Файл: Оценка готовности детей к школе (Определение понятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– высокий уровень (3 балла) – ребенок, отвечая на вопросы экспериментатора, допускает 1-2 ошибки или не допускает их вовсе;

– средний уровень (2 балла) – ребенок, отвечая на вопросы экспериментатора, допускает 3-4 ошибки; умение контролировать импульсивные действия сформировано частично;

– низкий уровень (1 балл) – ребенок, отвечая на вопросы, допускает более пяти ошибки; умение контролировать импульсивные действия не сформировано.

Анализ результатов проведенной методики «Говори!» показал, что у 9 детей (75% испытуемых) был выявлен средний уровень развития произвольности в игре. Отвечая на вопросы экспериментатора, дети проявляли импульсивность в игре, в связи с чем, допускали ошибки. Низкий уровень был выявлен у 16,7 % воспитанников (2 ребенка), высокий уровень развития произвольности в игре был выявлен у 8,3 % воспитанников (1 ребенок).

Рис. 2.2. Результаты изучения уровня произвольности

Таким образом, проявление детьми импульсивности в поведении способствовало снижению уровня их произвольности.

Диагностическая методика № 3 Целевое наблюдение за ребенком в разных видах деятельности.

Цель: изучить волевые проявления детей старшего дошкольного возраста.

Проведение исследования: экспериментатор организует наблюдение (активное или пассивное) за ребенком в разных видах деятельности в естественной для ребенка ситуации:

– во время образовательной деятельности;

– во время игровой деятельности;

– во время свободной деятельности;

– в групповом помещении детского сада;

– во время совместной деятельности и взаимодействия с родителями.

Интерпретация полученных данных происходила по следующим критериям:

– умение ребенка удерживать во внутреннем плане цель деятельности, поставленную взрослым, и достигать цель;

– умение самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата (отмечаются причины, из-за которых цель не достигается);

– умение сдерживать собственные эмоции и непосредственные желания;

– сформированность волевых качеств (дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, организованность, инициативность);

– сформированность волевых действий (к регулярному труду; к напряженной деятельности; культурно-гигиенические привычки).

При интерпретации результатов были выделены следующие уровни развития волевых проявлений и сформированности волевых качеств и привычек у детей 6 лет:


Высокий уровень (70-100%) – ребенок способен сохранять в памяти цели, предъявляемые ему взрослым, и добиваться их; может сам ставить цели и выстраивать свое поведение в соответствии с ними, стремиться к положительному результату и достигать его; контролировать проявление эмоций и непосредственных желаний.

Средний уровень (50-70%) – ребенок не всегда способен сохранять в памяти цели, предъявляемые ему взрослым, и добиваться их; редко проявляет самостоятельность при постановке цели деятельности, иногда достигает положительного результата; частично умеет контролировать проявление эмоций и непосредственных желаний.

Низкий уровень (0-50%) – ребенок не способен сохранять в памяти цели, предъявляемые ему взрослым, и добиваться их; не может сам ставить цели и выстраивать свое поведение в соответствии с ними; не стремиться к достижению положительного результата; не умеет контролировать проявление эмоций и непосредственных желаний.

Низкий уровень развития волевых проявлений и сформированности волевых качеств и привычек был выявлен у 2 детей (16,7 % испытуемых). Средний уровень был выявлен у 3 детей (25 % дошкольников). Высокий уровень был выявлен у 7 детей (58,3 % дошкольников).

Рис. 2.3. Результаты изучения уровня развития волевых проявлений и сформированности волевых качеств и привычек

Для большей части дошкольников, постановка игровых целей не вызывала затруднений. Дети умеют самостоятельно организовывать игры, обсуждать тему и сюжет игры со сверстниками, распределяют роли и осуществляют подготовку необходимых материалов для игры.

Частичная сформированность волевых привычек к труду была выявлена лишь у одного ребенка, что составляет 8,3 % от общего числа испытуемых; а сформированность волевых привычек к напряженному труду была отмечена у большей части детей. Полученные показатели свидетельствуют о достаточном уровне сформированности у детей самостоятельности, а также инициативности.

Часть детей (33,3 %) не умеют сдерживать свои эмоции и проявляют сверхимпульсивность как при взаимодействии со сверстниками, так и со взрослым. Они часто выкрикивают, не дожидаясь своей очереди, перебивают взрослых и сверстников, проявляют отрицательные эмоции при возникновении неудач, агрессивность по отношению к поручениям взрослого – особенно, во время выполнения более интересной деятельности.

Можно сделать вывод, что к старшему дошкольному возрасту у детей в основном сформированы волевые качества и привычки.


Диагностическая методика № 4 «Да и нет» (Н.И. Гуткина).

Цель: выявить умение ребенка действовать по правилу.

Описание: методика является модификацией известной игры «Да и нет не говорите, черного с белым не носите», однако для диагностических целей применяется только первая часть правила данной игры – при ответе на вопросы экспериментатора нельзя отвечать «да» или «нет».

Ход: экспериментатор озвучивает воспитанникам условия игры, а затем просит повторить каждого из них, какие именно слова нельзя произносить. После того, как ребенок подтверждает, что ему понятны правила игры, экспериментатор задает каждому испытуемому по 8 вопросов, провоцируя их на ответы «да» или «нет».

При интерпретации результатов были выделены следующие уровни сформированности умения ребенка действовать по правилу.

Высокий уровень (3 балла) – ребенок соблюдает правила игры, при ответе на вопросы экспериментатора контролирует свои ответы, не допускает ни одной ошибки (т.е., не произносит слов «да», «нет»).

Средний уровень (2 балла) – ребенок частично соблюдает условия игры, при ответе на вопросы экспериментатора старается контролировать свои ответы, допускает одну ошибку.

Низкий уровень (1 балл) – во время игры ребенок допускает более одной ошибки; умение действовать по правилу не сформировано.

В результате эксперимента, было установлено, что у 75% испытуемых (9 детей) был выявлен средний уровень сформированности умения действовать по правилу. Высокий уровень был выявлен у 3 дошкольников (25%).

Рис. 2.4. Результаты изучения умения детей действовать по правилу

Таким образом, у испытуемых детей сформировано умение действовать по правилу: они не часто отвлекаются во время проведения испытания, могут сохранять в памяти условия игры, а также руководствоваться им при ответе на вопросы экспериментатора. Дошкольники стремились сдерживать проявление непосредственных желаний и не отвечать на вопросы экспериментатора «запрещенными» словами, но это удавалось им не всегда. Низкий уровень сформированности умения действовать по правилу не был выявлен ни у одного ребенка среди испытуемых.

Диагностическая методика № 5 «Изучение саморегуляции» (У.В. Ульенкова).

Цель: определить уровень развития саморегуляции.

Материалы: двойной тетрадный лист, разлинованный в одну линейку, с предварительно нарисованным образцом изображения системы палочек и черточек, простой карандаш.


Ход: экспериментатор в интересной и игровой форме предлагает ребенку превратиться в настоящего школьника и выполнить в тетрадном листе задание, соблюдая несколько правил: писать палочки и черточки в строго обозначенном порядке; если строчка исписана полностью – не выходить при написании символов на поля; осуществлять правильный перенос знаков с одной строчки на другую – т.е., продолжать писать на новой строке то, что не поместилось на предыдущей; при написании соблюдать расстояние между строчками в одну линейку. Взрослый уточняет понимание детьми инструкции, повторяет ее еще раз, демонстрируя правильное написание символов на доске и соблюдение необходимых правил. Затем убеждается, что испытуемые ориентируются на тетрадном листе: находят первую строку, третью, поля, и прекращает инструктаж.

Время проведения диагностического задания – 15 минут, по завершению которых экспериментатор дает команду: «Достаточно, проверьте свою работу».

В ходе интерпретации результатов были выделены следующие уровни развития саморегуляции.

Высокий уровень (3 балла) – воспитанник целиком понимает задание, удерживает в памяти инструкцию до конца занятия; сосредоточен и внимателен при написании символов, не отвлекается во время выполнения задания; стремится к положительному результату и записывает символы в правильном порядке; осуществляет самоконтроль и, если допускает единичные ошибки, – замечает и исправляет их; после завершающей команды экспериментатора прекращает написание и символов и делает основательную проверку собственной работы, не спешит сдавать ее. Стремиться выполнить работу не только правильно, но и аккуратно, красиво.

Средний уровень (2 балла) – воспитанник целиком понимает задание, но не способен удерживать в памяти полную инструкцию до конца занятия; иногда отвлекается во время написания символов, из-за чего допускает небольшое количество ошибок; стремится к достижению положительного результата, однако не замечает и не исправляет собственные ошибки, как по ходу выполнения задания, так и по завершению; качество выполненного задания не представляет интереса для воспитанника, он ограничивается лишь поверхностным просмотром работы.

Низкий уровень (1 балл) – воспитанник частично понимает задание, но не удерживает в памяти инструкцию до конца занятия, поэтому пишет символы в хаотичном порядке; невнимателен при выполнении задания, допускает многочисленные ошибки при написании символов, в том числе из-за того, что забыл или не запомнил инструкцию экспериментатора.


В результате эксперимента, у 7 испытуемых дошкольников (58,3 %) был выявлен низкий уровень развития саморегуляции. Средний уровень был выявлен у 5 дошкольников (41,7 %).

Рис. 2.4. Результаты изучения уровня саморегуляции

Таким образом, у большинства детей не сформированы действия самоконтроля: испытуемые запоминали инструкцию частично, не могли сохранить ее в памяти в течение всего время проведения диагностической методики. Воспитанники (Маша К., Марина К., Кирилл П., Вера С., Даша К., Артем С., Арсений Л.) допускали ошибки при написании символов: делали это хаотично, беспорядочно, не замечали допущенных ошибок и не предпринимали никаких действий для их исправления и улучшения качества своей работы. Остальные воспитанники приняли задание экспериментатора полностью и сумели сохранить в памяти цель деятельности до конца занятия, однако все равно допускали ошибки и ничего не делали для их устранения, качество конечной работы их также не интересовало, несмотря на наличие стремления получить хороший результат (Приложение Б).

2.2. Исследование внутренней позиции школьника и выявления характера ориентации на школьно-учебную деятельность

Методика исследования внутренней позиции школьника и выявления характера ориентации на школьно-учебную деятельность Т.А. Нежновой предполагает проведение беседы. В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения (таблица 2.1).

Таблица 2.1

Вопросы с вариантами ответов по Т.А. Нежновой

Вопросы беседы

Варианты ответов

  1. Хочешь ли ты идти в школу

А – очень хочу

Б – так себе, не знаю

В – не хочу

  1. Почему ты хочешь идти в школу?

А – интерес к учению, занятиям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.

Б – интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, книги, портфель и т.д.

В – внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, «мама сказала»

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят к школе)?

А – освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д.

Б – приобретение формы, школьных принадлежностей

В – занятия, не относящиеся к школе

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего?

Предварительно у ребёнка спрашивают, был ли он в школе)

А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребёнка

Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с

учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса

В – уроки художественно – физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе

5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский

сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой

день?

А – занятия учебного типа: «Писал бы буквы, читал»

Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование

В – занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гулянье, помощь по хозяйству, уход за животными