Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Функции).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Менеджер: понятие и сущность
1.1 Понятие менеджера. Требования, предъявляемые к менеджеру
Глава 2. Общая характеристика предпринимательства
2.1 Сущность, функции и роль предпринимательства
2.2 Понятие предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности
Глава 3. Менеджер как предприниматель, их взаимосвязь и принципиальные различия
3.1 Менеджер как предприниматель, их взаимосвязь
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, в частности, следующие:
- имение основных знаний в сфере управления предприятием;
- грамотность в области технологии производства в той сфере отрасли, в коей работает фирма по виду и характеру своей деятельности; имение не только лишь навыков администрирования, но, а также и предпринимательства, навык контроля ситуации на рынках, быть инициативным и энергично перераспределять ресурсы организации в более удачные области применения;
- принятие оправданных и грамотных решений базирующихся на скоординировании с нижестоящими руководством и работниками и распределение исполняющих ролей каждого;
- имение «полевого» опыта и знаний в сфере экономической оценки ситуации действующей на базовых рынках или их участках, на которых работает в данный момент или собирается это сделать;
- навык проведения оценки деятельности и действий конкурирующих организаций;
- навык предугадывать курс развития хозяйственной обстановки, своеобразности спроса, мер государственного регулирования экономики в той стране или странах, в которых организация работает либо пытается усилиться на рынке.
Тем не менее главным требованием к менеджеру любого звена является навык управлять людьми. К этому относятся:
1. знание своих прямых подчиненных, их способностей, навыков и возможности выполнения ими своей работы;
2. знание причин, которые связывают организацию и ее работников; защита интересов работников и организации на справедливой основе;
3. ликвидация невыполняющих или неспособных выполнять свою работу с целью удержания единства и правильности функционирования организации.
Современная рыночная экономика вызывает потребность в таких управляющих, которые относятся к своей работе творчески, хорошо информированы, умеют продуктивным образом использовать ресурсы организации для ее наиболее эффективной деятельности.
Бесспорной истиной в менеджменте является понимание каждым менеджером и, тем более, менеджером высшего звена управления того, что их организация осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком и полностью зависит от этого рынка.
Организация, которая существует благодаря работе своих кадров, должна заботиться об удовлетворении жизненных потребностей не только клиентов-потребителей, но и в том числе своих собственных сотрудников.
Главная движущая сила менеджера – грамотное использование ресурсов коими он располагает. Он должен осуществлять выбор показателей анализа деятельности фирмы, производить наладку системы планирования и контроля. При выполнении своего или чьего-то другого замысла менеджера может охарактеризовать множество учитываемых мнений и факторов, стремление уменьшить риск. Восприятие менеджера эволюционно и направлено на будущую перспективу. При применении ресурсов менеджер должен быть прежде всего заинтересован в выполнении требований, поставленных собственниками бизнеса, и в созидании устойчивой системы распределения ресурсов организации. В общем, многоцелевые схемы и процедуры настоящий менеджер старается создать во всех сферах своей деятельности, не только профессиональной, но и личной жизни. Менеджер - это тот, кто умеет организовать свою работу таким образом, чтобы вся его трудовая деятельность укладывалась в рамки расписания "с 9 до 18"; он способен наладить работу таким образом, что она продолжается с его уходом в отпуск и не прекращается с его отъездом в важную рабочую командировку; он владеет знаниями обо всем, что ему необходимо знать, и знает, у какого специалиста он может выяснить то, что ему самому знать необязательно; он работает с построением дела, а не конкретно с самим делом.
Менеджеру важен его статус и его объем властных полномочий, а также размер материального вознаграждения за его труд.
Часто встречающиеся среди менеджеров ошибки :
- стремление наибыстрейшим образом подняться по карьерной лестнице, не связывая это стремление с реально достигнутыми результатами;
- одержимость статусными атрибутами, к примеру размером кабинета, моделью автомобиля или мобильного телефона;
- забота прежде всего о интересах личных, вопреки тому, что хороший руководитель заботится так же и о подчиненных людях;
- тяга к самоизоляции.
Если попробовать составить собирательный образ идеального менеджера, выйдет примерно следующее: внутренняя свобода, инициатива, целесообразность и критичность мышления, логичность и целостность, открытость для любой информации, динамичность действий и мыслей, широкий кругозор, высокий профессионализм, умение вызывать доверие и управлять вниманием людей, направленность на достижение целей.
Выделим роли в которых выступает менеджер:
1. Менеджер-дипломат.
Среди навыков и умений менеджера есть талант вести переговоры, выступающий как значимое качество. В настоящее время менеджеры высшего звена тратят львиную часть своего времени на установление различных контактов.
2. Менеджер-инноватор.
Производительность труда предприятия намного проще и легче увеличить внедрением новой техники и технологий, нежели бесконечно ремонтировать старое оборудование.
3. Менеджер-управляющий.
От него в частности требуется:
- имение общих знаний в сфере управления организацией;
- грамотность в вопросе технологии производства в той сфере производства, к которой относится организация по виду и характеру своей деятельности;
- владение не одними лишь навыками администрирования, но и предпринимательства, умение контролировать ситуацию на фирме при изменении ситуации на рынках, быть инициативным и активно перенаправлять ресурсы организации в наиболее выгодные области применения;
- принятие оправданных и грамотных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в исполнении целей.
Отличительной чертой любого менеджера несомненно должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося, тем не менее, себя в жертву и не становясь «трудоголиком» (в передовых компаниях считается дурным тоном для высшего звена засиживаться на работе после окончания трудового дня или же брать работу на дом).
Силы нужно беречь для главных задач, не расходовать их по мелочам, уметь отдыхать и расслабляться, в том числе и во время поездок в командировки. Менеджер обязан быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, нацеленным на внешний мир, проявлять интерес к окружающим. Он обязан уметь располагать к себе людей, уметь слушать и понимать их, убеждать окружающих в своей правоте. [2,с.67]
1.2 Функции менеджера
Для того чтобы быть хорошим менеджером необходимо быть психологом. Быть психологом это значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом в большинстве своем может помочь язык жестов и телодвижений. Изучив данный язык, менеджер научится лучше понимать людей, их поступки, чем они мотивированны, сможет добиться обоюдного согласия, доверия людей, а это и есть самое главное. Это в огромной степени помогает в заключении выгодных сделок и во многих других ситуациях.
К тому же, хороший менеджер обязан быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим выслушать и услышать других. Он обязан знать в совершенстве своих непосредственных подчиненных, их навыки и умение исполнять поставленную конкретно перед ними задачу. Исходя из этого, функциями менеджера (руководителя) являются:
1. Межличностная роль. Она состоит в том, что руководитель выполняет роль лидера, другими словами он отвечает за мотивацию, набор, подготовку кадров и т.д. Помимо этого менеджер является связующим звеном между своими подчиненными. Главный руководитель исполняет роль единоначальника - главного верховного руководителя.
2. Информационная роль. Являясь неким приёмником информации, руководитель получает разномастную информацию и использует её непосредственно в целях организации. Данная роль также содержит в себе распространение информации среди членов фирмы.
3. Представительская роль. Менеджер представляет интересы фирмы на различных деловых мероприятиях, передает информацию о фирме при каких-либо внешних контактах.
4. Управленческая роль. Руководитель (менеджер) играет роль предпринимателя, занимается разработкой и контролем различных проектов по совершению деятельности фирмы. Также менеджер играет роль человека, который устраняет нарушения в деятельности фирмы. Руководитель является распределителем ресурсов своей фирмы. Кроме того, он является лицом, ведущим переговоры с другими фирмами от имени своей фирмы.
Выполняя свои повседневные обязанности, менеджер общается с разнообразными категориями лиц. Прежде всего, это партнеры. Изредка они могут быть весьма неприятными, выдвигающими неразумные или невозможные требования и даже угрожающими, но в независимости от этого обращаться с ними нужно корректно, не показывая своего раздражения. Иная категория людей, с которыми приходится вести диалог, - руководители различного ранга. Ведя беседу с ними выражаться следует четко и недвусмысленно, придерживаться только лишь фактов любо собственных соображений, коротко излагать свои мысли. Ставя некую проблему, лучше всего с самого начала предложить вариант ее разрешения, чтобы начальник не был занят этой проблемой от начала до конца. В частности, будет лучше всего значительную часть его работы взять на себя - он этого точно не забудет. Со своими подчиненными общение должно быть в максимальной мере доверительным и доброжелательным - от них, как всем известно в значительной степени зависит судьба менеджера. И в конце концов, менеджер бесконечно общается с коллегами - руководителями других отделов. Прямого влияния на них он никого оказать не может и здесь в особой мере следует уметь вести переговоры, торговаться и убеждать.
Во время своего общения менеджеру приходится выполнять три ключевые свои роли.
Во-первых, это роль координатора, который связывает одну группу людей с другой и максимально упрощает диалог между ними. Эту роль (марки и представительства во внешнем мире) по факту может играть номинальный глава организации, обеспечивающий ее, вдохновляющий действия подчиненных, направленные на лидера, достижение целей фирмы; коммуникатор, создающий возможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками.
Во-вторых, это роль информатора, который обеспечивает прием, передачу и обработку разнообразной информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой кадров, сопоставляя ее с намеченными задачами. Эту роль может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу кадров, информирующий их об этом, разъясняющий политику организации. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам.
В-третьих, роль связанная с принятием решений. Эту роль играет предприниматель, который находится в поиске новых путей достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с этими путями. Ее играет менеджер, который ответственен за распределение ресурсов организации. Ее, так же, играет представитель организации, ведущий переговоры с партнерами. [3, с.155] Менеджеры высшего звена компании обычно являются номинальными главами, координаторами, представителями, которые определяют цели и базовые принципы деятельности фирмы. Менеджеры же среднего звена чаще всего выступают в роли неких генераторов идей, представителей фирмы на переговорах с партнерами, координаторов деятельности своих непосредственных подчиненных, определяя их функциональные обязанности и задачи, совершенствующие производственный процесс на предприятии. Менеджеры же низшего звена - мастера - находятся ближе к непосредственным исполнителям деятельности фирмы. Их задачи формируются на ближайшую перспективу непосредственными руководителями и направлены на увеличение производительности труда, квалификации отдельных подчиненных, снижение уровня брака. В отличие от предыдущих категорий менеджеров они решают вопрос не «Что делать?», а «Как делать?»
По отношению к своей работе менеджеры делятся на пассивных и активных. Пассивные менеджеры используют, как правило, принципы деятельности, которые выработаны другими, замыкаются в большинстве своем на своих непосредственных подчиненных, пытаясь контролировать абсолютно все их действия. В ежедневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узкого круга проблем, при том при всем с рутинных позиций. Они преимущественно берутся лишь за то, что идет на пользу их карьере и позволяет «набрать некие очки», да и здесь они, боясь риска, действуют только по проработанной схеме «так, чтобы наверняка», не пытаются расширить свой кругозор, а недостаток знаний и идей пополняют воровством у своих же непосредственных подчиненных.
В противоположность же пассивному менеджеру, менеджер активного типа не сидит на одном месте, стремится к новым испытаниям, без остатка отдает себя своей работе. Он обладает четкими установками на свою жизнь, требователен как к себе, так и к окружающим, стремится к совершенству и самосовершенствованию. Такой менеджер постоянно находится в гуще жизни и событий, постоянно вырабатывает и пересматривает в зависимости от обстановки принципы деятельности для себя и для других. Он стремится адекватно использовать любые, даже самые конфликтные, ситуации, не боясь риска и ответственности за это. Активный менеджер постоянно ищет и устанавливает срочные контакты с окружающими, поощряет их самостоятельность, дает возможность продвинуться вверх. У активного менеджера есть все нужные задатки для того, чтобы стать лидером коллектива, умеющим совмещать в себе официальное признание от руководства и неофициальное признание от непосредственных подчиненных. Окружающие люди, как считают многие психологи, воспринимают лидера по четырем основным моделям: 1) «Один из нас», 2) «Лучший из нас - образец для подражания»; 3) «Воплощение добродетелей»; 4) «Оправдание всех ожиданий», в соответствии с чем и строят свое отношение к нему, позволяют лидеру распространять свое влияние на коллектив и каждого в отдельности.