Файл: Оценка готовности детей к школе (Определение понятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.

Возможные варианты ответов и их оценка:

А – Ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла.

Б – Ориентация на внешние атрибуты – 1 балл.

В – Ориентация на внешкольные виды деятельности – 0 баллов.

В ходе интерпретации результатов были выделены следующие уровни:

Результат 10-9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);

8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);

4-0 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

2. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.

3. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний –отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).

Результаты диагностического исследования внутренней позиции школьника и выявления характера ориентации на школьно-учебную деятельность представлены в Приложении В.

Внутренняя позиция школьника достаточно сформирована у 5 детей (41,7 %): Оли Т., Сережи Б., Кирилла П., Веры С., Егора Б., у которых отмечается школьно-учебная ориентация и положительное отношение к школе.

У пяти испытуемых (Маши К., Даши К., Артема С., Иры Б. и Саши Т.) – 41,7 % отмечается преимущественный интерес к внешней атрибутике школьной жизни и начальная стадия формирования внутренней позиции школьника.

Двое воспитанников – Марина К. и Арсений Л. не проявляют интереса к школе.

Таким образом, по итогам диагностики было определено, что высокий уровень произвольной регуляции учебной деятельности наблюдается у 25 % испытуемых, средний – 58,3 %, а низкий уровень – 16,7 % воспитанников.

Внутренняя позиция школьника достаточно сформирована у 41,7 %, также у 41,7 % отмечается преимущественный интерес к внешней атрибутике школьной жизни и начальная стадия формирования внутренней позиции школьника. Только 16,6 % воспитанников не проявляют интереса к школе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подготовка детей к школьному обучению является сложным, многоструктурным процессом, в котором участие принимают все находящиеся рядом с ребенком люди. Это воспитатели детских садов и, конечно же, родители, которые должны вкладывать в ребенка больше всех, помогать и наставлять. Поступление в школу является очень важным и ответственным моментом в жизни каждого ребенка и родителей, поэтому к этому шагу нужно готовиться заранее и обязательно вместе с ребенком всей семьей.

Основными критериями психологической готовности детей к обучению и адаптации к школе являются:

1) физическая готовность. Она включает в себя: физическое развитие, состояние здоровья, развитие основных групп мышц;

2) социально-психологическая или личностная готовность. В нее входят: принятие позиции школьника, умение общаться с окружающими людьми как со взрослыми, так и со сверстниками, и мотивация желания пойти в школу;

3) эмоционально-волевая готовность, которая включает в себя: умение в течение всего урока сидеть за партой, слушать учителя, стремление преодолевать трудности, ставить перед собой цели и следовать требованиям педагога;

4) интеллектуальная готовность, к которой относятся: развитие мышления, познавательная активность, запас знаний и развитие психических процессов, таких как внимание, память и воображение.

Проведенные исследования с группой из 12 детей старшего дошкольного возраста (6 девочек и 6 мальчиков) привели к следующим результатам:

  1. Мотивы поведения детей в ситуации выбора в процессе игровой деятельности со сверстниками следующие: у 75 % детей личная мотивация преобладает над общественной.
  2. У 75% испытуемых был выявлен средний уровень развития произвольности в игре. Низкий уровень был выявлен у 16,7 % воспитанников (2 ребенка), высокий уровень развития произвольности в игре был выявлен у 8,3 % воспитанников. Проявление детьми импульсивности в поведении способствовало снижению уровня их произвольности.
  3. Низкий уровень развития волевых проявлений и сформированности волевых качеств и привычек был выявлен у 16,7 % испытуемых. Средний уровень был выявлен у 25 % дошкольников. Высокий уровень был выявлен у 58,3 % дошкольников.
  4. Полученные показатели свидетельствуют о достаточном уровне сформированности у детей самостоятельности, а также инициативности.
  5. К старшему дошкольному возрасту у детей в основном сформированы волевые качества и привычки. Часть детей (33,3 %) не умеют сдерживать свои эмоции и проявляют сверхимпульсивность как при взаимодействии со сверстниками, так и со взрослым.
  6. У 75% испытуемых был выявлен средний уровень сформированности умения действовать по правилу. Высокий уровень был выявлен у 3 дошкольников. Низкий уровень сформированности умения действовать по правилу не был выявлен ни у одного ребенка среди испытуемых.
  7. У большинства детей не сформированы действия самоконтроля: испытуемые запоминали инструкцию частично, не могли сохранить ее в памяти в течение всего время проведения диагностической методики.
  8. Внутренняя позиция школьника достаточно сформирована у 41,7 %, также у 41,7 % отмечается преимущественный интерес к внешней атрибутике школьной жизни и начальная стадия формирования внутренней позиции школьника. Только 16,6 % воспитанников не проявляют интереса к школе.

Отношение ребенка к школе формируется задолго до того, как он нее пойдет. Важную роль играют следующие факторы, определяющие пути формирования готовности ребенка к школьному обучению:

– формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний;

– формирование у детей настойчивости, ответственности, самостоятельности и старательности;

– уважение личности ребенка, учет его индивидуальных особенностей, формирование дружеских отношений в коллективе;

– опора на уже имеющийся опыт поведения детей;

– постепенное повышение требований к детям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2012. – 688 с.
  2. Артемьева Т.С. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2017. – 204 c.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2012. – 464 с.
  4. Вегнер Л.А., Вегнер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М.: Знание, 2014. – 192 с.
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь /Мастера психологии. – СПб.: Питер, 2017. – 432 с.
  6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2011. – 208 с.
  7. Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. – М.: ЛКИ, 2018. – 168 c.
  8. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению к школе. – М.: Педагогика, 2015. – 152 с.
  9. Лохов М.И. Интеллект ребенка / М.И. Лохов, Е.В. Фесенко, Ю.А. Фесенко. – М.: ЭЛБИ-СПб, 2015. – 128 c.
  10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь, 2007. – 136 с.
  11. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2017. – 656 с.
  12. Нежнова Т.А. Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема // Журнал практического психолога: Научно-практический журнал. – 2008, № 5. – С. 143-156.
  13. Попова М.В. Психология растущего человека. – М.: Принт, 2019. – 105 с.
  14. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. – М.: Речь, 2015. – 208 с.
  15. Слесарева М.В. Сущность и критерии готовности детей к школе // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 3(47). – URL: https://sibac.info/journal/student/47/130129.
  16. Стригунова А.Г. Сущность готовности ребенка к школьному обучению: характеристика основных понятий проблемы // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1296-1299. – URL https://moluch.ru/archive/114/30046/.
  17. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М.: Академия, 2008. – С. 67-91.
  18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 2005. – 291 с.
  19. Шванцара Й. Диагностика психического развития. – М.: Знание, 2018. – 388 с.
  20. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь. – Гродно: ГрГУ, 2012. – 119 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Список детей, принимавших участие в исследовании

№ п/п

Имя ребенка

Пол

Возраст

1

Маша К.

ж

6 лет 3 мес.

2

Оля Т.

ж

6 лет 1 мес.

3

Даша К.

ж

6 лет 7 мес.

4

Сережа Б.

м

6 лет 2 мес.

5

Артем С.

м

6 лет 3 мес.

6

Кирилл П.

м

6 лет 5 мес.

7

Марина К.

ж

6 лет 1 мес.

8

Ира Б.

ж

6 лет 2 мес.

9

Арсений Л.

м

6 лет 9 мес.

10

Вера С.

ж

6 лет 4 мес.

11

Егор Б.

м

6 лет 2 мес.

12

Саша Т.

м

6 лет 8 мес.

Приложение Б

Сводная таблица по итогам диагностики уровня произвольной регуляции учебной деятельности

№ п/п

Имя ребенка

Диагностические методики

Количество баллов

Уровень

1

2

3

4

5

1

Маша К.

л

2

3

3

1

9

средний

2

Оля Т.

л

2

3

2

2

9

средний

3

Даша К.

л

2

3

2

1

8

средний

4

Сережа Б.

л

1

3

2

2

8

средний

5

Артем С.

л

2

3

2

1

8

средний

6

Кирилл П.

л

3

3

3

1

10

высокий

7

Марина К.

л

2

2

2

1

7

низкий

8

Ира Б.

л

2

3

3

2

10

высокий

9

Арсений Л.

л

2

2

2

1

7

низкий

10

Вера С.

о

1

3

2

1

8

средний

11

Егор Б.

о

2

3

2

2

10

высокий

12

Саша Т.

о

2

2

2

2

9

средний


Приложение В

Результаты диагностического исследования внутренней позиции школьника и выявления характера ориентации на школьно-учебную деятельность

№ п/п

Имя ребенка

Количество баллов

Уровень

1

Маша К.

6

начальная стадия

2

Оля Т.

9

сформирована

3

Даша К.

8

начальная стадия

4

Сережа Б.

10

сформирована

5

Артем С.

7

начальная стадия

6

Кирилл П.

10

сформирована

7

Марина К.

4

не сформирована

8

Ира Б.

7

начальная стадия

9

Арсений Л.

3

не сформирована

10

Вера С.

9

сформирована

11

Егор Б.

10

сформирована

12

Саша Т.

8

начальная стадия

  1. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2017. – С. 114.

  2. Слесарева М.В. Сущность и критерии готовности детей к школе // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 3(47). – URL: https://sibac.info/journal/student/47/130129.

  3. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь. – Гродно: ГрГУ, 2012. – С. 54.

  4. Вегнер Л.А., Вегнер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М.: Знание, 2014. – С. 43.

  5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению к школе. – М.: Педагогика, 2015. – С. 19.

  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2012. – С. 34.

  7. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2012. – С. 73.

  8. Шванцара Й. Диагностика психического развития. – М.:Знание, 2018. – С. 124.

  9. Выготский Л.С. Мышление и речь /Мастера психологии. – СПб.: Питер, 2017. – С. 119.

  10. Запорожец Л.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / Психология развития: хрестоматия. – СПб.: ЧеРо, 2015. – С. 76.

  11. Стригунова А. Г. Сущность готовности ребенка к школьному обучению: характеристика основных понятий проблемы // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1296-1299.

  12. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. – М.: Речь, 2015. – С. 77.

  13. Слесарева М.В. Сущность и критерии готовности детей к школе // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 3(47). – URL: https://sibac.info/journal/student/47/130129.