Файл: Нотариат в РФ (Порядок приобретения статуса нотариуса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Правовые основы регулирования нотариата в РФ

1.1. История развития нотариата в России РФ

1.2. Назначение нотариата в РФ

Глава 2. Основы организация нотариата в РФ

2.1. Правовое регулирование организации нотариата

2.2. Формы осуществления нотариальной деятельности

Глава 3. Правовой статус нотариуса

3.1. Порядок приобретения статуса нотариуса

3.2. Функции нотариуса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

6."Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019)

9. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.1995 N 101-ФЗ (посл. Ред. 12.03.2014)

10. Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019)

18. Федеративный договор от 31.03.1992 "Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации".

19.Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 N 91 "Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации" Документ утратил силу 

17. Нотариальное прав: учебник / Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев, ред.: В.В. Ярков, Урал. гос. юрид. ун-т.— 2-е изд., испр. и доп. — М.: Статут, 2017. — 577 с.

Нотариальная деятельность направлена на предотвращение споров между участниками гражданских правоотношений, а также на оказание правовой помощи наименее ориентированным в действующем законодательстве субъектам гражданского права - физическим лицам [18, c. 166].

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Нотариальная деятельность в Российской Федерации осуществляется в каждом субъекте Российской Федерации, тем самым нотариат в Российской Федерации выступает одним из важнейших институтов в системе права Российской Федерации, гарантирующих защиту прав и законных интересов граждан и юридически лиц. По имеющейся в Федеральной нотариальной палате статистической информации только в 2018 году общее количество нотариальных действий составило практически 49000000. Анализ исследований, проведенных профессиональными аналитиками, в том числе Левада-Центром, на основании опросов о количестве обращений к нотариусам, когда-либо совершенных населением, свидетельствует о том, что в среднем каждый опрошенный 1,7 раза в своей жизни обращался по вопросам заверения подлинности копий документов либо подлинности подписи; 1,5 случая - удостоверения доверенностей. По вопросам оформления и выдачи свидетельства о праве на наследство, по оформлению завещания, в среднем, происходило по 1,2 обращений на одного человека. Ни один из опрошенных не обращался более 1 раза по вопросу удостоверения брачного договора. На данный момент в Российской Федерации количество нотариусов, занимающихся частной практикой, составляет - 7 942. Осуществление нотариальной деятельности обеспечивают 23 507 сотрудников, работающих у нотариусов, занимающихся частной практикой [19, c. 55]. По состоянию на 2018 год в Российской Федерации всего - 3 нотариуса, работающих в государственных нотариальных конторах, 2 должности - вакантны Нотариусы, занимающиеся частной практикой, оказывают квалифицированную юридическую помощь путем совершения нотариальных действий, в том числе, в труднодоступных и малонаселенных местностях [20, c. 156]. Основы предусматривают поддержку нотариата в малонаселенных и труднодоступных местностях за счет средств Федеральной нотариальной палаты [21, c. 54]. Так, с 2017 года Федеральной нотариальной палатой реализуется утверждаемая ежегодно Программа поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях, в рамках которой, а также соответствующих локальных актов Федеральной нотариальной палатой оказывается в соответствии со статьями 11.2 и 30 Основ материальная помощь нотариусам, осуществляющим деятельность в нотариальных округах, расположенных в малонаселенных и труднодоступных местностях, экономическое развитие которых не позволяет нотариусам осуществлять нотариальную деятельность самостоятельно и независимо [22, c. 88]. Такая помощь оказывается за счет средств сформированного Федеральной нотариальной палатой фонда поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях в рамках сметы доходов и расходов Федеральной нотариальной палатой [23, c. 85].


На 2019 год размер средств фонда поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях составляет 65000000 рублей.

Кроме того, Федеральной нотариальной палатой оказываются меры поддержки в виде ежемесячной компенсации в случае, когда низкий уровень дохода от нотариальной деятельности в труднодоступной и малонаселенной местности не позволяет нотариусу самостоятельно финансировать свою профессиональную деятельность, и при этом недостаточно средств нотариальной палаты. Указанная форма материальной поддержки со стороны Федеральной нотариальной палаты позволяет не только привлечь нотариусов для работы в нотариальные округа, расположенные в труднодоступных и малонаселенных местностях, но и сформировать у них заинтересованность в осуществлении нотариальной деятельности в таких нотариальных округах продолжительное время [24, c. 68]. В случае отсутствия нотариуса в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте (статья 1 Основ), правом совершать определенные нотариальные действия, перечень которых установлен статьей 37 Основ, наделены должностные лица органов местного самоуправления. Вместе с тем, наделение органов местного самоуправления полномочиями по совершению нотариальных действий не позволяет повысить качество оказания юридической помощи, о чем свидетельствует анализ нарушений действующего законодательства должностными лицами местного самоуправления при совершении нотариальных действий [25, c. 15]. Также можно отметить такие факты как несоблюдение форм удостоверительных надписей при совершении нотариальных действий и правил регистрации нотариальных действий в реестре регистрации нотариальных действий; взыскание государственной пошлины или нотариального тарифа, несоответствующих размеру, предусмотренному Налоговым кодексом Российской Федерации и Основами; игнорирование обязанности направлять сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности в нотариальную палату либо предоставлять сведения в полном объеме; нарушение срока предоставления сведений и другие [26, c. 109]. Причинами указанных нарушений является отсутствие профессионального (юридического) образования у должностных лиц органов местного самоуправления, доступа к информационно-правовым системам, надлежащих условий для хранения нотариального архива, необходимого обеспечения специалистов оргтехникой (компьютеры, принтеры) регулярного контроля за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, что не позволяет им качественно, на должном уровне оказывать юридическую помощь [27, c. 36].


Глава 2. Основы организация нотариата в РФ

2.1. Правовое регулирование организации нотариата

В юридической науке существует дискуссия относительно целесообразности выделения нотариального права в отдельную самостоятельную отрасль права. В.В. Ярков выделяет следующие признаки, которые могут охарактеризовать нотариальное право, как самостоятельную (комплексную) отрасль права [28, c. 54]:

- во-первых, наличие кодифицированного правового акта — Основ законодательства РФ о нотариате [29, c. 178];

- во-вторых, наличие общего предмета регулирующего воздействия — отношений, связанных с совершением нотариальных действий;

- в-третьих, это комплексный характер нотариального права, ибо оно включает в себя юридические нормы гражданского, административного, процессуального и иных отраслей российского права;

- в-четвертых, нотариальное право имеет ряд особых принципов, общих положений, приемов и способов регулирования, образующих особый правовой режим.

По своему характеру нотариальное право является как процессуальным (процедурным), так и материальным, ибо как регулирует общественные отношения в сфере осуществления нотариальной деятельности, устанавливая, каким образом совершаются нотариальные действия, так и содержит материальные нормы, закрепляющие условия, когда эти действия должны или могут быть совершены, их юридические последствия [30, c. 69].

Материальные нормы нотариального права обеспечивают его регулятивные и охранительные функции, регулируют реально складывающиеся отношения, регламентируют реализацию их субъектами своих прав и обязанностей. Нотариальное право обладает собственной системой источников, под которыми понимаются нормативные правовые акты, содержащие правила, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления нотариальной деятельности, и организационно-управленческие отношения в сфере нотариата [3, c. 159].

Нормы нотариального права регулируют общественные отношения по поводу нотариальной деятельности на основе различных самостоятельных источников права и сочетания публичных и частных интересов. По своему характеру нотариальное право является как процессуальным (процедурным), так и материальным, ибо регулирует как общественные отношения в сфере осуществления нотариальной деятельности, устанавливая, каким образом совершаются нотариальные действия, так и содержит материальные нормы, закрепляющие условия, когда эти действия должны или могут быть совершены, определяя их юридические последствия [2, c. 145].


Нотариальное право обладает своей системой источников. Перечень нормативных правовых актов, которые регулируют нотариальную деятельность, определен в ст. 1 и 5 Основ законодательства РФ о нотариате. К числу источников относится Конституция Российской Федерации, Основы законодательства РФ о нотариате, федеральные законы и законы субъектов РФ, а также иные нормативные правовые акты.

Нельзя не отметить международные правовые акты, касающиеся развития нотариата. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы [3, c. 100]. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Согласно ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» международный договор РФ означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования [3, c. 188].

Непосредственное отношение к нотариату имеет Резолюция Европейского парламента А3–0422/93 «О положении и организации нотариата в 12 государствах — членах Сообщества» [5, c. 18]. Она в большей мере определяет направления развития и изучения нотариата в европейских странах. Отдельным вопросом, заслуживающим внимания, является вопрос о правовом статусе нормативных актов Международного союза латинского нотариата, который является неправительственной организацией, куда входят национальные объединения нотариусов, допускается также индивидуальное членство граждан-нотариусов. Федеральная нотариальная палата является членом Международного союза латинского нотариата. Однако из текста Конституции РФ и определения международного договора следует, что таковым будет только обязательство Российской Федерации как государства, субъекта международного права. Россия, естественно, в данную организацию не вступала и не могла стать ее членом [6, c. 117]. Даже если такая возможность и имелась, то в Собрании законодательства РФ можно было бы увидеть Федеральный закон о ратификации Устава Союза, либо иного какого-то договора, свидетельствующего о том, что Россия берет на себя конкретные международные обязательства.


Нотариус руководствуется только Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, Основами законодательства РФ о нотариате, законодательными актами РФ и республик в составе РФ, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами [7]. Главным федеральным нормативным актом, регулирующим организацию и деятельность нотариата в Российской Федерации, являются Основы законодательства РФ о нотариате, принятые 11 февраля 1993 г [8].

Несмотря на то, что их принятие предшествовало Конституции РФ, они неоднократно были признаны Конституционным Судом РФ соответствующими нормам Конституции РФ.

Само наименование нормативного акта «Основы законодательства» принадлежит к устаревшей типологии, предусмотренной Федеративным договором [3, c. 54]. Нотариат указан в нем как предмет совместного ведения. А по предметам совместного ведения Российская Федерация могла принимать Основы законодательства, кодексы и законы, а уже регион осуществлял собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции.

Многие вопросы, связанные непосредственно с нотариальной деятельностью, также регулируются федеральными законами и кодифицированными актами.

Так, Налоговый кодекс РФ регулирует вопросы, связанные с уплатой государственной пошлины: порядок ее взимания, размеры и особенности уплаты, льготы при обращении за совершением нотариальных действий, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины [30].

Гражданский кодекс РФ регулирует многие вопросы, относящиеся напрямую к деятельности нотариата: наследственное право, исполнение обязательств путем внесения долга в депозит нотариуса и многие другие [24]. Гражданский процессуальный кодекс РФ определяет порядок рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении [2, c. 112]. Новый пункт 5 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ придает особый статус нотариально оформленному документу: «Обстоятельства, подтверждаемые нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном статьей 186 настоящего Кодекса, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия».

Согласно ст. 72 Конституции РФ нотариат относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.