Файл: Сущность государственного регулирования предпринимательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Сущность государственного регулирования предпринимательства

1.2 Основные принципы государственного регулирования предпринимательства

1.3 Функции государственного регулирования предпринимательства

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ

2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования предпринимательства

2.2 Специфика государственного регулирования предпринимательства в РФ

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3.1 Государственное регулирование предпринимательства на современном этапе в РФ

3.2 Пути совершенствования государственного регулирования предпринимательства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Следующий блок, который обязательно должен быть представлен в совете, - это банки и финансовые организации, которые кредитуют проекты. Это казалось очень важным, поскольку на практике они и финансируют, и в последующем контролируют реализацию проектов как одна из наиболее заинтересованных сторон. Так как в ряде крупных проектов присутствуют иностранные компании и иностранный капитал, создатели Совета полагали, что важно пригласить организации, представляющие интересы иностранных инвесторов. Последний, но не менее важный блок - это представители общественных и научных организаций. В расчетах ставка делалась на такие организации, как: ТПП РФ, «Деловая Россия» и др. На этапе разработки положения о Координационном Совета «муссировался», иначе не скажешь, тезис - приглашать или не приглашать в состав Совета представителей общественных и профессиональных организаций деловых кругов, бизнеса, и приглашать ли рабочие группы, сформированными по отраслевому принципу. «Чиновничий угол зрения» на эти вопросы и отчетливые признаки бюрократической ментальности давали о себе знать в их нарративах и риторике: приглашаем общественность и рабочие группы, «потому что без них принимать какие-либо системообразующие решения и обсуждать вопросы развития будет не совсем корректно».

Первый, и второй документы были для чиновников минэкономразвития по их собственному признанию осознанными действиями организационно-распорядительного свойства в контексте трех соображений:

1) чтобы наиболее полно понимать ситуацию в регионах;

2) видеть тенденции и изменения;

3) для стимулирования регионов. Насколько такой подход, предложенные формы и методики содействовали развитию ГЧП и насколько они стимулировали работу органов власти в регионах и на местах, остается неясным.

Результаты же развития ГЧП, а связанных с этой формой отношений инвестиционных притоков в экономику, не впечатляют.

Тем не менее, в относительно короткий исторический период, в течение 10 последних лет совместными усилиями государства и деловых кругов были созданы инструменты финансовой поддержки партнерских отношений, формировались и начали функционировать на федеральном уровне специализированные агентства, их подразделения в регионах, которым вменялось в обязанность поддержка организационных, правовых, информационных и прочих усилий, дабы сдвинуть с «мертвой точки» процесс развития ГЧП.


ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3.1 Государственное регулирование предпринимательства на современном этапе в РФ

Основная проблема правового регулирования состоит в том, что совокупность предпринимательских отношений постоянно развивается, таким образом, возникают их новые разновидности, а тем временем право не всегда успевает адекватно отразить особенности, присущие таким отношениям[21]. Отсутствие эффективных правовых норм ведет к правовому нигилизму и незаконным методам ведения деятельности и разрешения споров[22].

Правовое регулирование предпринимательства в России не может носить четкого, детального характера, в связи с тем, что статус предпринимателя и контроль, который на него распространяется, предоставляет больше публичного нормирования, нежели частного в отношениях с другими участниками и государством.

В связи с этим необходимо более ясно определить права, обязанности, ограничения для предпринимателя и нормы, которые бы регулировали непосредственно предпринимательскую деятельность и не являлись отсылочными. Безусловно, чтобы понять сущность конституционно правового регулирования предпринимательской деятельности, стоит обратиться, к примеру, который характеризует рассматриваемую нами тему.

Сразу восемь российских предприятий и организаций обратились в Конституционный суд с жалобой на слишком большие минимальные штрафы, прописанные в КоАП. По их мнению, в кодексе отсутствует градация штрафников по имущественному и материальному признаку. И транснациональная газовая корпорация, и мелкий торговец платят за нарушения одинаковые суммы — сотни тысяч рублей. Конституционный суд начал рассматривать жалобу на Кодекс об административных правонарушениях. Ее подали сразу несколько предприятий и организаций из разных регионов России. Они были оштрафованы за различные административные правонарушения на суммы от 100 тыс. до 800 тыс. руб. Барышский мясокомбинат (Ульяновская область) был оштрафован на 800 тыс. руб. за то, что без лицензии брал воду из артезианской скважины на своем участке для хозяйственных нужд. По КоАП за такое правонарушение взимают от 800 тыс. до 1 млн. руб.


Мясокомбинат получил минимальную сумму — 800 тыс. Развитие законодательства о предпринимательской деятельности прежде всего должно включать в свою основу и исходить из соблюдения определенных принципов, лежащих в основе предпринимательства, важнейшим из которых принцип свободы предпринимательской деятельности и другие принципы рыночной экономики. Отрицательные стороны этого широко проанализированы[23].

Чтобы достичь поставленных перед страной целей модернизации российской экономики необходимо наличие правового обеспечения приоритетных направлений модернизации, которые учитывают сложившеюся непростую на данный момент экономическую ситуацию в стране.

3.2 Пути совершенствования государственного регулирования предпринимательства

В соответствии с авторской концепцией саморазвития финансовых ресурсов, связывающей финансовую сферу и сферу материального производства в единый воспроизводственный процесс, разбитый на фазы кругооборота указанной денежной категории, основными институциональными ловушками, действующими в современной российской экономике, являются:

1) Ловушка технологической отсталости;

2) Ловушка информационной закрытости;

3) Ловушка слабой спецификации прав собственности;

4) Ловушка монополизации экономики. Данные ловушки формируются в соответствующих четырех фазах воспроизводства финансовых ресурсов, см. табл. 3.1.

Таблица 3.1 - Институциональные ловушки воспроизводства финансовых ресурсов

Проявление указанных институциональных ловушек связано со стойким функционированием в народном хозяйстве неэффективных режимов замедленного воспроизводства финансовых ресурсов, что препятствует развитию предпринимательства и тормозит экономический рост. Причинами появления институциональных ловушек являются неразрешенные конфликты между краткосрочными и долгосрочными интересами субъектов. Поэтому для выхода из институциональных ловушек необходимо управляемое превращение краткосрочных экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности в долгосрочные, для чего государству необходимо осуществлять мероприятия, направленные на поощрение долгосрочных интересов экономических агентов.


Рассмотрим ловушку информационной закрытости. Выход из нее видится в совершенствовании государственного механизма регулирования путем его оснащения дополнительными инструментами, обеспечивающими большую информационную поддержку долгосрочных интересов экономических агентов. В рамках этого направления нами предложены мероприятия по совершенствованию электронного документооборота, информационной поддержки бизнес-старта, а также меры по систематизации государственных информационных сервисов.В России услуга электронного документооборота предоставляется несколькими провайдерами. Среди них «СБиС», «Такском», «Контур» и др. ФНС России также начала принимать электронную отчетность через свой Интернет-сервис «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде». Таким образом, созданы основные условия для внедрения электронного документооборота в деловую среду.

Преимущества безбумажного делопроизводства в долгосрочной перспективе прослеживаются как для ФНС, так и для самих налогоплательщиков. Налоговая инспекции получает доступ к электронным архивам документов предприятий на серверах провайдеров и может оперативно проводить различные контрольные мероприятия, например, встречные проверки по НДС, не отвлекая бухгалтерию предприятий от основной работы. Это, в свою очередь, позволит налогоплательщикам более производительно использовать свою рабочую силу. Также экономические агенты смогут значительно сократить сроки оформления хозяйственных договоров, платежных и иных документов, и тем самым повысят оборачиваемость своего оборотного капитала. А это, в свою очередь, принесет им дополнительную прибыль.

Однако бизнес-сообщество не спешит выходить из тени и отказываться от бумажного делопроизводства по причине того, что плотно застряло в институциональной ловушке информационной закрытости. Доминирующие краткосрочные экономические интересы не позволяют «рассмотреть» выгоды электронного документооборота. Кому-то не хочется тратить время на освоение новых для себя Интернет-сервисов, кто-то считает, что открытость может навредить бизнесу, а некоторые - намеренно стремятся к «серым» схемам, которые несовместимы с электронным документооборотом. И если с третьей группой хозяйствующих субъектов должны поработать правоохранительные органы, то первые две могут быть постепенно переведены на электронный документооборот в результате трансформации их экономических интересов. Однако, для ускорения процесса внедрения электронного документооборота и создания «критической» массы положительных изменений, инициализирующих тенденцию трансформации экономических интересов, государству как раз и следует воспользоваться ориентацией хозяйствующих субъектов на свои краткосрочные интересы.


Речь идет о предоставлении временных преференций тем фирмам, которые совершат переход на электронный документооборот. Преференции могут заключаться в некотором снижении ставок налога. Тогда предприятия, которые ранее не использовали электронный документооборот по причине, как им казалось, бесполезности, найдут для себя уже текущую выгоду, которая и стимулирует их на работу с электронной подписью через Интернет-каналы.

Какова же может быть скидка по налоговой ставке? ПАО Сбербанк по состоянию на март 2015 г. предлагало своим клиентам самостоятельно открывать онлайн-депозиты по ставкам на 0,3 - 1 процента выше, чем можно было получить в офисе банка при размещении вклада с участием операциониста. Таким образом, размер скидки по налогу также можно определить как 0,3-1 процент с дифференцированной шкалой в зависимости от сумы причитающегося к уплате налога. Чем больше сумма, тем меньше процент скидки, чтобы такая финансовая политика не отразилась провалом в бюджетных доходах на начальных этапах ее проведения, когда эффект от мероприятия еще не успеет набрать силу. Далее, возникшая экономия от электронного документооборота позволит налоговикам перекрыть выпавшие доходы бюджета, а вывод части бизнеса из тени вообще способен принести дополнительные дивиденды.

Получив доступ к электронному документообороту хозяйствующих субъектов, ФНС со своей стороны также должна будет содействовать повышению прозрачности деловой среды. Одной из важнейших задач, которую необходимо решить государству для выхода из ловушки монополизации экономики, является создание конкурентной среды. Развитие конкуренции происходит в следствии роста числа соперничающих на рынке хозяйствующих субъектов. Количество последних увеличивается благодаря приходу в бизнес новых деловых людей. Однако, этому препятствует низкая осведомленность населения в экономических вопросах бизнес-старта.

Предпосылкой снижения барьеров для занятия хозяйственной деятельностью является наличие в широком доступе информации о том, как начать и сопровождать собственное дело. Обычно потенциальный бизнесмен располагает какой-либо оригинальной идеей, но не имеет достаточной финансовой грамотности для ее воплощения в жизнь.

Т.В.Гурунян приводит результаты исследования особенностей российского бизнес-ангельского и венчурного финансирования новых инновационных компаний, проведенного в Сибирском институте управления - филиале РАНХ и ГС. Респонденты - представители малых инновационных предприятий - отмечают сложность заполнения заявок. Некоторые заявки были отклонены Фондом содействия инновациям по причинам неадекватной финансовой модели, преувеличенного объема рынка, нечеткого позиционирования продукта. Также часть заявок не была принята из-за слабо проработанного плана действий по реализации проекта и плана развития, недостаточной, по мнению экспертов, компетенции команды[24].