Файл: Сущность государственного регулирования предпринимательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Сущность государственного регулирования предпринимательства

1.2 Основные принципы государственного регулирования предпринимательства

1.3 Функции государственного регулирования предпринимательства

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ

2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования предпринимательства

2.2 Специфика государственного регулирования предпринимательства в РФ

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3.1 Государственное регулирование предпринимательства на современном этапе в РФ

3.2 Пути совершенствования государственного регулирования предпринимательства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Предпринимательство потенциально способно разрешить многие социально-экономические проблемы, характерные для современной России. Среди них: безработица, снижение вовлеченности экономически активного населения в процесс модернизации производственно-хозяйственной базы страны, депрессивное эмоционально состояние молодежи, обусловленное неработоспособностью социальных лифтов и т.д. Однако, в настоящее время развитие российского предпринимательства сдерживается низким качеством институциональной среды, наполненной рядом институциональных ловушек.

Целью данной работы является анализ теоретических основ государственного регулирования предпринимательства, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы государственного регулирования предпринимательства;

- изучить особенности государственного регулирования предпринимательства в РФ;

- рассмотреть перспективы развития государственного регулирования предпринимательства на современном этапе.

Объект исследования – предпринимательство.

Предмет исследования - теоретические основы государственного регулирования предпринимательства.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области экономики, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Сущность государственного регулирования предпринимательства

В экономическом смысле, «предприниматель» - это лицо, берущее на себя ответственность за конечный результат организуемой им предпринимательской деятельности. И, соответственно, предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность человека, направленная на извлечение дохода (прибыли) путем производства полезных для других людей продуктов. Предпринимательская деятельность всегда основывается на собственном труде предпринимателя (организационном, управленческом, надзорном, и т.п.) и может включать (или не включать) привлечение собственного капитала предпринимателя - в денежной, материальной и иных формах.


Право на предпринимательскую деятельность непосредственно вытекают из права на частную собственность, входящее в список важнейших прав человека. Эти права были провозглашены буржуазной Французской революцией как «естественные», неотъемлемые права всякого человека, которые даны ему от рождения и которые не могут зависеть от разрешения или благоволения какого-либо лица или органа. В этом - коренное отличие современной буржуазно- демократической системы права от всех ранее существовавших правовых систем или режимов регулирования жизни людей.

Как известно, право частной собственности включает в себя право владения, право использования и право распоряжения частной собственностью. А все это, в совокупности, как раз и составляет правовую основу, необходимую для ведения предпринимательской деятельности.

Право владения - право иметь в своей собственности средства производства и предметы труда: путем их приобретения или создания, добычи их собственными усилиями. Право пользования - это право использовать имеющиеся у человека активы (принадлежащее ему имущество) любым образом, включая, в том числе, и в целях производительной деятельности (как средства производства и предметы труда, используемые для производства продуктов для продажи на рынке). Право распоряжения означает, что человек имеет право передавать другим людям любое свое имущество, включая и произведенные с его помощью продукты, на тех условиях, которые он сочтет для себя выгодными.

Иначе говоря, владение производственными активами (капиталом), использование их для производства полезных вещей и продажа этих вещей с выгодой для себя является частным случаем общего права частной собственности.

На первый взгляд, все эти вещи вполне тривиальны, и всем понятны. Но тем более парадоксально, что в современной России, давно, вроде бы, определившей для себя путь развития рыночной экономики, до сих пор сохраняется недооценка того факта, что единственной движущей силой является частное предпринимательство, и что в центр всякого регулирования хозяйственной деятельности следует поместить как раз человека - частного предпринимателя, частного инвестора, самостоятельного и ответственного за свои действия хозяина дела (бизнес в переводе с английского как раз и означает дело, деловое занятие).

Если же обратиться к современной системе регулирования предпринимательской деятельности в РФ, то мы увидим, что она по-прежнему основывается на советском административно-правовом понятии «предприятие» - вместо принятого во всех развитых странах буржуазно-демократическом понятии «коммерсант» или «предприниматель». Между тем, еще в середине 1980-х гг. правильное представление о сущности понятия «предприниматель» в нашей стране имелось - правда, в учебниках о зарубежном праве и зарубежном предпринимательстве.


Так, в учебнике «Гражданское и торговое право капиталистических государств» (1983 г., под редакцией Р.Л. Нарышкиной) есть специальная глава «Коммерсанты и торговые сделки», в которой сообщается следующее: «Статус коммерсанта признается по закону за лицом, деятельность которого характеризуется двумя признаками: заключением сделок и осуществлением иных хозяйственных операций в виде предпринимательства, с одной стороны, и осуществлением такой предпринимательской деятельности от своего имени, то есть, в качестве самостоятельного хозяйственного деятеля, с другой»[1].

При этом, в Торговом кодексе Франции «коммерсантом» признается любое лицо, которое совершает сделки от своего имени - для этого не нужно никакого разрешения, надо только представить сведения о себе в Торговый реестр. Правда, для иностранцев установлены особые условия: они должны получить соответствующее разрешение в органе полиции по месту своего жительства во Франции.

Более сложный порядок действует в Германии: закон выделяет виды деятельности, занятие которыми автоматически делает человека «коммерсантом», даже без регистрации в Торговом реестре (сделки на товарных и фондовых биржах, осуществление банковской, страховой, комиссионной (агентской) деятельности и т.д.); виды деятельности, для осуществления которых соответствующие лица вначале обязаны зарегистрироваться в Торговом реестре; и виды деятельности, в отношении которых для лиц, занимающихся ими, дается право выбора, регистрироваться им в Торговом реестре или нет (в основном, в сфере сельского и лесного хозяйствования).

А в англосаксонском праве даже юридически определенного понятия «предприниматель» или «коммерсанта» вообще нет. Законодатель считает, что в этом нет никакой необходимости: любой дееспособный гражданин вправе осуществлять любые разрешенные законом действия и операции, включая и занятие предпринимательской деятельностью, а выполнение необходимых требований, связанных с получением лицензий, разрешений, регистрацией торговых марок и т.д., определяется целиком правилами и ограничениями, определяющими порядок занятия той или иной профессией. И если человек в эти регулируемые виды деятельности не вовлекается, то и никаких иных требований для него законом не установлено.

Поэтому единственное, что требуется в Великобритании от человека, занимающегося предпринимательской деятельностью - это ведение учета своих операций и предоставление отчетности в налоговые органы[2].


В США все так же просто: коммерсант - это «любое лицо, которое совершает операции с товарами... или ведет себя так, как будто обладает опытом в отношении сделок с товарами» (ЕТК США, ст. 2-104).

А что касается понятия «предприятие», то классическим можно считать определение, сформулированное профессором Л. Эннекцерусом в «Курсе германского гражданского права»: «Предприятие - это сумма вещей, прав или фактических отношений, которые через субъекта прав (предпринимателя) связаны в организационное единство».

И сейчас во всех развитых странах мира хозяйственное законодательство ориентируется как раз на экономически самостоятельного гражданина - управляющего собственным предприятием или владеющего долями, акциями в других частных предприятиях, основного агента, формирующего платежеспособный спрос на рынке конечного готового продукта (а это продукт как раз и является целью всякого производства) и субъекта процесса частного накопления, которое и определяет, в конечном счете, темпы и масштабы экономического развития каждой страны.

И при этом, следует особо подчеркнуть, что все эти причины определяют и политическую роль, и социальную значимость экономически самостоятельного гражданина в современном обществе в любой развитой стране, что выражается самым наглядным образом - долей налоговых платежей таких граждан в общей сумме доходов бюджетной системы. Действительно, сборы личного подоходного налога в ведущих развитых странах составляют до двух третей всех доходов центрального бюджета, а этот налог не платят самые бедные, и его успешно минимизируют для себя самые богатые.

Что же касается России, то, на самом деле, в Гражданском кодексе РФ все же есть такое правильное понятие «предприятия» - как объекта правовых отношений, но далее наш законодатель забывает об этом, и далее уже всю сферу регулирования предпринимательской деятельности строит на выделении «предприятия» как субъекта права - либо наравне с гражданами (физическим лицами), либо вовсе игнорируя последних (пример - регулирование банковской и страховой деятельности).

Правда, в целом, эта правовая коллизия все же законодателем как-то ощущается, и им придумываются разные уловки и всякие новые «конструкции», чтобы избежать такого прямого столкновения с ГК РФ. Так, вместо определения «предприятия» часто используется понятие «юридические лица» (хотя юридические лица есть и в сфере публичного права, которые вообще никакого отношения к предпринимательской деятельности не имеют), а в налоговом праве придумано даже совсем новое понятие - «организации».


Но ни «предпринимателя», ни «коммерсанта» наш законодатель категорически признавать не хочет, и в итоге мы имеем «рыночную экономику» без ее ключевой фигуры - человека, избравшего для себя стезю самостоятельной предпринимательской деятельности.

Наиболее наглядным примером такого неприятия является изобретение так называемого «предпринимателя без образования юридического лица» - ПБОЮЛ. Действительно, в понимании нашего законодателя этот самый ПБОЮЛ - некий частный случай, когда некий человек вдруг решил заняться предпринимательской деятельностью, но без организации особого юридического лица.

Затем, это же мировоззрение сработало и при принятии законодательстве о банкротстве: только сейчас эта процедура стала распространяться и на физических лиц, хотя уже давно такой порядок действует в отношении юридических лиц.

Между тем, реальная потребность в регулировании этого вопроса в условиях рыночной экономики - как средство защиты от злоупотреблений кредиторов - приоритетна как раз именно для физических лиц, поскольку в случае банкротства компаний их управляющие и собственники и так уже имеют достаточную защиту от такой опасности (первые - в лице трудового законодательства, а вторые - в силу действия принципа «ограниченной ответственности»). Можно сказать, что это все уже в прошлом, но мы видим, что и сейчас, когда власти уже отказались от конструкции ПБОЮЛ, вдруг придумана форма укрытия индивидуального предпринимателя под особым названием «фирмы» - что вообще противоречит всему статусу такого предпринимателя, обязанного действовать на режиме полной своей ответственности и под своим настоящим именем.

А что же касается общего взгляда нашего законодателя на индивидуального предпринимателя - как на особый случай - особого субъекта рыночной экономики, то на самом деле все обстоит ровно наоборот: среди массы частных предпринимателей - людей только некоторые из них, по каким-то им известным причинам, выбирают для себя из разных способов ведения предпринимательской деятельности способ организации для этих целей отдельного от себя, искусственного субъекта - особого юридического лица. И, как уже было показано выше, современная буржуазно-демократическая система права дают ему эту возможность - наряду с другими - но никак не обязывает его к этому действию и, наряду с этим, никак не ограничивает его права осуществлять свою предпринимательскую деятельность иными способами и средствами.

Всего таких средств и способов сейчас можно выделить довольно много. В.А. Кашин еще в середине 1980-х гг. выделил среди них четыре основных: