Файл: Сюжетно-ролевые игры как средства организации школьной жизни и социальной активности младшего школьника..pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 311
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие социальной активности с точки зрения различных авторов
1.2 Характеристика развития социальной активности детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Сюжетно-ролевая игра как метод развития социальной активности
2.2 Описание хода работы по использованию сюжетно-ролевой игры как метода организации школьной жизни
Каждый ребенок должен исполнять свою роль только в рамках игрового действия, которое может быть направлено на:
- предметное воссоздание содержания деятельности;
- выстраивание системы отношений между людьми в ходе деятельности.
Задача учителя – организовать игру так, чтобы у детей была возможность проявить собственную инициативу, представить свою модель социальных отношений. Но в тоже время, имея некоторое представление о поведении взрослых в конкретной ситуации, младший школьник копирует их поведение. Следовательно, учитель стремится подтолкнуть детей к поиску иных (своих) вариантов поведения, нестандартных решений возникающих проблем [5, c.813].
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре положение детей двойственное: с одной стороны, они должны чувствовать себя абсолютно свободно, с другой стороны, ход игры строго регламентирован. Круг ролей, предлагаемых ученикам, четко определен, указаны условия и обстановка, в которой происходят воображаемые события, описаны правила игры, которые необходимо выполнять, существуют моральные и этические установки, которые обязаны использовать участники. Сюжетно-ролевые игры полифункциональны: они комплексно воздействуют на различные стороны личности ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, волевую, коммуникативную и другие. Выделим основные функции сюжетно-ролевой игры (табл. 1.):
Таблица 1
Функции сюжетно-ролевой игры [5, c.813]
Функции |
Проявление функций |
Развивающая |
развитие воображения, памяти, мышления, творческих способностей |
Воспитательная |
развитие основных черт характера: организованность, рационализм, |
ответственность, справедливость, самостоятельность; |
|
осуществление корректировки и регуляции поведения обучающихся |
|
правилами игры, другими обучающимися |
|
Мотивационно- |
создание условий для возникновения и усиления познавательных |
стимулирующая |
мотивов развития интересов; |
активизация познавательной деятельности |
|
Коммуникативная |
развитие навыков общения (субъектно-субъектное, вербальное и |
невербальное) игроков одной команды (сотрудничество), |
|
соперников (состязание) |
|
Рефлексивная |
обучающиеся лучше познают себя в сравнении с другими, учатся |
контролировать и анализировать свои действия, находить и |
|
исправлять ошибки, оценивать результат своих действий |
|
Диагностическая |
выявляются особенности личности ребёнка, его положение в |
коллективе |
Отличительным свойством сюжетно-ролевой игры является наличие сюжета. Можно использовать такие разновидности сюжетов:
- созидательные;
- связанные с открытием;
- связанные с профессией;
- связанные с искусством;
- маршрутные, т.е. путешествия;
- военизированные;
- сказочные;
- фантастические.
Младшие школьники эмоциональны и импульсивны. В сюжетно-ролевой игре они получают большое удовлетворение от эмоциональных переживаний, связанных с развёртыванием роли. Включение детей в сюжетно-ролевую игру позволяет им выйти за рамки своего контекста деятельности, реализовать потребность в межличностном общении и овладеть необходимыми основными компетентностями.
Игра - метод воспитания. Игра затрагивает все стороны личности ребёнка - его ум, чувства, воображения, волю. Игра является средством для установления атмосферы взаимопонимания и доброжелательности между детьми и воспитателем. Если педагог выступает перед школьниками в позиции человека, заинтересованного игрой, это сближает его с детьми.
В процессе ролевой игры ребёнок раскрывает себя как личность: он обнаруживает свои стремления, интересы, особенности характера. Каждая игра при направляющей роли педагога, помимо выполнения главной воспитательной задачи - той, ради которой она проводится, оказывает комплексное воспитательное воздействие на обучающихся.
Функции сюжетно-ролевых игр:
- Социализация младших школьников. В ходе сюжетно-ролевых игр детьми усваиваются нормы и правила жизни в обществе.
- Развитие навыков общения и взаимодействия. В процессе совместной деятельности дети вырабатывают способы взаимодействия друг с другом, развивают коммуникабельность, учатся конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
- Совершенствование личных качеств и навыков и приближение их к реальным, возможным в жизни действиям. Постоянно изменяющаяся обстановка ролевой игры требует от ее участников проявления своих способностей и использования ранее сложившихся навыков.
- Развитие самодисциплины, волевых качеств, поскольку увлеченный игрой ребенок проявляет себя в ней часто несравненно полнее, чем в иной деятельности.
- Ролевая игра – средство самовоспитания ребенка.
- Служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формируют волевые чувства личности [12, c.128].
Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:
-
- Сюжет (тема) игры – та сфера действительности, которая отражается в игре.
- Содержание игры – это то, что конкретно отражается в игре.
- Игровая (воображаемая, мнимая) ситуация – совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением.
- Замысел – план действий, задуманный играющими.
- Роль – это образ существа (человека, животного) или предмета, который ребенок изображает в игре.
- Ролевое (игровое) действие – это деятельность ребенка в роли (определенная комбинация, последовательность действий, характеризующих ролевое поведение).
- Ролевое (игровое) взаимодействие предполагает осуществление взаимоотношений с партнером (партнерами) по игре, диктуемых ролью.
- Правила игры – это порядок, предписание действий в игре. Всякая ролевая игра – это игра с правилами, имеющимися внутри той роли, которую берет на себя ребенок. Сюжетные игры помогают и формированию игровых умений. Сначала - это однотомные, одноперсонажные сюжеты, отражающие смысловую цепочку действий, потом многоперсонажный сюжет как система взаимосвязанных персонажей (ролей), который развертывается через взаимодействие одного персонажа с другим, через введение новых ролей. И лишь после этого появляются многотемные сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов. Таким образом, становление сюжетной игры можно представить, как последовательность этапов развития игровых действий (Н.Я. Михайленко): I этап – предметно-игровые действия; II этап – ролевого действия и взаимодействия; III этап – сюжетосложения [9, с.374].
А.Н. Леонтьев говорил о том, что игра эволюционирует от прежде открытой игровой роли, воображаемой ситуации и скрытого правила к открытому правилу и, наоборот, к скрытой воображаемой ситуации и роли [7, с.87]. На первом плане в игре, таким образом, оказывается обобщенно-образное, эмоциональное отражение действительности через роли, которые выполняет ребенок. И основу их в развитой игре составляют, прежде всего, отношения между людьми, самовыражения людей в деятельности.
Требования к организации сюжетно-ролевых игр в начальной школе:
- создание предметно-игровой среды;
- последовательность и систематичность в организации сюжетно-ролевых игр;
- использование методов и приемов обучения игровым действиям;
- ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы обучающиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль;
- игра должна быть принята всеми участниками, все должны стремиться соблюдать правила;
- игра должна проводиться в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывать у школьников чувство удовлетворения, радости;
- необходимо четко и ясно формулировать правила, требования к исполнению роли;
- необходимо предупреждать конфликтные ситуации в игре;
- важно грамотно вывести участников из игры (рефлексия, анализ, наблюдение за состоянием участников, их удовлетворенностью и т.п.) [7, c.87].
Таким образом, ролевая игра является одним из основных видов игр, который определяет развитие всех существенных аспектов личности ребенка, подготавливает переход к новому периоду развития. Драматизация - это особая деятельность, специфика которой носит условный характер и заменяет существующую серьезную деятельность. Ей присущи основные характеристики игры: эмоциональное богатство и самоотдача детей, самостоятельность, активность, креативность. Ролевая игра носит рефлексивный характер. Основой ролевой игры является воображаемая или воображаемая ситуация, которая состоит в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и играет ее в созданной им игровой среде. Независимость детей в ролевой игре является одной из характеристик [8, c.322].
Ролевая игра обладает огромным образовательным потенциалом, она способствует развитию усердия, ответственности и инициативы, то есть тех качеств, которые выражают вашу социальную активность.
Роли, типы и правила ролевых игр, обсуждаемые в параграфе, ясно демонстрируют их роль в развитии социальной активности ребенка.
При правильном использовании ролевых игр, он способствует развитию деятельности, творческих навыков, когнитивной мотивации, мышления, речи и социального и личностного развития школьников.
2.2 Описание хода работы по использованию сюжетно-ролевой игры как метода организации школьной жизни
Первые занятия проводятся в совместной деятельности с учителем, затем в совместной деятельности со сверстниками и становятся любительскими.
Основным условием отбора и проведения ролевых игр является учет интересов детей, и этот интерес должен расширяться. Необходимо обеспечить, чтобы дети были счастливы самостоятельно организовывать различные ролевые игры, придумывать и изменять сюжет, уметь договариваться друг с другом и соблюдать установленные правила.
Таким образом - они проявили инициативу, волю, усердие и ответственность за свое поведение. Обучение и воспитание школьников осуществляется не путем передачи готовых знаний, а с созданием условий, в которых дети могли бы проявить эти качества.
Такими условиями являются постановка проблемных задач, в процессе решения которых учащиеся приобретают знания и навыки, способствующие развитию социальной активности. Поэтому для себя я определил важное требование: успешная реализация ролевой игры в формировании социальной активности учащихся может быть только в условиях поддержки индивидуальности и инициативы детей посредством:
- создание условий для свободного выбора обучающимися совместной деятельности;
- создание условий для принятия обучающимися решений, выражения своих чувств и мыслей;
- поддержку их инициативы и самостоятельности.
На рисунке 1 представлена технологическая карта организации сюжетно-ролевой игры.
позови друзей |
распредели |
определи |
Выбери |
сделай выводы |
||
Необходимые |
||||||
(собери |
поиграйте |
(оцени |
||||
роли |
правила |
средства для |
||||
команду) |
результаты) |
|||||
Игры |
||||||
Рисунок 1 – Технологическая карта организации сюжетно-ролевой игры
Рассмотрим следующие сюжетно-ролевые игры:
«Воздушное путешествие. Аэропорт» Цель: обобщение и систематизирование представлений детей о работе воздушного транспорта, способах и особенностях передвижения человека на воздушном транспорте через сюжетно - ролевую игру. Задачи: закрепить знания детей об уже известных и развивать представление о новых профессиях; формировать у детей умение действовать в соответствии с ролью; воспитывать дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе игры и уважительное отношение к труду взрослых. (Приложение А)
«Фитнес-клуб» Цель: Формирование представлений детей о назначении и работе фитнес клуба, как о структуре популярного и эффективного воздействия на тело и организм, укрепления здоровья человека через сюжетно – ролевую игру. Задачи: развитие представлений о здоровом образе жизни; воспитание исполнительности – действовать (исполнять функции) в соответствии с ролью; развивать активность, инициативность, любознательность, формировать умение применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни, умение планировать совместную работу. (Приложение Б)
В рамках развития самостоятельности и инициативности необходимо использовать сюжетно-ролевые игры, в процессе которых дети планируют свои действия, ставят перед собой задачи и последовательно решают их.
Планирование дети осуществляют целостно.
Каждая из предложенных сюжетно-ролевых игр направлены на формирование социального опыта учеников, на активную социализацию, проявление и развитие необходимых личностных качеств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной целью обучения является формирование личности ребенка.
В первой главе рассматриваются теоретические вопросы, связанные с понятием «социальная активность» с точки зрения разных авторов», раскрываются и анализируются понятия «активность» и «социальная активность» различных авторов (философов, социологов, педагогов, психологов) - М. С. Каган, В. З. З. Тюхина, В.М. Русалова Г.И. Щукин В.А. Сластенин и другие. Утверждается, что социальная деятельность является внутренней позицией, ориентированной на определенную линию поведения, вытекающую из идеологических, моральных и психологических характеристик человека и отражающую его субъективный подход к обществу. Социальная активность проявляется прежде всего в поведении личности в обществе, в попытках изменить себя. Его особенность может быть выражена в трех словах: мировоззрение, долг и воля. И как личностные качества: ответственность, трудолюбие, инициативность. Развитие социальной активности личности каждого ребенка как целенаправленного непрерывного процесса его включения в систему социальных отношений и как результат усвоения опыта социального поведения на основе развития собственной активности для удовлетворения личных и социально значимых потребностей.