ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.12.2019
Просмотров: 1764
Скачиваний: 3
6-7. Внешняя и внутренняя среда организации
Любая организация находится и функционирует в определенной среде (экономической, политической, военной и т. п.). Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
В теории выделяют различные типы моделей организаций как объектов управления. Наиболее соответствует условиям экономики рыночного типа модель предприятия как открытой системы, тесно взаимосвязанной с окружением.
Ключевые факторы успеха предприятия находятся в двух сферах: во внешней (из которой оно получает все виды ресурсов, включая информацию) и во внутренней (сильные и слабые стороны которой создают предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию и услуги ).
Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производство продукции и услуг). Это структура предприятия, его культура и ресурсы.
Под структурой предприятия понимается состав и соотношение входящих в него подсистем, выделяемых по критериям производственных и (или) управленческих процессов. В соответствии с этим различают структуру производства и управления. В составе последней чаще всего имеются такие функциональные подсистемы, как маркетинг, управление нововведениями, производством, персоналом, финансами.
Культура организации – это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм, оказывающая заметное влияние на поведение как отдельных индивидов, так и групп людей, работающих на предприятии, а следовательно, и на процессы и результаты совместной работы.
Любая организация получает ресурсы из внешней среды. Помимо трудовых, материальных и финансовых в них нередко большое место занимают так называемые «неосязаемые» ресурсы. Они могут быть представлены, например, в виде особых знаний или умений, общественной и государственной поддержки программ и политики предприятия.
Несмотря на то, что эти факторы действуют в границах организации, они не всегда находятся под прямым контролем менеджмента, так как организация в своей деятельности зависит от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне.
Внешняя среда в менеджменте рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.
Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. Степень его влияния на различные предприятия не одинакова. Это связано с различиями как в сферах деятельности предприятий, так и в их внутреннем потенциале.
Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять, как формируются и распределяются ресурсы в хозяйственной системе в целом. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, его составных частей, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т. п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структуру населения, уровень образованности рабочей силы, уровень заработной платы, степень интегрированности страны (региона) в мировую хозяйственную систему.
Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает фирме возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение правового поля не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства.
Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.
Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и верования; разделяемые людьми ценности; демографическая структура общества; уровень образования, мобильность людей или готовность к перемене места жительства; социальная дифференциация и т. п.
Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые открывает для производства новой продукции развитие науки и техники, модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.
Проводя изучение различных компонент макроокружения, необходимо иметь в виду, что все компоненты макроокружения находятся в состоянии сильного взаимовлияния и что степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные предприятия и организации различна.
Изучение непосредственного окружения предприятия направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми предприятие находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что фирма может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия. Тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию.
Анализ покупателей как компоненты непосредственного окружения фирмы в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый предприятием. Изучение покупателей позволяет фирме лучше уяснить, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может она рассчитывать, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной фирмы, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих предприятие различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависят эффективность работы фирмы, себестоимость и качество производимого продукта.
Изучение конкурентов занимает особое и очень важное место в стратегическом менеджменте. Такое изучение направлено на выявление слабых и сильных сторон конкурентов, чтобы на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.
Цель анализа рынка рабочей силы – выявить его потенциальные возможности в обеспечении предприятия необходимыми для решения им своих задач кадрами. Предприятие должно изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на нем кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т. п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы.
8. Цели менеджмента
Фундаментальным понятием управления является понятие «цели» как результата, к которому стремится объект управления. Поэтому постановка четко сформулированных целей менеджмента – одна из самых сложных проблем в управлении. К тому же цели управления отличаются от общей цели предприятия, так как они более специфичны. Цели управления, естественно, предопределяются общей целью предприятия, однако, как рычаги управления объектами, направлены на достижение частных результатов, поставленных перед конкретными объектами в соответствии со спецификой их деятельности. Правильно определенная для конкретных объектов и даты цель управления увеличивает вероятность достижения цели всего предприятия. Наличие цели у объектов управления служит, таким образом, связующим звеном в координации их общей деятельности. Главная цель управления состоит в том, чтобы делать объекты управления более производительными.
Различают цели общие и специфические. Общие цели связаны с главными причинами организации предприятия. Они обычно устанавливают общие задачи, значение и миссию предприятия. В рыночных условиях для большинства предприятий чаще всего общей задачей является получение прибыли от конкретных видов деятельности. Но в определенных условиях общей задачей может стать выживание предприятия в усложнившихся условиях. Специфические виды деятельности конкретизируют общую цель и задачу.
При постановке общих задач управление концентрирует внимание на интересах потребителей продукции или услуг, ради производства которых создано предприятие. При этом выделяются те положительные характеристики в производимой продукции, которые в условиях жесткой конкуренции привлекают к ней потребителей. В определенной мере вопрос о значении предприятия представляет собой социальную, философскую и этическую категории, характеризующие реакцию общества на место и роль предприятия по созданию материальных благ. Это тот общественный имидж предприятия, который удалось или еще предстоит создать.
Важную роль в постановке обшей цели управления играет разработка миссии предприятия, то есть того, что выделяет предприятие среди других подобных ему, имеющих аналогичную причину организации по масштабу деятельности, виду и качеству продукции, типу рынка и т. п. Разработка миссии предприятия отмечает преимущественные особенности его продукции и рынка, на котором ее реализуют, а также технологию производства, обеспечивающую такие особенности. Комбинация названных элементов создает полное представление о миссии предприятия. Миссия – это основная причина существования предприятия.
Цели управления постоянно разъясняют коллективу предприятия с тем, чтобы каждый работник понимал миссию, роль, значение предприятия и чувствовал свою ответственность за дело, которым он занят. Общие цели предприятия достигаются путем постановки более конкретных частных целей.
Цели могут быть долгосрочными и краткосрочными. Долгосрочные цели устанавливают путем тщательного анализа возможных вариантов развития предприятия на период 3–5 лет.
Краткосрочные цели определяют решения и действия, которые должны быть приняты и выполнены немедленно для обеспечения соответствия между краткосрочными и долгосрочными результатами. Для этого они должны быть подчинены смыслу и содержанию долгосрочных целей.
При выработке целей управления к ним предъявляют следующие требования: четкость, реалистичность, гибкость, измеримость, совместимость, приемлемость.
Четкость сформулированной цели позволяет выбрать более правильное направление действий для ее достижения и снижает возможный уровень неопределенности из-за неправильного восприятия объектом управленческих команд. Именно такая неопределенность является обычной причиной невыполнения управленческих команд, снижающей эффективность управления, а из-за этого и эффективность деятельности предприятия.
Реалистичность цели ориентирует объект управления на более продуктивную работу. Такой достаточно высокий уровень цели, часто называемый побудительным, заставляет активизировать деятельность по его достижению. Если цели поставлены слишком высокие, они никогда не будут достигнуты. Слишком заниженные цели не приносят чувства удовлетворения и приводят к экономическим потерям.
Гибкость цели предусматривает возможность ее корректировки из-за непредсказуемо изменившейся производственной ситуации или рыночной конъюнктуры, потому что объекты управления станут избегать самого незначительного риска и действовать сугубо формально.
Измеримость цели необходима для оценки достигнутого результата. В то же время она предусматривает четко установленные временные рамки и достижение результатов.
Совместимость цели предусматривает ее четкую и логическую связь с другими объектами управления, позволяющую обеспечивать их эффективное взаимодействие, ведущее к достижению общей цели предприятия.
Приемлемость цели предполагает заинтересованность каждого из объектов управления, «имеющего собственную конкретную цель», – достичь общего суммарного результата.
Обязательными этапами в процессе установления целей управления являются:
-
выявление и анализ тенденций изменения окружающей и внутренней среды;
-
формирование общих целей для предприятия;
-
построение иерархии целей;
-
установление конкретных целей каждого объекта управления вплоть до индивидуальных.
Сами цели, особенно их количественные параметры, могут быть предметом споров и расхождений. Однако вовлечение объектов управления в процесс определения целей вызывает их активизацию и повышенную ответственность за достижение общих результатов.
9. Требования к постановке целей.
Четкость и конкретность сформулированной цели позволяют выбрать более правильное направление действий для ее достижения и снижают возможный уровень неопределенности из-за неправильного восприятия объектом управленческих команд. Именно такая неопределенность является обычной причиной невыполнения управленческих команд, снижающей эффективность управления, а из-за этого и эффективность деятельности предприятия.
Эффективность и достижимость цели ориентируют объект управления на более продуктивную работу. Достаточно высокий уровень цели, часто называемый побудительным, заставляет активизировать деятельность по его достижению и обеспечивает конкурентоспособность организации. Но если цели поставлены слишком высокие, они никогда не будут достигнуты. Слишком заниженные цели не приносят чувства удовлетворения, приводят к экономическим потерям, неконкурентоспособности.
Измеримость цели необходима для оценки достигнутого результата и предусматривает четко установленные временные рамки.
Приемлемость цели предполагает заинтересованность каждого из объектов управления, имеющего и собственную конкретную цель, достичь общего суммарного результата.
Системность целей. Цели организации образуют систему, если они согласованы, взаимоувязаны, взаимно дополняют и не противоречат друг другу. Согласование целей осуществляется в пространстве и во времени.
Согласование в пространстве включает:
-
взаимодействие и взаимосвязь целей между уровнями иерархии системы управления (вертикальная субординация);
-
взаимодействие и взаимосвязь целей внутри одного уровня управления (горизонтальная координация);
-
персональную привязку цели к конкретному работнику, должностному лицу, структурному подразделению, организации в целом;
-
соответствие целей организации, ее структурных подразделений и отдельных работников условиям внешней среды.
Согласование целей во времени предполагает взаимоувязку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей, обеспечение их преемственности. Долгосрочные цели устанавливают путем тщательного анализа возможных вариантов развития предприятия на период 3–5 и более лет. Период среднесрочных целей – квартал, год. Краткосрочные цели определяют решения и действия, которые должны быть приняты и выполнены немедленно. Для этого они должны быть подчинены смыслу и содержанию долгосрочных и среднесрочных целей.