Файл: Оценка готовности детей к школе (Определение понятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный – первая и значительная ступень школьной жизни, когда начинается новый, очень важный период его развития.

От уровня психологической подготовленности к школе и степени школьной зрелости непосредственно зависит успешность дальнейшего обучения ребенка, его развития как субъекта учебного процесса, формирование его отношения к школе и личностное развитие в целом.

Современные исследователи отмечают, что 30-40 % детей поступают в первый класс общеобразовательной школы неготовыми к обучению, отмечается недостаточность в социальной, психологической и эмоционально-волевой сферах саморазвития ребенка.

Проблема готовности детей к школе поднималась в последние 15-20 лет многими отечественными и зарубежными психологами и педагогами. Но единое и четкое определение понятия «школьная зрелость» отсутствует, так как до конца не установлены и надежные критерии готовности ребенка к систематическому обучению.

В последние годы, теоретические положения в области психологической готовности к обучению в школе, структурируются в виде разрабатываемых психодиагностических методик. Следует учитывать, что готовность к школе – это некоторое состояние психического развития ребенка, которое является многокомпонентным образованием.

Проблема готовности к школе многогранна и требует комплексного психологического, физиологического и морфологического исследования различных сторон возрастного развития с учетом их взаимосвязей и взаимообусловленностей.

Правильно проведенная психологическая диагностика готовности к школе позволяет оценить, насколько ребенок подготовлен к школьному обучению, и прогнозировать успешность его учебной деятельности.

С учетом значения подготовленности к школе в психическом развитии ребенка в целом, большую актуальность приобретает совершенствование старых и поиск новых форм, средств и методов формирования и диагностики готовности к школьному обучению.

Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования определена психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Цель исследования: изучить особенности психологической диагностики готовности детей к школьному обучению.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме готовности детей к школьному обучению.


2. Определить основные критерии психологической готовности детей к обучению и адаптации к школе.

3. Апробировать диагностику исследования психологической готовности детей к школьному обучению.

4. Сформулировать рекомендации родителям по развитию психологической готовности детей к школе.

Проблему психологической готовности ребенка к школе изучали многие отечественные и зарубежные ученые, среди которых можно выделить Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова. Большинством исследователей отмечается, что всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе является важнейшей задачей, стоящей перед системой дошкольного воспитания.

В работе использовались методики исследования психологической готовности к школьному обучению известных авторов: «Изучение мотивов поведения в ситуации выбора» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), игра «Говори» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина), целевое наблюдение за ребенком в разных видах деятельности, «Да и нет» (Н.И. Гуткина), «Изучение саморегуляции» (У.В. Ульенкова), методика исследования внутренней позиции школьника и выявления характера ориентации на школьно-учебную деятельность Т.А. Нежновой.

Методы исследования: общенаучные методы: теоретический анализ педагогической литературы, педагогическое наблюдение; частично-научные методы: психолого-педагогическая диагностика готовности детей к школе (беседы, тесты, наблюдения), метод обработки результатов исследования.

База исследования – ГБДОУ   «Детский сад  №88» г. Севастополя.

Работа состоит из введения, основного содержания, разделенного на две главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

1.1. Определение понятия «готовность» и основные аспекты школьной зрелости

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Подготовка детей к школе – комплексная задача, которая охватывает все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы.


До настоящего времени, исследователи не пришли к единому мнению в отношении понятий «психологическая готовность к обучению» или «школьная зрелость». Подавляющее число отечественных психологов выделяют мотивационную и социальную сферу личности в качестве ведущих, имеющих наибольшую значимость.

Зачастую понятия «психологическая готовность к обучению» или «школьная зрелость» используют как синонимы. Рассмотрим наиболее часто употребляемые определения данных понятий.

Согласно теории В.С. Мухиной, готовностью к школьному обучению выступает понимание необходимости и желание, учиться, которое появляется у детей в результате социального созревания, появления внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности[1].

Можно сказать, что понимание необходимости учиться и желание учиться в ребенка должно закладываться еще в дошкольном возрасте. Как правило, это должно происходить еще в детском саду, где воспитатели подготавливают детей к новому шагу, к новым порядкам и правилам. Помимо воспитателей, этим естественно должны заниматься и родители, рассказывая детям как это необходимо, как правильно себя вести или показывать своим позитивным личным примером[2].

С точки зрения З.Л. Шинтарь, «…под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников»[3].

Л.А. Вегнер дает наиболее широкое определение «готовности к школе», под которой он понимает определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. В состав такого набора входят мотивация и личностная готовность, которая состоит из «внутренней позиции школьника», волевой и интеллектуальной готовности[4].

По мнению Е.Е. Кравцовой, «…проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности»[5]. Е.Е. Кравцова также выделяет показатели психологической готовности к школе, связанные с развитием различных видов отношений ребенка к окружающему миру. В этом случае основными сторонами готовности детей к школе являются три сферы: отношение к взрослому, отношение к сверстнику, отношение к себе.


Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее  при поступлении в школу, Л.И. Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе[6].

А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками[7].

И. Шванцара более глубоко определяет школьную зрелость как достижение такого уровня развития, когда ребенок «становится способной участвовать в школьном обучении». Как компоненты готовности к обучению в школе автор выделяет умственное, социальное и эмоциональное[8].

Психофизиологический аспект зрелости характеризуется состоянием основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Интеллектуальный аспект зрелости определяется уровнем развития когнитивных функций, определенной широтой представлений, речевым развитием и познавательной активностью. Личностный аспект школьной зрелости включает наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности, совокупность определенных характеристик волевой, эмоциональной сфер и сферы самосознания ребенка, необходимых для успешного освоения учебной деятельности.

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

  1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
  2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка[9].
  3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
  4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия, при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью владения общими способами выполнения словесных указаний взрослого[10].

Можно выделить следующие цели, которые должны достигаться при определении готовности ребенка к школе:

1. Понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.

2. Выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.


3. Распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зонами ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

4. Отсрочка на один год от начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста)[11].

Таким образом, изучение педагогической литературы позволяет сделать вывод, что понятие «готовность к школьному обучению» означает общий уровень развития ребенка и представляет собой довольно сложное образование. Оно содержит в себе огромное количество аспектов, на которые затрачивается большое количество времени и сил. А для более успешного школьного обучения детей имеет значение достаточный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, а не множество имеющихся умений, знаний и навыков. Психологическая готовность к школе – это только один из критериев решения задачи.

1.2. Критерии готовности детей к школьному обучению

Как считают М.М Семаго и Н.Я. Семаго, во всех исследованиях, несмотря на различия подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются[12].

Подготовка к школе ребенка, прежде всего, включает формирование готовности его к принятию новой социальной роли – школьника, который имеет определенный круг обязанностей и прав и занимает особое положение среди людей. Личностная готовность к роли школьника выражается, прежде всего, в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, и даже к самому себе.

Большая часть детей, в старшем дошкольном возрасте, стремится поступить в школу, которая привлекает их внешними атрибутами (форма, портфели и т.д.). Зачастую, стремление детей пойти в школу можно объяснить желанием заниматься новой, важной учебной деятельностью. Этот мотив постепенно к концу дошкольного возраста начинает занимать важное место в системе мотивации поведения ребенка. Особую значимость успешности обучения в школе придает познавательный интерес ребенка, его любознательность.

Следует все же отметить, что не у всех детей, поступающих в школу, развита познавательная мотивация, а порой и школа не достаточно способствует ее формированию и сохранению. Даже при наличии интеллектуальной готовности к школе, при отсутствии у ребенка готовности к социальной позиции школьника, ему будет довольно трудно учиться. Успехи в учебе детей, не готовых к социальной роли школьника, как правило, носят крайне неустойчивый характер.