Файл: Сущность государственного регулирования предпринимательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Сущность государственного регулирования предпринимательства

1.2 Основные принципы государственного регулирования предпринимательства

1.3 Функции государственного регулирования предпринимательства

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ

2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования предпринимательства

2.2 Специфика государственного регулирования предпринимательства в РФ

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3.1 Государственное регулирование предпринимательства на современном этапе в РФ

3.2 Пути совершенствования государственного регулирования предпринимательства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Большое значение имеет способность малых предприятий создавать пути и возможности для трудоустройства населения, использования производственных мощностей и расширения предпринимательской деятельности страны. Именно по этим причинам для малого предпринимательства в развитых странах создаются государством благоприятные условия.

Касаясь России, необходимо отметить, что вхождение России в мировую экономику тем самым подводит государство к активному вмешательству и помощи в развитии малого и среднего предпринимательства в стране. То есть большое внимание в странах уделяется решению проблем устойчивости малых и средних предприятий, их эффективности. Но в силу ряда обстоятельств необходимого развития данный сектор экономики России не получил.

Поэтому особый интерес представляет изучение опыта зарубежных развитых стран по поддержке предпринимательства. С учетом этих знаний необходимо определить меры и перспективы улучшения этой области деятельности в России.

Кроме всего прочего, важно отметить данную проблематику на примере ЕС. Итак, самая эффективная государственная политика в отношении поддержки предприятий осуществляется через специальный правительственный орган. В каждой стране - он свой. Например, в США - это SBA, а в Великобритании - SBS, в Германии - DG VIII, в Японии - METI, в Венгрии - Национальный Совет по развитию предпринимательства, а в Польше - Департамент ремесленничества, малого и среднего предпринимательства. Полномочия и функции всех этих ведомств похожи. Есть, конечно, и отличия. И эти отличия заключаются в том, что различна иерархия подчиненности в каждом ведомстве и во взаимодействии ведомств между собой. В России такая предпринимательская инициатива подавлялась довольно долго. Вся сила власти направлена была длительное время на то, чтобы поддерживать властный аппарат. В нашем случае, для России лучше подходит SBA (SmallBusinessAdministration).

Опыт создания государственных органов поддержки предпринимательства в России уже имеется. И этот опыт показал, что отсутствие определенных средств и полномочий никак не позволяет эффективно осуществлять государственную политику в отношении предпринимательства. Однако создание такого органа, как Департамент поддержки и развития предпринимательства при правительстве позволило решить ряд проблем предприятий, обеспечив мощную им поддержку со стороны государства.

В США, например, SBA организовала разветвленную сеть представительств и компаний, которые финансируются из средств федерального бюджета. Кратко необходимо обозначить некоторые виды поддержки предприятий, причем они широко применялись в зарубежных странах и могут эффективно использоваться в России[7]. К их числу относят Консультационные бюро руководящих работников в отставке. Аналогичные структуры действуют в странах ЕС. Бюро оказывает консультационную помощь с выездом на предприятие. Данный опыт можно активно применять в нашей стране. Это можно осуществить при помощи создания баз данных о пенсионерах, которые, к примеру, заинтересованы в сотрудничестве с местными структурами поддержки предпринимательства[8].


В рассматриваемых нами странах, а именно в США, Германии, Японии и так далее, для того, чтобы предприятие получило какой-то крупный кредит для своего развития, а также какую-либо техническую помощь, оно обязано предоставить объективные сведения по всем аспектам своей деятельности. Это существенно снижает риски. В России, ориентируясь на ограниченность ресурсов, при множестве обращений за финансовой помощью и при большом проценте невозврата этих кредитов важно обязательное объективное диагностирование предприятий.

Предоставление государственных гарантий по поддержке и по обеспечению кредитов является довольно сильным рычагом некой косвенной финансовой поддержки предприятий. Такие программы существуют в США, Японии, Германии и других странах. Развитие такой системы поможет расширить базу ресурсов поддержки предприятий. Это также произойдет за счет привлечения частного капитала.

Интересен также опыт создания частных инвестиционных компаний, целью которых является кредитование предпринимательства. Этот опыт распространен в США, Англии, Японии и др. Для этих компаний стимулом для кредитования предпринимательства является возможность участия этих организаций в прибылях предприятий[9].

Таким образом, из всего вышесказанного можно выделить несколько ключевых тенденций развития предпринимательства в высокоразвитых странах.

Первая тенденция включает в себя предоставление предприятиям большей свободы, а именно снижение административного воздействия на них. Государственная политика в данном случае направлена на максимальную поддержку. Говоря о приоритетах, здесь стоит упомянуть социальную составляющую. Так, в США к очень быстрому росту мелких предприятий привело расширение их свободы и поддержки от государства, а также уменьшение мощного государственного вмешательства. В Австралии была создана система, которая сдерживала принятие нормативных законопроектов, направленных на конкуренцию и оказывающих на нее негативное воздействие. Цель такой реформы регулирования — повышение эффективности функционирования рынков[10]. Основной способ достижения данной цели – это повышение ответственности предприятия путем саморегулирования . Отметим общие принципы регулирования:

  • здоровая конкуренция обеспечивает выгоду для потребителя;
  • правительство рассматривает варианты вмешательства в экономику в случае, если рыночные силы не способны достичь рационального и равномерного распределения ресурсов, или в случае, когда для достижения равновесия необходимы высокие издержки;
  • добровольные кодексы поведения.

Если доказана необходимость вмешательства в функционирование рынка, то необходимо сначала изучить возможность реализации самой мягкой опции — саморегулирования. Если это не помогает, то рассматривается метод квазирегулирования. И уже в крайнем случае — прямое государственное вмешательство[11].

Рассматривая зарубежные страны, хочется отметить, что, например, в Германии государство может вмешиваться в экономические процессы только в том случае, когда частный сектор не может в необходимой мере приспособиться к существующим условиям деятельности. Здесь особое значение имеет принцип соответствия государственного регулирования правилам рыночной экономики. Смысл данного принципа заключается в том, что обеспечиваются специальные условия конкуренции. Эти усилия направлены на сохранение как можно большего количества малых и средних предприятий. Говоря об антимонопольном законодательстве в Германии, такое законодательство препятствует некоторым субъектам доминировать на рынке. В данном случае, большое значение отдается не государственной поддержке, а самостоятельности предпринимательства в стране. Второе направление регулирования государством предпринимательской деятельности — это его поддержка[12].

Анализ французского опыта показал, что там осуществляется стимулирование перемещения предприятий на периферию. Организации получают целевые кредиты на капиталовложения. Цель - развить слабые регионы.

В США отмечается создание большого количества «инкубаторов бизнеса». Их задачей является оказание помощи в создании новых предприятий, которые функционируют при помощи субсидий; средств, получаемых от муниципальных властей; помощи промышленных корпораций, а также за счет арендной платы предпринимателей и процентов от продаж. Расширяется строительство технопарков, где большую роль играют муниципальные власти. Создав специальные производственные площадки, в последующем они продают их предпринимателям, которым эти площадки необходимы для размещения на них самых разнообразных производств[13].

Значительный интерес также представляет опыт государственной поддержки предприятий в Китае[14]. Здесь для поощрения инвестиционной деятельности малых и средних предприятий уменьшают подоходный налог в случае, если инвестиции будут направлены на российское оборудование. Изучив опыт Венгрии, отметим, что в стране выделяется следующие группы налоговых льгот, а именно: общие налоговые льготы; льготы для развития НИОКР; льготы для представителей малого и среднего бизнеса. Такая группировка льгот для нашей страны, по нашему мнению, тоже была бы полезна и интересна.


Рассмотрим также зарубежный опыт антимонопольного регулирования. К настоящему времени сложились три системы антимонопольного регулирования (рис. 2.1).

Рис.2.1. Основные системы антимонопольного регулирования за рубежом

Рассмотрим более подробно каждую систему антимонопольного регулирования.

    1. Американская система отличается тем, что в ее основе располагается принцип формального запрета монополистической практики. Это самая формализованная и довольно жесткая парадигма системы антимонопольного регулирования. В этой системе явный приоритет имеют интересы поддержания конкуренции на национальном рынке.

В основе американской антимонопольной политики лежит три федеральных закона: Закон о Федеральной комиссии по торговле и Законы Шермана, Клейтона.

Рассматривая закон Шермана, отметим, что его основной целью является создание условий для свободного предпринимательства и не здоровой ограничиваемой конкуренции. Закон направлен на повышение благосостояния потребителей и на предотвращение несправедливого и нерационального перераспределения благ к производителям. Закон содержит также запрет на объединения предпринимателей (тресты) и действия, которые могли бы ограничивать коммерцию между штатами. Законом запрещается монополизация.

    1. Европейская система принята в странах ЕС. В основе данной систему лежит принцип контроля и регулирования монополий. То есть монополистическая деятельность не запрещается. Она допускается в том случае, если нет нарушений условий, указанных в законе. Данную систему можно назвать протекционистской в отношении к конкуренции извне. Если сравнить европейскую и американскую системы, то стоит заметить, что в европейской системе поддержание конкуренции приоритетно меньше, чем сохранение национальных производителей .

Если говорить о европейской системе, то в качестве основной цели здесь определено создание условий, при которых конкуренция на рынке носит нормальный характер.

На сегодняшний день Европейская комиссия регулирует четыре сферы деятельности :контроль за антиконкурентными соглашениями;контроль над слиянием фирм;либерализация секторов экономики, которые относятся к естественной монополии;регулирование государственной помощи.

Каждая страна ЕС имеет свое антимонопольное законодательство. Все это до тех пор, пока нарушение не выйдет за рамки ЕС (не повлияет на ограничение конкуренции). При этом Европейская комиссия не будет вмешиваться в эту деятельность членов ЕС[15].


3. Рассматривая японскую систему, отметим, что ограничения монополий и поддержание конкуренции на внутреннем рынке не уступает в своей приоритетности общей экспортной направленности. Кроме того, она полностью подчинена этой задачи. Для того чтобы обеспечивать качественное и эффективное удержание позиций на международных рынках системой допускаются формы межфирменного взаимодействия.

Также отмечено функционирование объединений малого и среднего бизнеса. Причем они осуществляют роль посредника во взаимоотношениях предпринимателей и власти. Эффективное саморегулирование в японской системе предполагает под собой наличие не только кодекса поведения, но и механизмов его защиты. Основным стимулом для создания схем саморегулирования является получение дополнительной прибыли. Наблюдается рост количества схем саморегулирования. Намерения государства вмешаться в случае неспособности бизнеса самостоятельно разрешить проблему стало причиной для создания стимула к развитию саморегулирования.

Подробнее указанное можно проследить на примере некоторых направлений, через которые государство осуществляет охрану публичных интересов в сфере предпринимательской деятельности:

  • обеспечение государственных и общественных нужд;
  • формирование государственного бюджета;
  • защита окружающей среды и недропользование;
  • реализация свободы конкуренции, защита от монополизма;
  • интеграция экономики нашей страны в мировую экономику;
  • качество и безопасность товаров и услуг.

Изучив и, сопоставив малый и средний бизнес в России и за рубежом, можно заметить и идентифицировать западную модель предпринимательства как традиционную. Обществом такая модель оценивается довольно позитивно. Предприятия малого бизнеса на Западе, в основном, узко специализированы, но при всем при этом они сохраняют за собой потенциал быстрого перепрофилирования. Малые и средние предприятия пользуются узаконенной поддержкой властей.

Касаемо малого и среднего предпринимательства, то для России это довольно новая форма хозяйственной деятельности. Она организовывается за счет собственных ресурсов или средств инвесторов, крупных предприятий. Для малого и среднего предпринимательства характерны следующие особенности:

  1. гораздо реже используется начальный заемный капитал;
  2. издержки довольно высокого уровня;
  3. преимущества быстрого перепрофилирования задействованы очень слабо;
  4. отношения с посредниками по сбыту отличаются диспаритетностью;
  5. наблюдается очень сильная зависимость от власти;
  6. сформированы особенные «теневые» стороны деятельности. Российскому малому бизнесу свойственны и существенные региональные