РФ

3.2 Пути совершенствования государственного регулирования предпринимательства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

а) предприятия индивидуальных собственников (предприниматели - индивидуальные собственники);

б) «полные партнерства» («объединения лиц» или - кооперация индивидуальных собственников);

в) компании, основанные на ограничении ответственности их учредителей («объединения капиталов»);

г) трастовая собственность (англосаксонские трасты, институты фидуциарной собственности)[3].

В современной хозяйственной практике можно выделить еще такие организации предпринимательской деятельности, как лицензионные соглашения, совместные предприятия (частный случай - соглашения о разделе продукции), франшизы, венчурные соглашения, деятельность с использованием услуг агентов (зависимых или независимых) и т.д.

Между тем, все эти реалии рыночной экономики в Налоговом кодексе РФ пока никак не учитываются. Так, глава о налоге на прибыль организаций никак не увязывается ни с налоговым регулированием доходов физических лиц (хотя в главе о НДФЛ присутствует и режим налогообложения в отношении индивидуальных предпринимателей - в ст. 227 НК РФ), ни с налоговым регулированием, установленным так называемыми «специальными налоговыми режимами».

Между тем, в налоговой практике всех развитых стран в обязательном порядке присутствует нормы, согласующие (регулирующие) применение такого рода двухярусного налогообложения (на уровне доходов компаний - налогом на прибыль, и на уровне получателей распределяемой части дохода компании - налогом на личные доходы физических лиц).

Второй момент такого «рассогласования» в нашем налоговом законодательстве касается взимания налогов с доходов, переводимых за рубеж. В НК РФ есть положения об удержании этих налогов отдельно - для юридических лиц и отдельно - для физических лиц.

А если неизвестно, кто является конечным получателем (бенефициаром) таких доходов - такое часто случается, когда держателем активов (ценных бумаг), по которым выплачиваются доходы, является номинальный собственник, который в силу имеющихся у него обязательств не извещает налоговые органы о личности бенефициара, то как должны поступать налоговые органы? Вообще не взимать никакого налога, пока конечный получатель не сообщит о том, является ли он физическим или юридическим лицом?

Такая коллизия реальна, но проблема - надуманная. Дело в том, что во всех развитых странах принят единый режим ставок такого налога - для любых получателей доходов. И это - еще один нормативный режим, объединяющий в себе регулирование по налогам и с граждан, и с юридических лиц. Ну и еще один момент, который можно отнести к разряду курьезов. Это - пункт 1 ст. 45 НК РФ, в котором говорится, что «налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате налога». Вообще непонятно, чем руководствовался наш законодатель, устанавливая эту норму. Что им, при этом, имелось в виду - что один супруг не может уплатить налог за другого, что должник не может уплатить налог за кредитора, арендатор не имеет права платить налог за собственника квартиры, и т.д.? А если ребенок является собственником недвижимого имущества, его родители или иные родственники вообще не могут платить за него налоги?


Ну, а если ближе к нашей теме, то возьмем, к примеру, любое юридическое лицо (компанию, банк) и представим себе, что все люди (физические лица) из него уволились, а местонахождение его акционеров - неизвестно (и к тому же по нормам акционерного права акционеры вообще не отвечают по обязательствам акционерного общества). Тогда, получается, что налоги с этого акционерного общества вообще никак не могут быть уплачены.

В целом, резюмируя, отметим, что с учетом вышерассмотренного зарубежного опыта для РФ можно сделать следующие выводы. Первый - пора уже, видимо, завершать у нас «переходный период» к рыночной экономике - по крайней мере, в сфере регулирования предпринимательской деятельности. И второй вывод - в налоговой системе ключевыми следует сделать поощрение и стимулирование предпринимательской активности и частного накопления (сбережений, капиталов) именно граждан, а не предприятий.

Отсюда и следующие конкретные предложения:

а) перейти к концепции регулирования хозяйственной (экономической) деятельности, основанной на выделении приоритетной фигуры «коммерсанта», «предпринимателя», «частного (индивидуального) инвестора»;

б) в системе надзорной, контролирующей деятельности государственных органов перейти от контроля «по регистрации» к контролю «по факту» (к примеру, в сфере контроля на финансовым рынке не ограничиваться надзором только за действиями «зарегистрированных лиц», но применять такой надзор в отношении любых лиц, фактически осуществляющих деятельность или совершающих операции на этом рынке);

в) перейти к формированию единой системы подоходного налогообложения, охватывающей все виды доходов и всех субъектов, получающих доходы в той или иной форме. И начать эту работу следует именно с согласования режимов применения налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц.

Причем, именно с последней мерой медлить никак нельзя, поскольку ускоренная модернизация системы налогообложения, разворачивающаяся сейчас во всех развитых странах (в частности, меры по борьбе с оффшорами, по линии ОЭСР - программа BEPS («Противодействие размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения»), в США - закон ФАТКА, и т.д.) грозит не только формированием в этих странах баз данных о российских налогоплательщиках, недоступных для наших налоговых органов, но и прямым «размыванием» - в пользу «заграницы», и в ущерб нашей стране - национального налогового потенциала РФ.


1.2 Основные принципы государственного регулирования предпринимательства

Принципы предпринимательского права - это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. Основными принципами предпринимательского права могут быть названы следующие:

  1. Принцип свободы предпринимательской деятельности - получил закрепление в ст. 8, 34 Конституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". Свое развитие данный принцип нашел в ГК РФ, в других законодательных актах.
  2. Конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты - закреплен в ст. 8 Конституции РФ. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.
  3. Принцип единого экономического пространства, то есть "свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств" на всей территории Российской Федерации. Он также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
  4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ).
  5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности.
  6. Принцип законности.

1.3 Функции государственного регулирования предпринимательства

Государственное регулирование предпринимательства представляет собой систему экономического, социального, организационного, правового и политического обеспечения государством благоприятной среды для формирования и устойчивого развития современного предпринимательства[4]. Государство при этом выполняет следующие функции.


Первая функция - формирование государством субъектов предпринимательства, реализующих свои возможности к инновационной, связанной с риском, деятельности людей в сфере экономики. Государство располагает для этого всеми необходимыми средствами. Оно обеспечивает экономическую свободу предпринимательства, создает равные «правила игры» для всех участников, формирует механизм стимулирования предпринимательства, налоговую, кредитную и другие системы регулирования.

Вторая функция - формирование конкурентной среды, способствующей развитию экономической состязательности, когда конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления техники и технологии на базе высших достижений науки, реализации инновационных способностей предпринимателей, разгосударствления и приватизации, эффективной антимонопольной политики, регулирования уровня открытости национального рынка для иностранных конкурентов, протекционизма экспорта отечественной наукоемкой продукции.

Третья функция - создание условий для устойчивого увеличения предложения продукции, произведенной на инновационной основе. Эти условия создаются путем стимулирования и поддержки предпринимательских структур. Формирование предложения инновационной продукции требует соответствующей экономической и инновационной политики государства, включая такие ее составляющие как налоговая, финансово-кредитная, амортизационная и др[5]. Государство должно поощрять своей экономической политикой переориентацию предпринимательских структур на производство конкурентоспособной продукции, как на местном, так и национальном и мировом рынках.

Четвертая функция - формирование спроса на инновационную продукцию, для чего необходима разработка системы государственных заказов на наукоемкую продукцию. Государственные заказы целесообразно формировать в рамках соответствующих программ по производству необходимых обществу наукоемких изделий. Это продукция в интересах обороны страны, обеспечения государственных предприятий современным оборудованием, созданным на базе высших достижений науки и техники, осуществления значительных продаж конкурентоспособной продукции с целью приведения цен к социально приемлемому уровню и т.д. Государство может поддерживать устойчивый спрос на конкурентоспособную продукцию, стимулируя его с помощью кредитной и налоговой систем, обеспечивая социальную защиту населения, способствуя созданию эффективной организационной и рыночной инфраструктуры.


Пятая функция - формирование организационной и рыночной инфраструктуры предпринимательства. Выполнение этой функции требует создания системы рынков: национального, региональных, местных, в рамках ЕАЭС. Одновременно, государство должно оказывать поддержку в создании системы структур, обеспечивающих процесс формирования, развития и поддержки всех форм предпринимательства - центров информационно-консультативного, научного обеспечения, подготовки и повышения квалификации кадров предпринимателей, инновационных центров и союзов предпринимателей и др.

Шестая функция - обеспечение социальной ориентации предпринимательства. Выполнение этой функции требует внимания предпринимательских структур к получению не только экономического, но и социального эффекта, поскольку предпринимательский тип воспроизводства является основой благосостояния всех членов общества[6].

Правильное понимание сущности и роли предпринимательства требует от государственного регулирования стимулировать воспроизводство инновационного типа и развивать конкуренцию. Это повышает уровень и динамичную устойчивость развития национальной экономики, является путем роста национального богатства и благосостояния всех членов общества.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ

2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования предпринимательства

Рассматривая зарубежную практику, отметим, что малое и среднее предпринимательство в странах являет собой единое целостное явление. Одной из особенностей условий успешного функционирования экономики является высокий уровень развития малого предпринимательства. Это подразумевает под собой, что малый бизнес во всех развитых странах определяет темпы роста экономики, а также структуру ВВП. Успешное функционирование малых и средних предприятий создает благоприятные условия для оздоровления экономики.