Файл: Сюжетно-ролевые игры как средства организации школьной жизни и социальной активности младшего школьника..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 304

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данного исследования. Для развития социальной активности детей младшего школьного возраста существует множество способов и методов, но, на наш взгляд, ролевая игра является наиболее эффективным инструментом. Сама игра - это самовыражение человека, способ его улучшить. Игра в начальной школе - это флагманское занятие. Игра включает в себя важные жизненные навыки и обучение персонажей. В игре ребенок получает социальный опыт [1]. Развивает качества социальной активности, такие как: трудолюбие, ответственность и инициативность. Ролевая игра является наиболее спонтанным проявлением ребенка и в то же время основана на взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками. Основные характеристики игры присущи: эмоциональное богатство и самоотдача детей, самостоятельность, активность, креативность. Ролевая игра предполагает игру определенной ситуации на ровном месте, во время которой ребенок, как правило, играет роль взрослого. Самая распространенная причина для ролевых игр - желание ребенка вести совместную социальную жизнь со взрослыми [40]. Это желание сталкивается, с одной стороны, с недостаточной подготовкой ребенка к его осуществлению, а с другой - с растущей самостоятельностью детей. Именно это противоречие разрешается в ролевой игре: в ней, взяв на себя роль взрослого, она может воспроизвести свою жизнь, свою деятельность и свои отношения.

Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании сюжетно-ролевой игры как средства организации школьной жизни и социальной активности младшего школьника.

Объект исследования – процесс развития социальной активности в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования – сюжетно-ролевая игра, способствующая развитию социальной активности детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать проблему развития социальной активности в современной психолого-педагогической литературе.
  2. Определить основные показатели диагностики социальной активности детей младшего школьного возраста и подобрать диагностические методики.
  3. Провести диагностику развития социальной активности младших школьников и представить анализ результатов исследования.

Структура курсовой работы: введение, 2 главы из 3 пунктов, заключение, список использованных источников.


ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Понятие социальной активности с точки зрения различных авторов

Социальная активность является одним из важнейших показателей социализации человека, где социализация - это усвоение человеком культурных элементов, ценностей и социальных норм, на основе которых формируются личностные качества.

Чтобы выделить характеристики социальной активности, необходимо раскрыть понятие «активность». Слово «деятельность» происходит от латинского «aktivus», которое чаще всего интерпретируется как действие, действие, действие. В психолого-педагогической литературе существует двусмысленность в определении термина «социальная активность». Различные определения порождаются сложностью самого объекта исследования, в частности, разнообразием их вариантов и форм.

В.М. Русалов приводит параметры своей деятельности:

1) эргономичный (желание много работать);

2) высокая скорость;

3) вариационная (внутренняя склонность к разнообразию поведения) [10, c.288].

С философской точки зрения социальная активность рассматривается как тип характерной деятельности человека, который соответствует социальному уровню организации материи, проявляет себя и определяется взаимодействием субъекта с социальная среда в социальной деятельности, в ходе которой происходит трансформация субъекта и среды.

Социальная активность представляет собой высшую форму активности. Ее отличительными чертами от других активностей являются: принадлежность к чисто человеческой сфере; существование четко выраженного момента творчества; практически отсутствие пространственных временных границ, т.е. не ограниченность в своих формах, которые в совокупности составляют культуру. К примеру, в трактовке С.Л. Рубинштейна, человек сознательно преобразует мир, а сознание формируется и проявляется в деятельности. Активность человека проявляется в его сознательной деятельности. Мотив является побудительной силой деятельности, по мнению С.Л. Рубинштейн [11, c. 328]. Определяющие деятельность мотивы, обусловленные потребностями, выступают источником активности личности, обеспечивая ей конкретную направленность. Мотивы, равным образом, интегрируются в разнообразные отношения. Наиболее полно отражается в личностных смыслах содержание отношений, под которыми понимается «…индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, для которых развертывается ее общение и деятельность» [3, c.624].


Социальная активность в социологии рассматривается как категория, которая характеризуется совокупностью свойств социального субъекта (личности, группы и всего общества), благодаря которым он развивается к определившейся для него цели, отражающей объективные законы общественного развития.

В психологической литературе она является сложным состоянием и в то же время свойством человека-представителя социального мира, взаимодействующего с окружающей средой и действительностью. Психология как наука раскрывает формирование социальной активности личности путем преобразования активности психической в субъективную, затем в активность личности [6, c.224].

Таким образом, выделяются две формы активности: внутренняя и внешняя.

Внутренняя форма - это готовность, желание и стремление действовать. Такая готовность, на определенном уровне, становится доминантой поведения.

Внешняя активность – это специальная в результате деятельности активность, рассматриваемая как самодеятельность, форма ее выражения. Тем самым, активность выступает в качестве явления, отношения и состояния субъекта.

В педагогике мы видим особый подход к понятиям «активность» и «социальная активность». Российская педагогическая энциклопедия активность личности рассматривает как «деятельное отношение человека к миру, способность человека осуществлять важные для общества преобразования духовной среды и материальной на основе исследования общественно-исторического опыта человечества; проявляется в волевых актах, творческой деятельности, общении» [16, c.56]. Г.И. Щукина в своих работах показала диалектику двух основных подходов: «активность» рассматривается как синоним деятельности или качества деятельности личности. С её точки зрения, если деятельность представляет собой единство субъект-субъектных свойств, то активность – принадлежность человека, и в большей мере – субъекта деятельности [19, c.160]. Отсюда следует, что активность выражает не саму деятельность, а её уровень и характер. Как принадлежность деятеля, она воздействует и на появление мотивации, и на процесс целеполагания, и на выбор приемов деятельности.

Развитие социальной активности в педагогике - одна из главных задач в воспитании личности. Активная жизненная позиция человека, которая выражается в его единстве слова и дела, принципиальности, последовательности, в отстаивании своих взглядов, является интегральной характеристикой активности личности. Присущие человеку нравственные ценности, которые определяют характер его поведения, выражаются в активной личности. Такая личность развивается под влиянием воспитания и среды [17, c.160].


В педагогике понятие социальная активность является родовым и тесно связано с понятием «общественная активность».

Психологи и педагоги современности рассматривают общественную активность как деятельное отношение человека к общественной жизни, где он выступает активным носителем и проводником или разрушителем норм, принципов и идеалов общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности. Применительно к младшему школьному возрасту, она предполагает воспитание у них инициативности в сочетании с исполнительностью, интереса к общественной работе и организаторских умений, требовательности к себе и готовности помочь другим при выполнении общественных заданий, ответственности при выполнении общественных задач.

Реализация социальной активности происходит в виде социально-полезных действий, под воздействием стимулов и мотивов, где в основе лежат значимые для общества потребности. Развитие осуществляется системно: посредством связи человека с окружающей средой в процессе общения, познания и деятельности; она может иметь различную степень проявления. Уровень социальной активности определен соотношением социальных обязанностей личности в общественно значимой деятельности и субъективной установке на деятельность.

Научные позиции к понятию социальной активности представляют его как: сложное общественное явление, свойство личности и состояние деятельности.

Социальная педагогика выделяет несколько видов социальной активности:

Общественно-политическая активность. Характеризуется расширением участия личности в общественно-политической жизни региона, микрорайона, предприятия, а также государства.

Трудовая активность – это такой вид активности, который проявляется в вовлечении человека, работника в общественное производство и непрерывном росте производительности труда, уровне реализации личностью своих умственных и физических возможностей, умений, знаний и навыков при выполнении определенных видов трудовой деятельности.

Другой вид активности - познавательно-творческая активность. Она выражается в непрерывном отборе новых задач и их решений, в активной смене функций и их усвоении, в овладении инновационными приемами и методами труда, в рационализаторстве и изобретательстве, внесении предложений по совершенствованию условий и продуктивности труда.

Социальная активность специфическим образом мотивирована. В структуре мотивов социальной активности выделяется три подструктуры. [7, c.87]


Подструктура потребностей. Потребность как бы говорит, почему человек хочет проявить активность. Потребность содержит в себе активное отношение, направляющее личность на изменение условий для удовлетворения нужды в чем-либо.

Подструктура целей. Составляющие компоненты: цель в качестве материального или идеального предмета, образ будущего результата и стремление достичь поставленной цели. Именно в процессе мотивации осуществляется объединение важных потребностей субъекта и цели, как предмета удовлетворения этих потребностей, а также методов и возможностей достижения цели, содержащиеся в конкретной ситуации. Сама мотивация формируется с помощью составленного субъектом ценностного и психологического метода исполнения собственных потребностей при данных требованиях и обстоятельствах, типичных для его жизни.

Подструктура внутреннего контроля. В нее входят способности, знания, умения и навыки в конкретной деятельности и их оценка человеком. Помимо всего прочего, в эту подструктуру мотивов включен уровень притязаний личности как степень мобилизации человека для достижения конкретной важной для него цели. Данные социальные и психологические факторы как оценка человеком собственных способностей, условий и вероятности достижения цели, а также сама социальная ситуация, ее оценка человеком оказывают воздействие на уровень притязаний.

В педагогике существует три направления возможного решения задач по развитию социальной активности личности:

  1. доведение до сознания личности понятия социальной активности;
  2. подготовка содержательного досуга;
  3. ориентирование и поддержка личности на выражение любой инициативы со стороны. Социальная активность считается интегральным общественным качеством, определяющим состояние субъекта в ходе взаимодействия с иными индивидами (коллективами, общностями, группами) в деятельности, потребность которой определена социально важным интересом и целями [13, c.400].

Социальной активности, как и любой другой, характерно иметь различный уровень проявления, зависимый от отношения, установок личности на деятельность и общение, и того социального пространства, в котором она может реализовать данные установки.

Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что социальная активность является качеством личности и формируется в процессе социализации и является одним из ее важнейших показателей. Социальная деятельность - это внутреннее отношение, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззрения, моральных и психологических качеств личности и отражающая его субъективное отношение к обществу. Социальная активность проявляется в основном в поведении личности в обществе, в попытках измениться. Его характеристику можно выразить тремя словами: видение мира, долг и воля. И как личностные качества: ответственность, трудолюбие, инициативность. Развитие социальной активности личности ученика как непрерывный и осознанный процесс его включения в систему общественных отношений и в результате усвоения опыта социального поведения на основе развития его собственная деятельность по удовлетворению личных и социально значимых потребностей.