Файл: Шпоры по микроэк-ке.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1090

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 . предмет и метод микроэкономики

Микроэк-ка (от греч. «mikros» – малый и «oikonomia» – управление хозяйством)Предмет микроэк-ки – повед-е относительно обособленных хоз-х субъектов, действующих в условиях огранич ресурсов на отд рынках.

При этом предполаг-ся, что кажд субъект хозяйствования – индивид, дом хоз-во, предпр-е (фирма) – действует рационально, т. е. максимизирует свою выгоду.

В микроэк-ке использ-ся система разл формально-логических и диалектических методов и приемов познания: анализа и синтеза, индукции и дедукции, научной абстракции, сравнения, аналогии, гипотезы, доказ-ва, восхожд-я от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического, эксперимента. Но особое знач-е в микроэк-ке имеет прим-е таких методов анализа, как предельный, функциональный и графический.

Пред-й анализ, или маржинализм, предст собой способ познания эк явлений, кот показ, как каждая доп операция, совершаемая хоз субъектом, влияет на достижение цели, к кот он стремится. Эта цель – максимум дохода.

Функциональный анализ позволяет установить и исследовать взаимозависимость между эк величинами – независимой (аргументом), которая называется эк фактором, и зависимой – ф-цией.

Матем функциональная зависимость выраж-ся формулой

,

где y – функция , а х – аргумент функции.

Графический анализ использ-ся в микроэк-ке, поскольку в виде графиков и схем он дает представление об эк-х взаимосвязях.

Знач роль в изучении эк явлений и процессов играет моделирование. В микроэк-ке использ модели двух видов – оптимизационные и равновесные.

В основе построения оптимизационных моделей лежит предельный (маржиналистский) анализ. Определяя с пом таких моделей, как каждая доп эк операция влияет на максимизацию выгоды, хозяйствующие субъекты получают возможность принимать правильные с рацион-й точки зрения решения.

Модели рын равновесия строятся исходя из предполож-я, что рын система достаточно стабильна и в ней есть взаимодействующие силы, поддерживающие устойчивый баланс как на отд рынках, так и в данной системе в целом.

Микроэк-ку принято условно подразделять на позитивную и нормативную. Позитивная микроэк теория изучает факты, последствия принятия тех или иных решений и отвечает на вопросы, что есть и что может быть. Нормативная микроэк-ка устанавливает желательность опред-х действий и отвечает на вопрос, как должно быть

2. Основные положения теории поведения потребителя.

Теория поведения потребителя – это область эк теории, изучающая повед-е потребителя с точки зрения его предпочтений (полезности) в случае изменения цены данного блага товара, дохода, цен других товаров и т. п.

Современная теория потребительского поведения включ в себя ответы на вопросы:

1. Как склад-ся предпочтения потребителя?

2. Какие ограничения определяют потребительский выбор?


3. Как осущ-ся потребит-й выбор с учетом существующих ограничений?

Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо выяснить полезность блага для потребителя. Для ответа на второй вопрос экономисты изуч бюдж-е огранич-е, т. е. как цены товаров, с одной стороны, и доход – с другой, влияют на выбор потребителя на рынке. Чтобы ответить на третий вопрос, нужно совместить полезность блага, цены товаров и доход потребителя.

Так, с пом понятий полезность блага, цена и доход раскрывается осн содерж-е теории поведения потребителя.

Полезность блага – это способность эк блага удовлетворять одну или несколько чел-х потребностей.

Различ общую и предельную полезность эк-х благ.

Общая полезность блага – это полезность всех составных частей блага, кот потребл-ся, наприм, полезность 3 выпитых стаканов сока, 4 съеденных конфет.

Пред полезность блага это полезность, кот приносит кажд доп ед-ца потребляемого блага.

При последовательном потреблении единиц блага их полезность падает. Данная ситуация отражает содержание закона убывающей пред-й полезности, кот наз первым законом Г. Госсена.

Убывание пред полезности блага с ростом его кол-ва наз-ся функцией полезности. Она имеет след вид:

,

где – пред полезность блага; –изм-е общей полезности; – изменение кол-ва потребляемого блага.

Цена блага с позиций потребителя определяется не общей, а пред-й полезностью, так как чем большим кол-вом блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая доп единица этого блага.

Доход потребителя опред его бюдж-е огранич-е. При заданной величине дохода потребитель стремится распределить его так, чтобы получить максимум полезности. При этом, согласно второму закону Г. Госсена, полезность, получаемая из последней ден единицы, израсходованной на покупку какого-либо блага, одинаково независима от того, на какое конкретно благо она затрачена.

Теория потребительского выбора основывается на след допущениях (аксиомах анализа):

1. Рациональность. Рациональный потребитель не только способен соотнести выгоды и издержки своих действий, но и понять последствия своей деятельности.

2. Свобода выбора. Потребитель влияет на объем и структуру производства посредством формир-я спроса на конкр товары и услуги. Своими деньгами он голосует «за» или «против» выпущенных товаров.

3. Ненасыщаемость. Потребитель стремится иметь большее кол-во любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них.

4. Транзитивность предпочтений: если набор товаров «А» предпочитается набору товаров «В», а набор «В» предпочитается «С», то «А» предпочитается «С».

5. Полнота предпочтений, т. е. человек точно знает о своих предпочтениях и умеет их разграничивать.

В целях объяснения потребит выбора в микроэк-ке использ-ся два подхода к оценке полезности: количественный (кардиналистский) и порядковый (ординалистский).


Представители кардиналистской теории К. Менгер, Е. Бем-Бавери, У. Джевонс, Л. Вальрас полагали, что потребитель в состоянии достаточно точно оценивать величину полезности потребляемых им товаров. Она может быть измерена в абсолютном выражении – в такой единице, как «ютиль» (– полезность).

Целью же потребления является получ-е максимума полезности.

При этом полезность от потребления товара зависит лишь от кол-ва потребляемых единиц этого товара. Поэтому теория и получила название «количественной».

В ординалистской теории потребления (– порядок) при анализе использ-ся не колич-е, а порядковые показатели, поскольку в колич-х единицах (ютилях) измерить полезность блага практически невозможно.

Основная идея ординалистов В. Парето, Е. Слуцкого, Дж. Хикса заключ- в том, что если потребитель не может количественно измерить полезность опред-го набора благ, то он может сравнивать различные потребительские наборы с точки зрения их предпочтительности, т. е. их расстановки в соответствии с порядковым номером.

Ф-ция полезности принимает большее знач-е для тех товаров, кот предпочтительнее для потребителя. Для равноценных наборов товаров полезность принимает одинаковое значение.

3. Количественный (кардиналистский) подход к анализу поведения потребителя. Законы Госсена.


4.Порядковый (ординалистский) подход к анализу поведения потребителя. Равновесие потребителя


5. Теория производства. Равновесие производителя.

Теория пр-ва изуч соотнош-е между кол-вом применяемых ресурсов и V выпуска. Это соотнош-е описыв-ся с пом производственной ф-ции.

Количественным выраж-ем производственной ф-ции в долгоср периоде, когда все факторы пр-ва явл переменными, служит изокванта.

Изокванта (от–равный и– кол-во) – это линия равного выпуска пр-ции. Изокванта представляет собой кривую, любая точка на кот показывает различ комбинации двух переем-х факторов, обеспечивающих один и тот же V выпуска прод-ции (рис. 10).

Рис. 10. Изокванта

Определяя наклон изокванты в любой точке, можно определить степень замещения одного фактора пр-ва другим. Предельная норма технологического замещения(MRTS) показывает, от какого кол-ва затрат капитала следует отказаться, чтобы, увеличив затраты труда на 1 ед-цу, V пр-ва фирмы остался неизменным

.

Сокращ-е выпуска пр-ции в рез-те уменьш-я затрат капитала полностью компенсируется ув-ем выпуска пр-ции благодаря ув-ю затрат труда. Эк смысл изокванты может быть выражен алгебраически:

,

где – предельная производительность капитала;

предельная производительность труда.

Предельная производительность капитала () показ, как изменится V пр-ва при ув-ии затрат капитала на 1 единицу.

Пред-я производительность труда ()показ изм-е V пр-ва фирмы при увелич-ии затрат труда на 1 единицу.

Значит .

С пом изоквант можно определить только натур-е показ-ли затрат ресурсов и выпуска пр-ции. Чтобы максимизировать выпуск при данных издержках, использ прямую равных издержек, или изокосту.Она характериз издержки производства фирмы. Изокоста – это линия равных затрат, кажд точка кот показ разл комбинации двух переменных факторов, кот могли бы быть приобретены предприятием при опред сумме ден расходов (рис. 11). Эк смысл изокосты может быть выражен алгебраически:


,

где Cиздержки фирмы;

rставка процента;

w – ставка зарплаты;

К – затраты капитала;

Lзатраты труда.

Угол наклона изокосты

.

К





L

Рис. 11. Изокоста

Графически касание изокосты и изокванты в точке Е определяет положение равновесия производителя, поскольку позволяет достичь максим V пр-ва при имеющихся огранич ср-вах, кот можно затратить на покупку ресурсов (рис. 12).

Рис. 12. Оптимальная комбинация ресурсов

В точке Е изокванта и изокоста имеют одинаковый наклон. Наклон изокванты измеряется пред-й нормой технологич замещ-я соответственно, условие равновесия производителя можно записать

.

Оно отраж возможность получ+я макс-го V пр-ва при использ данной комбинации труда и капитала с миним затратами.

6. Основные показатели хозяйственной деятельности фирмы

Для своей д-ти фирма осущ затраты на приобрет-е необх-х факторов пр-ва. Издержки фирмы – это ее затраты, выраженные в денежной форме.

Издержки фирмы можно разделить на:

Внешние (явные) издержки – это затраты пр-я на приобрет-е сырья, материалов, выплату з/п, амортизацию оборуд-я, аренду помещ-я и др факт расходы. В практике хозяйствования они принимают форму с/с-ти пр-ции. Именно эти издержки учитывают бухгалтеры пр-тия, поэтому они наз-ся бухг издержками.

Внутр(неявные) издержки – это издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс фирмы. К внутренним издержкам относится ст-сть затрач-х ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Фирма не должна тратить ср-ва на приобретение таких факторов пр-ва. Например, фирма, имея собственное помещение, кот использ-ся в процессе пр-ва. Фирма не платит за него арендную плату, но при этом теряет возможность получить доход от предоставления этого помещения в аренду др фирме, т. е. упускает эту возможность. Поэтому иногда внутр издержки фирмы наз-ся издержками упущенных возможностей. Они не отраж-ся в бухг-й отчетности, но важны для опред-я эк-й эф-ти хоз д-ти фирмы. Поэтому экономисты учитывают не только внешние, но и внутр издержки. Так,эк-е издержки – это сумма внешних и внутр издержек фирмы. Суть эк подхода к опред-ю издержек пр-ва основана на альтернативном хар-ре использ-я огранич-х ресурсов, на решении проблемы выбора наиб эффект-го способа их использ-я.

Издержки пр-ва зависят от V выпускаемой пр-ции и от временного периода, в кот они анализир-ся., поведение фирмы может быть проанализировано в долгосрочном периоде, когда все факторы производства изменяются, и в краткосрочном периоде, когда часть факторов производства изменяется, а другая часть остается неизменной.

В краткоср периоде выделяют постоянные, переменные, общие, средние и предельные издержки.

Постоянные издержки (FC) – это издержки, кот не зависят от V выпуска пр-ции. Они представляют собой затраты на пост факторы пр-ва фирмы в краткоср периоде. Пост издержки связаны с самим существованием пр-тия и должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит. К ним относятся арендная плата, расходы на рекламу, обслуживание банковских займов, страхование.


Переменные издержки (VC) – это издержки, величина кот зависит от V выпускаемой пр-ции. К ним относ-ся затраты на сырье, топливо и электроэнергию, з/пл рабочих.

Общие издержки (ТС) – это сумма пост-х и переем-х издержек:

TC = FC + VC.

Средние издержки (АС) представляют собой затраты на выпуск единицы продукции:

,

где Q – кол-во пр-ции.

Средние перем издержки – это перем издержки в расчете на выпуск единицы продукции:

.

Предельные издержки (МС) – это издержки, связанные с производством доп единицы пр-ции., пред-е издержки показывают, как изменятся общие издержки фирмы при ув-ии V пр-ва на одну доп единицу пр-ции:

,

где ∆ТС – изм-е общих издержек;

Q – изм-е V пр-ва.

Итогом хозяйственной деятельности фирмы выступает ее доход.

Доход – ден сумма, получаемая фирмой в рез-те пр-ва и реализации благ и услуг за опред период времени.

Различают общий, средний и предельный доход.

Общий доход (ТR) – общая сумма ден выручки, полученная фирмой в рез-те реализации произведенной ею пр-ции по рын цене. ,

где Р – цена единицы продукции;

Q – количество продукции.

Ср доход (AR) – это ден доход, получаемый от реализации одной ед пр-ции: ,

где TR –общий доход;

Q – количество продукции.

Предельный доход (MR) - приращение общего дохода, полученное в рез-те выпуска и реализации доп ед пр-ции:

,

где ∆TR – приращение общего дохода;

Q – приращение кол-ва пр-ции.

От величины дохода в значительной степени зависит прибыль фирмы.

Прибыль фирмы( )образуется как разность между полученным общим доходом (TR) и общими затратами (TC):

Pr = TRTC.

Если общий доход больше общих затрат, то фирма получает прибыль. В том случае, если общие затраты превышают общий доход, фирма имеет отрицательную прибыль, или убытки.

Различают бухгалтерскую и эк-ю прибыль.

Бухг-я прибыль опред-ся как разность между общим доходом фирмы и внешними (бухгалтерским) издержками.

Эк прибыль рассчит-ся как разность между общим доходом и эк издержками фирмы, кот включ в себя не только внешние (бухгалтерским), но и внутр издержки.

Относительным показателем прибыли явл-ся рентабельность. Рент-ть пр-ции характеризует эффективность текущих затрат фирмы. Она опред-ся как отнош-е прибыли к себест-ти пр-ции,

7. Основные рыночные структуры в современной экономике.


8.Фирма – совершенный конкурент. Основные признаки совершенной конкуренции.

В теории фирмы выделяют 4 рын структуры: соверш конкуренцию, монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Гл признаками кажд из рын структур явл: число покупателей; число продавцов; природа продукта; условия вхождения в рынок и ухода из него; информированность рын субъектов.

Для соверш конкуренции характерны след-е признаки:

большое число продавцов и покупателей на конкретном рынке, что предполагает невозм-ть сговора между ними с целью обретения монопольных преимуществ на рынке;