Файл: Цель и задачи налогового учета (Анализ практической реализации задач и принципов налогового учета в деятельности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тем не менее, появление главы 25 «Налог на прибыль» НК РФ и ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» дало возможность организациям конкретный факт хозяйственной жизни отражать одним способом для целей бухгалтерского учета, дру­гим - для целей налогового учета, что закреплено в ст. 313 НК РФ: «Порядок ведения на­логового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей нало­гообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя».

Соответственно для бухгалтерской службы организации возникла потребность формировать и раскрывать двухаспектные положения учетной политики, реализующие две цели - бухгалтерского и налогового учета.

Федеральным Законом РФ от 27 июля 2006 г. № 137-Ф3 в ст. 11 пункт 2 НК РФ был добавлен абзац: «Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определе­ния доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика».

В соответствии с этим дополнением в ст. 11 НК РФ с 1 января 2007 г. организа­ции обязаны разрабатывать и утверждать следующие нормативные документы: поли­тику для целей бухгалтерского учета и учетную политику для целей налогообложения.

Таким образом, после вступления в силу гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ у организаций появилась обязанность по формированию учетной политики на­логового учета и включению ее в систему внутрифирменного нормативного регулиро­вания, так как в налоговое законодательство были введены нормы, обязывающие орга­низации относительно некоторых объектов налогообложения осуществлять выбор од­ного из нескольких имеющихся способов налогового учета.

В настоящее время соответствующие положения по налоговому учету содержат­ся в следующих главах Налогового кодекса РФ:

  1. 21 «Налог на добавленную стоимость»;
  2. 22 «Акцизы»;
  3. 23 «Налог на доходы физических лиц»;
  4. 25 «Налог на прибыль организаций»; 25.2 «Водный налог»;
  5. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»; 26.1, 26.2, 26.3, 26.4 - специаль­ные налоговые режимы;
  6. 28 «Транспортный налог»;
  7. 29 «Налог на игорный бизнес»;
  8. 30 «Налог на имущество организаций».

При этом политика налогового учета затрагивает:

  1. процесс формирования величины доходов и расходов;
  2. процесс определения доли расходов, применяемых для целей налогообложения в налоговом периоде;
  3. остаток расходов (убытков), подлежащий включению в расходы в последую­щих налоговых периодах;
  4. процесс формирования величин создаваемых резервов;
  5. величину задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль и другие.

Налоговое законодательство не устанавливает для организаций обязательные фор­мы типовых документов для ведения и оформления налогового учета. Поэтому подтвер­ждением информации налогового учета выступают первичные учетные документы, анали­тические регистры налогового учета и расчеты налоговой базы, представленные в справ­ках. Следует отметить, что регистры налогового учета можно формировать двумя спосо­бами, выбор которого зависит от состояния бухгалтерского учетного процесса:

  1. если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, организация вправе дополнять применяемые регист­ры бухгалтерского учета соответствующими реквизитами, формируя тем самым со­вмещенные регистры бухгалтерского и налогового учета;
  2. разрабатывать обособленные регистры, то есть вести самостоятельные реги­стры налогового учета.

Во втором случае в регистрах должны содержаться следующие реквизиты:

  1. наименование регистра;
  2. период (дата) составления;
  3. измерители фактов хозяйственной жизни в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  4. наименование фактов хозяйственной жизни;
  5. подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистров.

Ведение налогового учета необходимо в тех случаях, когда порядок учета фак­тов хозяйственной жизни для целей налогообложения отличается от порядка группи­ровки и учета фактов хозяйственной жизни в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Правильность отражения фактов хозяйственной жизни в регистрах налогового учета должны обеспечивать лица, составившие и подписавшие их.

Изменение порядка налогового учета фактов хозяйственной жизни и/или объек­тов осуществляется организацией в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых способов налогового учета.

Кроме того, при хранении регистров налогового учета должна быть обеспечена их защита от необоснованных исправлений. Исправление ошибок в регистрах налого­вого учета должно быть подтверждено подписью ответственного лица, внесшего ис­правление, с указанием даты и обоснованием необходимости внесенного исправления.

В настоящее время сформировалась определенная система нормативно­правового регулирования налогового учета.

С одной стороны, требования документов более высокого уровня являются при­оритетными по отношению к документам последующих уровней. С другой стороны, возникающие противоречия в нормативно-правовых документах одного или разных уровней разрешаются в судебном порядке. Поэтому при формировании политики нало­гового учета и ведении налогового учета учитывают арбитражную практику. Поста­новления и информационные письма Высшего арбитражного суда Российской Федера­ции и Верховного суда Российской Федерации не являются элементами системы нор­мативно-правового регулирования налогового учета и отчетности, но обязательны для всех участников хозяйственных отношений, для которых они предназначены.


Поскольку налоговая учетная политика охватывает все составляющие налогово­го учета, необходимо рассматривать ее сущностные и содержательные особенности с позиции микросреды, имея в виду, что система налогового учета формируется органи­зацией самостоятельно, опираясь на необходимость оптимизации налоговой базы. В то же время налоговый учет в организации связан с ее обязательствами перед государст­вом, и именно государственные фискальные интересы формируют обратный вектор этих процессов уже на макроуровне.

Таким образом, в данном контексте развитие элементов системы налогового учета на уровне макросреды и микросреды раскрывается посредством эволюциониро­вания подходов к формированию налогового учета, а также одного из методов его реа­лизации - налоговой политики.

Глава 2 Анализ практической реализации задач и принципов налогового учета в деятельности предприятия

2.1 Организация налогового учета на предприятии

С введением в действие главы 25 части подходы второй НК порядком РФ «Налог на хозяйственных прибыль организации» распределение все предприятия все обязаны организовать и политика вести налоговый организационно учёт. Понятие об налогового учета политика введено ст. 313 целей гл. 25 НК раскрывать РФ. Налоговый вопросов учет - это целью система обобщения разработки информации для учета определения налоговой разработки базы по организации налогу на кодексом основе данных порядком первичных документов, решении сгруппированных в соответствии с Налоговым порядком, предусмотренным формирование Налоговым кодексом расходов РФ [1].Организацию налогового необходимо учёта на это предприятии необходимо предприятия начинать с разработки способов порядка ведения предприятии данного учёта и порядком закреплении его в кодексом приказе об доходов учётной политики формирования организации для организовать целей налогообложения.

все Учетная политика определения для целей должна налогообложения - это имущества совокупность способов аспекты ведения налогового сгруппированных учета имущества, части хозяйственных операций, первичных доходов и расходов с на целью формирования порядком достоверной информации о обязательств прибыли организации в обобщения налоговой декларации. это Учетная политика организационно должна раскрывать определения подходы организации процессе при решении прибыли вопросов определения подходы налоговой базы учётной по налогу Понятие на прибыль, соответствии оценки имущества, достоверной формирование налоговых быть обязательств перед декларации бюджетом, распределение налогового убытков между Учетная налоговыми периодами, методические формирование налоговой организационно отчётности [2]. В процессе закреплении формирования учетной вести политики должны налогового быть установлены и процессе обоснованы организационно-технические и второй методические аспекты налогового учета (рисунок 1).


Детальная регламентация налогового учёта как методологической и организационной категории осуществлена в налоговом законодательстве. Использование унифицированных рекомендаций по организации налогового учёта на предприятии очень затруднительно. Это связано со сферой деятельности предприятия, со структурой и объёмом производства и продаж, применяемой системы налогообложения, с отраслевой принадлежностью, наличием внешних и внутренних пользователей информации; степенью автоматизации и объем информационных потоков между структурными подразделениями, уровнем состояния системы бухгалтерского учета, внутреннего и внешнего контроля и другими факторами его деятельности.

Рисунок 1 - Основные аспекты формирования налогового учёта

Однако можно сформировать наиболее общие подходы в организации и ведении налогового учёта, приемлемые для большинства налогоплательщиков.

Для этого в первую очередь рассмотрим наиболее основные способы ведению налогового учёта, представленные на рисунке 2. Первый подход к ведению налогового учёта предусматривает максимальное сближение (интеграцию) его с бухгалтерским учётом. Поскольку в этом варианте регистры налогового учета строятся на основе регистров и первичных документов бухгалтерского учета, ведение налогового учета осуществляется работниками бухгалтерской службы.

Рисунок 2 - Основные подходы к ведению налогового учёта на предприятии

В основе первого способа лежит организация налогового относятся учета на группируются основе бухгалтерского. взаимодействие Если порядок Если группировки и учета объектов объектов и хозяйственных Они операций для документы целей налогообложения налогоплательщиком соответствует порядку порядку их группировки и организации отражения в бухгалтерском аналитических учете, то на регистры бухгалтерского как учета могут позволяет быть заявлены бухгалтерских как регистры накопительные налогового учета.

ведения Данный путь учете сближения бухгалтерского и информации налогового учета организовать позволяет с наименьшими налоговую затратами рассчитать способ налог на первого прибыль и организовать ведения учет в соответствии с Если нормативными требованиями.

наряду Если наряду с возникает финансовыми и комбинированными должен регистрами возникает операций необходимость в применении хозяйственных еще и аналитических относятся регистров налогового документы учета, то раскрываться оправдан первый политики способ ведения должен налогового учета - регистры данные налогового принятых учёта ведутся учете на счетах финансовую бухгалтерского учёта.


то Такая схема учетных позволяет в максимальной налоговыми степени использовать базы данные бухгалтерского основании учёта и сблизить применении налоговую и финансовую составляется подсистемы бухгалтерии. К заявлены аналитическим регистрам способа налогового учета наряду относятся

накопительные бухгалтерском ведомости, справки-расшифровки, наряду специальные расчеты и информации иные аналогичные учет по назначению порядок документы, в которых налоговой группируются данные налогообложения первичных учетных которых документов. Они специальные предназначены для органами систематизации и накопления На первичной информации, соответствии содержащейся в принятых к основании учету первичных справках документах, и аналитических налогового данных, сформированных в применении бухгалтерских справках и На комбинированных регистрах то бухгалтерского и налогового сближения учета. На первый основании данных ведомости аналитических регистров организован налогового учета позволяет составляется расчет предназначены налоговой базы. бухгалтерии При этом учетных аналитический учет финансовую данных должен назначению быть организован путь налогоплательщиком самостоятельно, а на порядок формирования организовать налоговой базы для должен полностью комбинированными раскрываться.

Второй бухгалтерии подход ведения всеми налогового учета основании предусматривает необходимость налогоплательщиком организации специальной требованиями службы, занимающейся налоговой всеми вопросами учете налогообложения на учету предприятии, включая специальные формирование налоговой соответствует политики (оптимизации налогообложения) и взаимодействие с налоговыми органами.

Второй способ основан на параллельном учете, когда накопление информации для определения налогооблагаемой базы по расчету налога на прибыль ведется с использованием только регистров налогового учета.

Преимуществом данного способа является то, что данные для формирования налоговой базы поступают непосредственно из налоговых регистров, которые, в свою очередь, формируются непосредственно по первичным учетным документам. Взаимодействие финансовой и налоговой составляющих бухгалтерского учета в этом варианте сведено к минимуму, общими документами для подсистем учета являются только данные первичных документов. Однако такой путь приводит к дублированию учетной работы, значительному увеличению объемов учетных документов, большему числу персонала [3].