Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Функции).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Менеджер: понятие и сущность
1.1 Понятие менеджера. Требования, предъявляемые к менеджеру
Глава 2. Общая характеристика предпринимательства
2.1 Сущность, функции и роль предпринимательства
2.2 Понятие предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности
Глава 3. Менеджер как предприниматель, их взаимосвязь и принципиальные различия
3.1 Менеджер как предприниматель, их взаимосвязь
2.1 Сущность, функции и роль предпринимательства
Современные экономисты практически приравнивают понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в тоже время, рассматривая “большой бизнес”, как некое явление экономической жизни, которое основывается на иных принципах организации дела.
Термин «предпринимательство» был введен еще в далеком 18 веке французским экономистом Кантилоном и означал «инициативную самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность».
В настоящее время в мире не существует общепринятого определения термина «предпринимательство». Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает некой стоимостью, а предпринимателя как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, который берет на себя ответственность за весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду м. [4,с.15]
Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: "Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия».
К сожалению, ни за рубежом, ни в нашем государстве до си пор не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, не смотря на то что потребность в такой теории давно уже стала довольно таки весомой. "Три волны" развития теории предпринимательской функции – так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательской деятельности.
По суждению М.Вебера, существуют два типа предпринимателей - рациональный и авантюрный. Первый основывается на этике (очень часто говорят «на протестантской или капиталистической этике») и онаправленный на гарантированную прибыль в будущем. Второй тип предпринимателя действует по принципу «не обманешь - не продашь», стремясь к немедленной прибыли капитала, ценностей и т.д. К большому сожалению, большинство современных предпринимателей относится ко второму типу, и это обстоятельство создало отрицательный оттенок в восприятии самого слова «предприниматель». Несмотря на это пробиться в большой бизнес имеют шанс лишь рациональные предприниматели.
Предпринимательство - это то из качеств, на котором основывается любой бизнес на первых этапах своего существования. В «Психологии бизнеса» приведен список требований к предпринимателю в алфавитном порядке: адаптивность, активность, вера, воля, воображение, гибкость, деловитость, жизнелюбие, изобретательность, индивидуализм, инициативность, интуиция, контроль, находчивость, новаторство, образованность, оборотистость, оптимизм, ответственность, поиск новых решений, практичность, предприимчивость, самокритичность, свобода распоряжения средствами, склонность к риску, смелость, способность развиваться, умение контактировать с людьми, умение планировать.
"Первая волна", которая возникла еще в далеком XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. "Вторая волна" в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как основной отличительной черты предпринимательства. "Третья волна" отличается фокусированием внимания на отличительных личностных качествах самого предпринимателя (способность адекватно реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, независимость в выборе и принятии решений, наличие способностей к руководству) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в стабильной экономической системе.
Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к "четвертой волне", появление которой связывается с переносом приоритета на момент управления в оценке действий предпринимателя, а, исходя из этого – с переходом на междисциплинарный уровень оценки проблем предпринимательства.
В наше время в теоретических изысканиях уделяется особое внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самодостаточной, самостоятельной основе, но и внутриорганизационному предпринимательству, или же интрапренерству . Термин "интрапренер" был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал в своих трудах и другой термин, производный от первого, - "интракапитал".
Появление интрапренерства непосредственно связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры активно переходят на предпринимательскую форму организации своего производства. Поскольку предпринимательство обязательно предполагает наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, из чего и выходит наличие интракапитала – капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.[5,с.28]
Предпринимательство – это есть особый вид экономической активности (под которой мы понимаем разумную деятельность, направленную на извлечение максимальной прибыли), которая основана на независимой инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Экономическая активность представляет собой форму участия индивидуума в общественном производстве и способ получения им же финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и непосредственных членов его семьи. Такой формой участия индивидуума в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или же их комбинация, когда он выступает в качестве:
· собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или же дома, сдаваемого в аренду, и т. д.);
· наемного работника который продает свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.);
· индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);
· государственного или муниципального служащего;
· менеджера (управляющий чужим предприятием);
· пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);
· учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);
· безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);
· занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);
· вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).
Предпринимательство здесь выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей-результатом мыслительной деятельности, которая в дальнейшем преобразуется в материальные блага.
Обязательной составляющей предпринимательства является наличие инновационного момента – будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий так же являются инновационными моментами.
2.2 Понятие предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности
Основным субъектом активности предпринимательской деятельности выступает сам предприниматель. Однако предприниматель – не является единственным субъектом, при любых обстоятельствах он будет вынужден взаимодействовать с потребителем как с основным его контрагентом, а также и с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника либо противника. И потребитель, и государство также относятся к категории субъектов активности предпринимательской деятельности, как и работник по найму (если, конечно же, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (только если производство не носит изолированного от общественных связей характера).
В экономической литературе понятие «предприниматель» впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723г., где под ним понимался человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству объекта».
Француз К. Бодо отмечает, что предприниматель обязан обладать определенным интеллектом, т.е. различной информацией и знаниями. Другой французский экономист Тюрго считал, что предприниматель обязан обладать не только определенной информацией, но также и капиталом. Он отмечал, что капитал служит незыблемой основой всей экономики, прибыль – цель успеха предпринимателя, основа развития любого производства.
А. Маршалл и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции самого предпринимателя и считали, что далеко не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские способности. [6,с.356]
Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но также любая нация и каждый ее представитель в отдельности гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида в отдельности, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и ее национальной гордости.
В нынешних условиях хозяйствования каждый предприниматель ведет свою деятельность в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на почве разделения труда.
Звездный час истинных предпринимателей наступает во времена перемен: технологических революций, политических катаклизмов, массовых потребительских истерий и т.п. Тогда начинают говорить о «витающем в воздухе духе предпринимательства».
Главная движущая сила предпринимателя - использование открывающихся возможностей. Для него характерно революционное восприятие реальности, ориентированное преимущественно на результат.
При использовании ресурсов большинству предпринимателям приходится изобретать новые способы и возможности их экономии и проявлять всевозможную гибкость. В конце концов, предпринимателям необходимо постоянно следить за сохранением своих прав собственности, за стремлением своих сотрудников к личной независимости и удерживать контроль над ситуацией в целом.
Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только при таком условии он может эффективно действовать в рамках той или иной сферы целостного производственного процесса. Идеальной является та ситуация, когда все предприниматели образуют практически изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей. Если взять для оценки целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества разных фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельности самого предпринимателя.
В условиях рыночных отношений от предпринимателя требуется не просто умение, а скорее предрасположенность действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее продуктивных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.
Целью предпринимательской активности непосредственно является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю определенную прибыль. Прибыль – это есть излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого самим предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или же скрытый спрос потребителя.