Файл: Сюжетно-ролевые игры как средства организации школьной жизни и социальной активности младшего школьника..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При изучении социальной активности необходимо опираться на черты личности, которые проявляются извне - в действиях и действиях, имеющих социальную значимость, поскольку социальная активность не является не вся деятельность личности, а только та, которая имеет социальную значимость.

1.2 Характеристика развития социальной активности детей младшего школьного возраста

Маленький ребенок осваивает мир на основе субъективной и эмоционально-чувственной деятельности. Самооценка ребенка происходит постепенно, все более и более аккуратно вступая в социальные отношения, проявления творческой, социальной, интеллектуальной и эмоциональной активности. Деятельность как личностная черта предполагает, что ребенок становится субъектом деятельности и управляет своим развитием, учитывая общечеловеческие ценности и потребности общества. Следовательно, деятельность как личное воспитание выражает состояние ребенка и его отношение к деятельности. Развитие социальной активности ребенка сопровождает весь процесс развития личности: от репродуктивного и подражательного через поиск и лидерство до творческого уровня.

В процессе формирования социально активной позиции ребенка важны, прежде всего, знания и представления о том или ином явлении, его роли и значении для общества и самого себя. На основе приобретенных знаний ребенок развивает представление о необходимости участия в конкретном виде деятельности. Как уже упоминалось выше, сенсорное восприятие важно для данного возраста. Лично они придают процессу формования значительный цвет и, таким образом, влияют на прочность формованного качества. Знания и чувства создают потребность в их практической реализации - в действиях и поведении.

Необходимым условием формирования социальной активности младшего школьника является развитие самостоятельности, стимулирование активности школьников. Он участвует в общественной работе с желанием, деятельность и активность выступают в единстве.

Интерес - движущая сила формирования социальной активности ребенка. Интерес связан с положительными эмоциями. Он мотивирует потребность, придает деятельности увлекательный характер. Формирование интереса к общественной деятельности является сложной задачей. Наиболее действенным является выстраивание нескольких целей, каждая из которых имеет свой масштаб: ближние цели должны вытекать из средних, а средние должны быть поддержаны дальше [19, c.160].


В учебно-воспитательном процессе необходимо учитывать, что компоненты социальной активности развиваются неравномерно и то, что обучающиеся развиваются по-разному, т.е. мы можем говорить о том, что в этот период не все, но некоторые качества социальной активности уже сформированы, но большинство еще на стадии формирования. В чем это выражается? Ребенок в младшем школьном возрасте несет в себе весь комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание. Он знает, что значит должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости или стыда в зависимости от поступка. Он гордится поступком, одобряемым взрослым и стыдится не замеченного взрослым проступка. Эти чувства ребенка, безусловно, влияют на развитие его личности.

Относясь к взрослым и более старшим детям как к образцу, младший школьник в то же самое время притязает на признание со стороны взрослых, и подростков. Благодаря притязанию на признание он выполняет нормативы поведения - старается вести себя правильно, стремится к знаниям, потому что его хорошее поведение и знания становятся предметом постоянного интереса со стороны старших [15]. В младшем школьном возрасте сверстники вступают в сложные отношения, в которых переплетены отношения возрастной приязни к сверстнику и отношения соперничества. Притязания на успех среди сверстников теперь отрабатываются, прежде всего, в учебной деятельности или по поводу учебной деятельности. Потребность в признании у младшего школьника проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой - «быть лучше, чем всех». По мнению Г.М. Шпак в ситуациях, значимых для детского общения, ребенок стремится к самоутверждению. Соревновательный мотив дает острые эмоциональные переживания: в случае промахов и неудач ребенок расстраивается до слез, для компенсации неуспеха хвастает чем-либо или третирует более успешного; в случае своего успеха ликует и снова хвастает. Соревновательный мотив обращен к самолюбию, он стимулирует ребенка к совершенствованию своих способностей и умений и в то же самое время создает у него состояние тревожности. Внутренняя жизнь ребенка полна напряжения» [18, c.12].

Для ребенка как субъекта воспитательного процесса характерны некоторые особенности возрастного личностного проявления. Ребенок младшего возраста осваивает мир на предметно-деятельностной и эмоционально-чувственной основе. Самоутверждение ребенка происходит постепенно, путем все более основательного вхождения в общественные отношения, проявления творческой, социальной, интеллектуальной и эмоциональной активности.


Учителю нужно изучать особенности обучающихся, организуя общественную работу в классе таким образом, чтобы в ней принимали в той или иной степени участие все школьники. Младшие школьники обычно проявляют интерес к общественной работе, но у них нет достаточного опыта, не хватает настойчивости, упорства. Первые неудачи могут привести обучающихся к разочарованию, сформировать отрицательное отношение к данной работе, что способствует формированию таких качеств, как пассивность, равнодушие к жизни класса, школы, а затем и общества в целом. Поэтому необходима поддержка учителя в развитии общественной активности школьников, распределение поручений с учетом интересов обучающихся, в формировании ответственного отношения к порученному делу.

Формирование социальной активности младшего школьника происходит благоприятно в условиях атмосферы эмоционального подъема, при высокой организации деятельности в процессе взаимодействия с другими людьми, т.е. включенность в коллектив. Чем шире и богаче общение обучающихся в коллективе, тем больше возможностей для развития необходимых социальных качеств. В детском коллективе при совместной деятельности осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которые помогают школьнику психологически грамотно строить свое взаимодействие с другими людьми. Взаимодействуя со сверстниками, обучающийся осваивает опыт лидерства и подчинения, развивает свои организаторские способности [16, c.56].

Одним из важнейших условий формирования социальной активности у младшего школьника является педагогическое общение. Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Используя всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств, оно реализует коммуникативную, персептивную функцию. Социальная активная позиция обучающихся успешно развивается в условиях демократического стиля педагогического общения, когда педагог заинтересован в повышении роли обучающихся во взаимодействии, стремится привлекать каждого из них к решению общих проблем, когда создаются наиболее благоприятные условия для самореализации личности. Если в начальной школе учитель проявляет заботу о развитии самостоятельности обучающихся, уважает их мнение и считается с ним, если ему удается сформировать коллектив школьников, отличающийся высокой организованностью и активностью, у обучающихся формируется социальная активная позиция, которая совершенствуется в дальнейшем.


Особое значение в формировании социальной активности младших школьников имеет ученическое самоуправление, где формируются организаторские умения. С этой целью учитель используют систему меняющихся поручений обучающихся, так чтобы каждый из них смог попробовать свои силы в организационных делах. Это может быть работа в группах сменного состава, где каждый ученик имеет возможность побывать в роли лидера, организатора какого-либо совместного дела. Как правило, это должны быть социально ориентированные дела, т.к. они создают необходимые условия для формирования жизненной позиции школьников. В таких делах дети привлечены к преобразующей практической деятельности. Это как серьезные настоящие и ответственные дела, так и деловые и сюжетно-ролевые игры.

Таким образом, наиболее важными характеристиками формирования социальной активности ребенка являются следующие:

1) основная мотивация - взаимодействие со сверстниками, при котором взаимосвязь возрастной привязанности к сверстникам и конкуренция тесно связаны;

2) потребность в общении является основным компонентом социальной активности и т.д.;

3) совместная деятельность классового коллектива, объединенная общей целью;

4) запрос о признании взрослыми;

5) демократичный стиль руководства в команде;

6) развитие гуманистических коллективистских отношений между детьми, путем обучения их организационным навыкам.

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Сюжетно-ролевая игра как метод развития социальной активности

Одним из важнейших условий формирования социальной активности у младшего школьника является образовательная коммуникация, после которой происходит общее и внешкольное взаимодействие, взаимодействие учителя и ученика. Используя все словесные, изобразительные, символические и кинетические средства, он выполняет коммуникативную и перцептивную функцию.


Начало школьного периода жизни ребенка является важнейшим этапом формирования социально значимого личностного тренинга, который проявляется в действиях, которыми они руководствуются. Несмотря на то, что основным видом деятельности в раннем возрасте является образование, игровая активность остается важной для ребенка. Поэтому целесообразно формировать социальную активность через игру. Существует несколько видов игр, направленных на развитие социальной активности учащихся начальной школы:

1) игры, содержащие работу для взрослых

2) игры с патриотическим и международным контентом

3) подвижные игры с содержанием и правилами игры, которые способствуют не только физическому развитию детей, но и воспитанию их социальных чувств.

Но наиболее эффективным средством развития социальной активности у обучающихся начальной школы является сюжетно-ролевая игра, способствующая выработке такой модели поведения, которая предполагает формирование коммуникативных умений: готовность к сотрудничеству, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, умение находить компромиссное решение. В процессе игры между обучающимися устанавливаются отношения, приемы и правила общения, которые они потом воспроизводят в реальной жизни (в сходных по форме жизненных ситуациях).

Игра, в отличие от реальной жизни, позволяет детям проигрывать одну и ту же ситуацию несколько раз и каждый раз школьники могут поменяться ролями, испробовать другие варианты поведения, провести рефлексию деятельности. В сюжетно-ролевой игре процесс психического развития детей идет гораздо быстрее и эффективнее. В игре важное место занимает эмоциональная составляющая. В игре ярко проявляются чувства, которые вызывают сильную душевную реакцию.

Таким образом, игровая деятельность дает возможность ребенку приобрести бесценный собственный жизненный опыт в максимально комфортных для него условиях. Ее можно назвать творческой лабораторией самообразования, «школой жизни» для ребенка.

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу. Её суть - искусственное погружение обучающихся в условия, возможно либо максимально приближенные к реальной жизни.

В сюжетно-ролевой игре дети всегда играют «во что-то» или «в кого-то». Основа такой игры заключается в содержании ролей, которые дети должны «примерить» на себя. Возможны такие разновидности ролей:

  1. конкретных взрослых или детей;
  2. представителя определенного типа профессий;
  3. семейные роли;
  4. этнографические;
  5. роли сказочных или литературных героев.