Файл: Шпоры по менеджменту.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1721

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Двухфакторная теория Ф. Герцберга анализирует факторы гигиены (условия труда, стиль руководства, социально-психологический климат в коллективе, вознаграждение за труд и т. д.) и факторы мотивации (успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов труда, высокая степень ответственности, возможность карьерного роста и т. д.).

Теория ожиданий подчеркивает важность трех взаимосвязей:

Теория справедливости показывает, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей в зависимости от вознаграждений. Человек субъективно соизмеряет вознаграждение за труд с затраченными усилиями и затем соотносит его с вознаграждением других людей, которые выполняют аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. Несправедливость в оплате создает давление на работников. В этом случае необходимо мотивировать данного работника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс, если он существует. Квалифицированный менеджер всегда стремится к тому, чтобы подчиненные воспринимали его решения как справедливые. В противном случае мотивация сотрудников к труду существенно снижается.

Модель Портера – Лоулера – комплексная процессуальная теория мотивации, включающая элементы теории ожидания и теории справедливости. Она состоит из пяти переменных (факторов): затраченные усилия; восприятие; полученные результаты; вознаграждение за труд; степень удовлетворения от выполненной работы. Согласно этой модели, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, осознания им своей роли. Уровень затраченных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью удовлетворенности тем, что усилия действительно повлекли за собой определенное вознаграждение. В теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами.

15. Организационные структуры управления предприятиями

16. Организационные структуры управления предприятиями

23. Социально-психологические методы менеджмента

Процесс принятия и реализации решений включает следующие этапы:

д) методы психологического побуждения – основаны на формировании мотивов труда и создании на предприятии условий, способствующих мотивации работников.


24. Процесс управления и управленческие решения

Управление – это непрерывный процесс функционирования всей управляющей системы. Управляющие воздействия можно подразделить на постоянные и периодические.

Постоянные воздействия выступают как действующие функции, структура, распределение полномочий, нормативные акты, инструкции и др., а также в форме всей системы действующего хозяйственного механизма.

Периодически совершающееся воздействие, или ситуационное управление,– более активная форма. В этом случае руководитель принимает непосредственное участие в анализе информации, подготовке вариантов принимаемых решений и их осуществлении. В разные моменты времени предметом особого внимания руководителя могут быть различные аспекты управляемой системы, в том числе нормативные акты, закрепляющие или изменяющие процессы или функции управления. Но если рассматривать управление в целом как вид деятельности человека, можно утверждать, что оно обладает всеми чертами трудового процесса. Исходя из этого, можно дать следующее определение процесса управления: процесс управления – совокупность целенаправленных действий руководителя и аппарата управления по согласованию совместной деятельности людей для достижения определенных целей.

Этапы процесса управления определяются его содержанием, последовательным выполнением операций, присущих управленческой деятельности.

Исходя из сущности процесса управления, можно выделить следующие его этапы: определение цели, анализ ситуации, выявление проблемы и ее решение.

Процесс управления можно разделить также на следующие стадии: целеполагание, информационная работа, аналитическая работа, выбор вариантов действия и стадия организационно-практической работы в управляемой системе. Эти стадии представляют собой более детальную группировку операций управления по их специфике и значимости при нормальном протекании процесса управления.

Операция управления – простейшие действия руководителя и аппарата управления, последовательность и сочетание которых составляет процесс управления.

Этап решения является переходом к практической организационной деятельности руководителя, знаменующей собой реальное его воздействие на коллектив, объект управления. Это – заключительный этап процесса управления, на котором он переходит в процесс производства.

В процессе достижения целей руководитель, так же как и организация, может сталкиваться с различными проблемами. При этом под целью понимается желаемое, необходимое и возможное состояние объекта управления или результата деятельности, а проблема может возникать в двух случаях:


  • во-первых, при отклонении хода процесса достижения цели от запланированного, т. е. проблема рассматривается как отклонение от нормы;

  • во-вторых, при возникновении не учтенных ранее возможностей достижения цели, т. е. проблема рассматривается как предоставляющаяся возможность.

Любая проблема может иметь несколько способов разрешения или альтернатив. Выбор единственной альтернативы из всего их множества и является принятием решения, т. е. управленческого решения. Управленческое решение – это мыслительный, эмоциональный и правовой акт по выбору одной из множества альтернатив, совершаемый руководителем в пределах своих полномочий.

Управленческие решения, принимаемые на предприятии, можно классифицировать по различным критериям:

1. По содержанию выделяют социальные, экономические, организационные, технические, технологические и другие решения.

2. По длительности действия выделяют решения:

  • стратегические, которые касаются коренных проблем организации, принимаются в масштабах всей организации и ее внешнего окружения; они рассчитаны на длительный период действия, на решение перспективных задач;

  • тактические, которые обеспечивают выполнение стратегических решений и по времени не превышают одного года;

  • оперативные, связанные с достижением текущих целей и по времени рассчитанные на период, не превышающий месяца или квартала.

3. В зависимости от субъекта, лица, принимающего решение (ЛПР), выделяют решения:

  • индивидуальные, принимаемые руководителем единолично;

  • коллегиальные, принимаемые коллективным органом управления (например, советом директоров компании, производственным совещанием);

  • коллективные, принимаемые всем коллективом предприятия.

4. По степени определенности, полноты и достоверности используемой информации решения принимаются в условиях:

  • определенности, когда информация о проблемной ситуации, целях, ограничениях и последствиях реализации решения является полной и достоверной; в этой ситуации существует возможность построения формальной математической модели задачи принятия решений;

  • неопределенности, когда отсутствует полная и достоверная информация о целях, ограничениях и последствиях осуществления решения;

  • риска, когда соответствующая информация имеет вероятностный характер и принятие решения сопряжено с возможностью получения нежелательного результата.

Основными требованиями, предъявляемыми к управленческому решению, являются следующие:

1. Целевая направленность, т. е. решение должно преследовать достижение определенной цели.

2. Обоснованность, т. е. принимаемое решение должно отражать объективные закономерности развития объекта и системы управления им.

3. Исполнимость. Принимая управленческое решение, руководитель должен проверить, можно ли его воплотить в жизнь. Бессмысленно принимать нереализуемые решения.


4. Своевременность. Это означает, что с момента возникновения проблемной ситуации до момента принятия решения в объекте управления не должно произойти необратимых изменений, делающих решение ненужным.

5. Соответствие прав и ответственности ЛПР (лицо, принимающее решение), что является необходимым условием директивности принятого решения.

6. Непротиворечивость и согласованность с принципами управления и ранее принятыми решениями, поскольку ни одно решение не реализуется изолированно, а дополняет другие решения.

7. Качество, экономичность и эффективность. Требование эффективности заключается в обеспечении достижения намеченных целей. При этом важно, чтобы цель была достигнута при минимальных затратах и издержках, что делает решение экономичным.

Процесс принятия и реализации решений включает следующие этапы:

1) выявление сущности проблемы и определение цели решения;

2) формулирование критериев принятия решения;

3) определение перечня альтернатив и их сравнение;

4) принятие окончательного решения;

5) реализация принятого решения, контроль и проверка исполнения;

6) анализ полученных результатов.


25. Методы принятия управленческих решений

Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня.

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными (рис. 1).









Рис.1. Методы принятия управленческих решений


1. Эвристические методы основаны на логике, здравом смысле и теоретических рассуждениях. Одной из основных причин использования эвристических методов является наличие большого числа ограничений и неопределенностей, влияние которых аналитически оценить практически невозможно или экономически нецелесообразно.

В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Интуиция – один из широко используемых эвристических методов выработки и принятия решения. Он основан на суждениях руководителей о решаемой задаче, базирующихся на полученных ранее знаниях и опыте. Его преимущество состоит в том, что решение принимается оперативно. Существенной особенностью этого метода является то, что он ограничен прежним опытом, может упустить новую альтернативу, которая более эффективна и базируется на инновационном мышлении и новейших подходах современного менеджмента к решению проблем бизнеса.

Имитационное моделирование в случае применения эвристических методов рационально использовать, если имеется возможность в модели проблемной ситуации достаточно точно и адекватно реальному состоянию отразить основные свойства и взаимосвязи между элементами проблемы. Тогда с помощью имитации выявляется воздействие возможных альтернатив на достижение целей решений.


2. Количественные методы принятия решений. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки больших массивов информации.

Аналитические методы используются при решении хорошо структуризованных проблем, в которых зависимости между элементами ситуации имеют численные значения. Аналитические методы позволяют находить оптимальные решения путем экономико-математических систематизированных расчетов, т. е. с помощью соответствующего алгоритма.

Методы исследования операций базируются на положениях системного подхода, где определяющими являются выявление взаимосвязей между элементами объекта исследования и условиями его жизнедеятельности, а также на использовании математических моделей имитационного моделирования и других видов моделей. В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают: линейное программирование (используются линейные зависимости); вероятностно-статистические модели (реализуются в методах теории массового обслуживания); теорию игр (моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых происходит при несовпадении интересов различных сторон) и др.

3. Качественные методы. Они включают в себя: экспертные методы, методы синтеза, аналогий и др.

Экспертные методы предполагают следующую процедуру их использования: выбор состава экспертов из числа специалистов, имеющих опыт решения подобных проблем; выбор процедуры и методов выявления мнений экспертов, основываясь на специфике принимаемого управленческого решения; выбор окончательного варианта управленческого решения, исходя из обобщенных суждений экспертов-участников процесса принятия управленческого решения. Наиболее известные из них:

метод «мозговой атаки» – предназначен для выявления новых идей и способов решения проблем в ходе их обсуждения при благоприятной атмосфере для генерирования инноваций;

метод Дельфы – используется для принятия решений группой экспертов в несколько туров. После каждого тура анкетирования эксперты знакомятся с оценками коллег и в результате вырабатывают консолидированное мнение, учитывающее суждения членов всей группы.

Метод аналогий используется при принятии управленческих решений по схожим ситуациям.


26. Процесс принятия и реализации управленческих решений

Обычно выделяют следующие этапы процесса принятия решений:

1. Подготовка решения.

2. Формирование (принятие) решения.

3. Реализация решения.

Каждый этап, в свою очередь, состоит из ряда шагов. Первый подготовительный этап включает: формулировку проблемы, определение целей (целеполагание), ограничений и критериев, сбор и анализ информации.

1. Формулировка проблемы и целеполагание. Проблема – это соотношение между желаемым и действительным состоянием объекта управления. Цель – желаемое, необходимое и возможное состояние объекта управления. Анализ проблемы обычно включает следующие операции: определение существования и новизны проблемы; установление причин ее возникновения; определение взаимосвязи с другими проблемами; выявление степени полноты и достоверности информации; определение возможности решения проблемы.


Выбор критериев и анализ ограничений. Ограничения сужают возможности принятия решений. В экономике всегда ограничены ресурсы, и именно они рассматриваются как ограничения при принятии управленческих решений на предприятиях – это природные и трудовые ресурсы, капитал, информация и время. Если рассматривать малые, средние и большие организации, то у малых организаций всегда больше ограничений.

Наряду с ограничениями лицу, принимающему решение, необходимо определить критерии, по которым будут оцениваться решения. Обобщающим критерием управленческих решений в коммерческих организациях является экономическая эффективность. В качестве частных критериев могут рассматриваться: польза решения, в частности, достижимое улучшение результатов; минимизация издержек или максимизация прибыли; время процесса исполнения решения; степень риска и др.

Сбор и анализ информации для решения проблемы. Процесс принятия решения – информационный процесс. И от достоверности, полноты, своевременности поступления информации зависит качество управленческого решения.

2. Формирование (принятие) решения включает: выработку альтернатив, анализ и выбор альтернативы, принятие решения.

Выработка альтернатив. Альтернативы (варианты решения) обычно известны из предыдущего опыта, стандартны и легко вписываются в критериальные границы лучшего решения. Многие из альтернативных решений легко обнаружить. Однако нередко возникают новые, уникальные проблемы, решение которых не вмещается в привычные и стандартные рамки и требует творческого подхода.

Для разработки множества альтернатив и выбора наилучшей при возможности формализации целесообразно использовать экономико-математические методы и ЭВМ. Разработка перечня альтернатив ограничена знаниями лица, принимающего решение; временем, отпущенным на принятие решения, и соотношением «затраты на выработку решения – полученный эффект от реализации решения».

Анализ и выбор альтернативы. После того, как менеджер четко определит альтернативы, на первое место может выйти вопрос: «Как систематизировать и сравнить данные». Здесь необходимо придерживаться следующего основополагающего принципа: «Всегда сопоставлять варианты решения с критериями, никогда не сравнивать один вариант решения с другим». Часто решающее влияние на выбор альтернативы оказывает риск, которому может быть подвергнута организация в случае реализации конкретной альтернативы. Чтобы правильно определить область риска, следует рассматривать альтернативы поочередно и определить значимость риска.

Принятие решения. Количественные показатели степени риска помогают принять обоснованное решение, так как они позволяют сравнивать показатели эффективности альтернатив. Принимает управленческое решение руководитель. Принятое управленческое решение оформляется в виде приказа, распоряжения, устного указания, плана, отчета, докладной записки и т.п.