Файл: Оценка готовности детей к школе (Определение понятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для того, чтобы у ребенка сформировалось позитивное впечатление о школе, информация должна быть понятна и эмоционально насыщена, для чего используют экскурсии в школу, беседы, рассказы взрослых о своих любимых учителях, посещения старшими дошкольниками уроков в школе и общение их с учащимися, просмотры фильмов о школе.

Не менее значимым, является критерий интеллектуальной готовности ребенка к школе, т.е. показатель знаний, которыми ребенок владеет. Определенный кругозор, представления ребенка о живой и неживой природе, людях, их труде, общественной жизни, необходимы как фундамент, на котором строится усвоение новых знаний. Помимо этого, у ребенка должны быть развиты базовые способности сравнения, анализа, обобщения, рассуждения. Ребенок должен уметь самостоятельно делать выводы.

Важнейшим показателем интеллектуальной готовности ребенка к школе является так же овладение им связанной, грамматически и фонетически правильной речью: умение не только понимать речь другого, но и самостоятельно строить предложения для своих мыслей, умение подбирать и произносить слова, умение различать на слух сходные звукосочетания. В содержание интеллектуальной готовности включают также высшие формы наглядно-образного мышления, умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

В шесть лет у ребенка, как правило, уже оформлены основные элементы эмоционально-волевого действия: ребенок способен ставить цели, принимать решение, намечать план действия, исполнять его, проявлять определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценивать результаты своего действия. Старший дошкольник вполне способен управлять своими движениями, вниманием, преднамеренно заучивать стихотворение, преодолевать боль, подчинять свое желание необходимости сделать что-либо. Однако, в первую очередь следует учитывать индивидуальные различия в волевой готовности к школе и, во-вторых, требования к произвольной познавательной деятельности дошкольников следует увеличивать постепенно.

Умение адекватно переносить разочарования и справляться с ними – важная сторона эмоциональной компетентности.

Под моторной готовностью к школе понимается не только владение ребенка своим телом, но и его способность восприятия своего тела, внутренняя подвижность (способность ощущать и произвольно направлять движения), выражения при помощи тела и движения своих импульсов.

Под моторной готовностью к школе понимают координацию системы «глаз–рука» и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму. Следует упомянуть, что скорость овладения движениями руки, связанными с письмом, бывает различной у разных детей, что связано с неравномерным и индивидуальным созреванием соответствующих участков головного мозга человека.


Проявление воли, собственной инициативы и активности во многом зависит от того, насколько ребенок может владеть своим телом в целом и способен выразить свои импульсы в форме телесного движения.

Учебный процесс в школе протекает ритмично. Периоды концентрации, внимания, работы, требующей умственной нагрузки сменяются периодами телесной активности, совместными играми, приносящими радость и отдых. Если ребенку сложно полноценно проживать такие периоды телесной активности, то нагрузка, связанная с учебным процессом, и общее напряжение, связанное со школьной жизнью, не найдут полноценного противовеса. В целом, развитость функций «крупной моторики», благодаря которой ребенок может прыгать через скакалку, играть в мяч, держать равновесие на перекладине и т.д., а также получать удовольствие от разных видов движения, является важной составной частью готовности к школе.

Восприятие собственного тела и его возможностей придает общее позитивное ощущение жизни ребенку.

Позитивное чувство жизни выражается в том, что детям доставляет удовольствие воспринимать препятствия, преодолевать трудности и испытывать свои умения и ловкость (забираться на деревья, прыгать с высоты и т.д.). Уметь адекватно воспринимать препятствия и взаимодействовать с ними – важная составная часть моторной готовности ребёнка к школе.

Многие авторы подчеркивают, что низкий уровень социальной зрелости ребенка приводит к несформированности внутренней позиции школьника, наличию коммуникативных проблем (трудностей общения). Низкий уровень развития мотивационно-волевой сферы создает проблемы в регуляции поведения.

Таким образом, упоминая о критериях готовности детей к школьному обучению, следует выделить следующие ключевые компоненты:

1) физическая готовность. Она включает в себя: физическое развитие, состояние здоровья, развитие основных групп мышц;

2) социально-психологическая или личностная готовность. В нее входят: принятие позиции школьника, умение общаться с окружающими людьми как со взрослыми, так и со сверстниками, и мотивация желания пойти в школу;

3) эмоционально-волевая готовность, которая включает в себя: умение в течение всего урока сидеть за партой, слушать учителя, стремление преодолевать трудности, ставить перед собой цели и следовать требованиям педагога;

4) интеллектуальная готовность, к которой относятся: развитие мышления, познавательная активность, запас знаний и развитие психических процессов, таких как внимание, память и воображение[13].


Каждый из компонентов важен в воспитании ребенка и особенно в подготовке ребенка к школе. Чем больше подготовлен будет ребенок, тем легче будет ему войти в новый социум, коллектив, и тем лучше будет его дальнейшее обучение, а также успеваемость. Также нельзя делать акцент на каком-либо одном компоненте, поскольку все они взаимосвязаны между собой и упустив один, через время все остальные могут пойти на ухудшение. Поэтому важно акцентировать свое внимание на всех перечисленных выше компонентах готовности детей к школьному обучению.

В заключение стоит отметить, что подготовка детей к школьному обучению является сложным, многоструктурным процессом, в котором участие принимают все находящиеся рядом с ребенком люди. Это воспитатели детских садов и, конечно же, родители, которые должны вкладывать в ребенка больше всех, помогать и наставлять. Поступление в школу является очень важным и ответственным моментом в жизни каждого ребенка и родителей, поэтому к этому шагу нужно готовиться заранее и обязательно вместе с ребенком всей семьей.

2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЦЕНКЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

2.1. Диагностика уровня произвольной регуляции учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Данное исследование проходило на базе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Севастополя «Детский сад  №88». Выборка сформирована из 12 детей старшего дошкольного возраста (6 мальчиков и 6 девочек) (Приложение А).

Критериями отбора испытуемых являлся возраст от 6 лет 1 месяца до 6 лет 9 месяцев и половой признак (мальчики и девочки в равных пропорциях). У отобранных детей отсутствуют значимые отклонения в развитии.

Основываясь на исследованиях Г.А Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, Г.А. Широковой, Н.И. Гуткиной, У.В. Ульенковой, можно выделить следующие показатели произвольной регуляции поведения у детей 6 лет:


– мотивы поведения детей в ситуации выбора;

– уровень развития произвольности;

– волевые проявления старших дошкольников;

– умение ребенка действовать по правилу;

– уровень развития саморегуляции.

Анализ специализированной психолого-педагогической литературы по проблеме формирования произвольной регуляции поведения у детей старшего дошкольного возраста позволил осуществить выбор необходимых диагностических методик:

1. «Изучение мотивов поведения в ситуации выбора» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

2. Игра «Говори» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина).

3. Целевое наблюдение за ребенком в разных видах деятельности.

4. «Да и нет» (Н.И. Гуткина).

5. «Изучение саморегуляции» (У.В. Ульенкова).

Для проведения эксперимента были созданы необходимые условия: обследование проводилось в подходящей и знакомой ребенку обстановке – в кабинете психолога, заранее подготовленном для проведения исследования (отсутствие ярких, необычных предметов, способных отвлечь внимание ребенка от диагностических заданий), был подготовлен дидактический материал, подобраны диагностические методики для выявления уровня развития произвольности у детей старшего дошкольного возраста, установлен доверительный эмоциональный контакт с каждым ребенком с помощью предварительной игры и постепенного включения в требуемые методикой задания.

В процессе проведения обследования, составлялся протокол, в котором фиксировалось:

– предлагаемые задания и уровень их выполнения;

– характер контакта со взрослыми;

– отношение к выполнению заданий;

– уровень активности при выполнении заданий.

Диагностическая методика №1 «Изучение мотивов поведения в ситуации выбора» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

Цель: изучение мотивов поведения детей в ситуации выбора в процессе игровой деятельности со сверстниками.

Оборудование: подготовить конструктор, яркие интересные игрушки, полоски бумаги разной ширины (для первой серии); мел, круги с изображением людей (для второй серии).

Ход: первая серия проводится индивидуально. Перед ребенком ставится конфликтная ситуация, ему предлагается выбор: поиграть интересными игрушками или заняться малопривлекательным делом.

Вторая серия. Дети объединяются в 2 группы (группы формируются с учетом желаний детей), проводится игра-соревнование на точность попадания мяча в цель. Детям предлагается сделать выбор суммирования или вычитания очков за удачные или неудачные броски мяча в личном и командном зачете. В результате проведенной диагностики были получены следующие результаты.


В первой серии, когда ребенок делает выбор индивидуально, преобладание личной мотивации над общественной было отмечено у 66,7 % испытуемых; во второй серии – при осуществлении выбора в присутствии сверстников – преобладание личной мотивации было отмечено у 75 % испытуемых (рис. 2.1). Так, у Маши К., Оли Т., Даши К., Сережи Б., Артема С., Кирилла П. (50%) в обеих сериях преобладали личные мотивы в поведении и деятельности, что свидетельствует об устойчивости данного вида мотивации у испытуемых.

Рис. 2.1. Результаты изучения мотивов поведения в ситуации выбора

У 25% испытуемых (Марины К., Иры Б. и Арсения Л.) было отмечено исключительное преобладание личных мотивов над общественными при проведении второй серии обследования, в то время как при проведении первой серии общественная мотивация преобладала над личной.

Преобладание общественной мотивации над личной было отмечено у 33,3% испытуемых (в первой серии), у 25% испытуемых (во второй серии). Так, у Веры С., Егора Б. и Саши Т. (25%) в обеих сериях преобладали общественные мотивы в поведении и деятельности, что свидетельствует об устойчивости данного вида мотивации у испытуемых.

Диагностическая методика № 2 «Говори» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина).

Цель: выявление уровня развития внимания и произвольности.

Оборудование: мяч.

Ход игры: экспериментатор предлагает детям сыграть в игру в вопросы и ответы и предупреждает их об обязательном правиле игры – отвечать на вопросы нужно только после слова «Говори!». Затем экспериментатор бросает мяч, делает небольшую паузу, после которой произносит команду «Говори!». Можно использовать любые вопросы для этой игры, например: «Какие времена года существуют?»... «Говори!» «Какой сейчас месяц?»... «Говори!» «Сколько дней в неделе?»... «Говори!» «Сколько дней в году?»... «Говори!» «Какого цвета платье у Кати?»... «Говори!» «Какого цвета стулья в группе?»... «Говори!» – и т.д. Диагностическая методика проводилась с каждым ребенком индивидуально. С целью выявления уровня произвольности у детей, экспериментатор после слов «Говори!» вел отсчет времени, предусмотренного для ответа, с помощью речевой команды: «Раз, два, три!».

Использование в данной игре мяча одновременно и усложняет ее, и делает более интересной. Поскольку у детей во время игры проявляется импульсивность, им сложно не дать ответ сразу после ловли мяча. При интерпретации результатов эмпирическим путем (по детям, допустившим наименьшее количество ошибок, и детям, допустившим наибольшее количество ошибок) определены следующие уровни развития произвольности у детей 6 лет: