Файл: Педагогические условия формирования нравственных качеств детей младшего школьного возраста средствами искусства.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность нравственного воспитания
1.2 Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников
1.3 Организация нравственного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе
2. РОЛЬ ИСКУССТВА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Музыкальное искусство как средство нравственного воспитания личности младшего школьника
2.2 Изобразительное искусство как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников
2.3 Роль телевидения как средства формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников
Урок изобразительного искусства – особый урок. И требования к нему особые. Прежде всего, урок должен решать задачи нравственно-эстетического воспитания. Потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественной форме, является сущностью самого искусства. «Эстетическое воспитание начинается не на лекции по эстетике – там оно заканчивается. Оно начинается не в картинной галерее, и не в театре, и не на симфоническом оркестре – там оно развивается, расширяется, укрепляется. А начинается оно там, где возникает ассоциативная фантазия, без которой ни в одно произведение искусства нельзя проникнуть… [10]
Только тот человек, который умеет удивляться природе, может разобраться в искусстве, любить его» – С.В. Образцова. Урок искусства немыслим также без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Все это и является составными элементами эмоциональной драматургии уроков изобразительного искусства.
Одной из основных задач урока рисования является воспитание способности видеть красоту в окружающем мире, и учитель должен учить детей наблюдать, видеть и слышать. Вот некоторые приемы, которые я использую на уроках рисования. Тема "Бабочки в полете". Бабочки - это красота природы, и как прекрасны их крылья, словно купающиеся в море воздуха, солнца и свободы. Давайте позаботимся о бабочках, этой радости природы, этой удивительной живой радуге. Я представляю виды бабочек, их формы, симметрию крыльев и разнообразие цветов. Показаны различные типы последовательности рисунка бабочки.
Мир, в котором мы живем, огромен, бесконечен, сложен. Но человек всегда стремится создать свой собственный мир, добрый, удобный, где бы он ни чувствовал себя в безопасности, где бы он ни чувствовал себя хорошо и спокойно. Ребенок живет в огромном реальном мире, в котором многое для него все еще недоступно из-за его возрастных особенностей. Со временем он изучит, узнает, рассмотрит, как следует, примет это со всеми трудностями и противоречиями, но пока ему ближе и понятнее мир радужного детства, сказки, игры, радости, добра и красота.
Красота – эта первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром искусства. Красота, в каких бы она формах ни проявлялась, если она одухотворена, очеловечена, всегда несет в себе добро. А добро тем прекрасно, и встреча с ним точно так же как красота оборачивается огромной радостью для ребенка.
А на уроке по теме: «Добрые и злые символы» использую коллективно творческую деятельность. Учащиеся обводят по заготовленному шаблону корабль, разукрашивают их, вырезают и наклеивают на панно. Итогом работы является русская народная пословица: «Добро всегда побеждает зло».
Теперь представь корабль иной – сверкает парус над волной.
Вот почему ввести ребенка в мир искусства и связать этот мир красоты с реальной жизнью – важная задача учителя изобразительного искусства.
Моя задача, опираясь на эти представления детей повысить уровень их восприятия, чтобы они научились воспринимать красоту в окружающем действительности: в предметах, в явлениях, в поступках людей. Учить детей не только воспринимать и любоваться красотой, но и беречь её, а на доброту не только откликаться, но самим творить добро. Только тогда эти понятия станут стержневыми в формировании нравственно-эстетического облика человека[9].
На мой взгляд, способность к эстетическому восприятию развивается на уроках изобразительного искусства при умении рассматривать, устанавливать характерные особенности каждого отдельного предмета, его форму, строение, окраску, умение воспроизводить увиденное в рисунке, используя правила и приемы графического изображения.
В процессе обучения развивается зрительное восприятие, умение различать форму и окраску предметов. Очень часто провожу интегрированные уроки. Стараюсь привлечь к изучаемому материалу как можно большее количество органов чувств через музыку, поэтическое слово. На своих уроках часто использую музыкальное сопровождение.
Эмоционально окрашенные «пережитые» знания переходят в умения, вызывают у ребенка душевный отклик, подталкивают к собственному творчеству. Чтобы пробудить в детях жажду творчества я стараюсь черпать большой материал на экскурсиях, прогулках, где учащиеся фиксируют внимание на свои ощущения, на неповторяющиеся цвета осени, шелест и шуршание листьев, дуновение чистого ветерка. А если рядом учитель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, учащиеся захотят узнать еще больше[1].
В конце экскурсии собираем листья, а на следующем уроке рисуем их с натуры, где рассматриваем разные формы и осеннее разнообразие цветов, проводим сравнение, делимся впечатлениями на уроке по теме «Осеннее дерево», вырезаем листья и приклеиваем к дереву.
Природа – источник творчества. Всю работу детей направляю на то, чтобы само состояние природы являлось источником красоты, радости, эмоциональной отзывчивости. Чтобы они широко раскрытыми глазами смотрели на окружающий мир, где каждый предмет и каждое событие подобны чуду.
На уроках присутствует взаимосвязь с окружающей действительностью. Например, на уроке рисования по представлению «Удивительные кошки», сообщаю интересные сведения о кошках, рассматриваем таблицу видов кошек, вспоминаем приметы, дети с удовольствием рассказывают о своих любимых питомцах, читают стихотворения, знакомятся с художниками-анималистами (Ватагин, Чару- шин) в ходе рисования обращаем внимание на передачу характера и настроения кошек.
На основе понимания знаний характеристик субъекта углубляется когнитивная сторона зрительного восприятия. Основным методом систематического развития зрительного восприятия у детей, умением рассмотреть объект, для того, чтобы его изобразить, является анализ нарисованного. Анализ показывает, что это за предмет. Если мы научим детей более точно различать форму и цвет окружающих предметов и явлений, это означает, что они также будут иметь большую эстетическую восприимчивость, они будут лучше видеть и глубоко понимать все разнообразие и богатство форм и цветов в явления реальности, их гармония. Дети с раннего возраста характеризуются непосредственностью в проявлении чувств. Их радуют яркие цвета игрушек, тканей, они чувствуют ритм в узоре, им нравится нанизывать различные предметы в определенном порядке. А рисунки самих детей всегда яркие, красочные. Эти еще не реализованные эстетические ощущения систематически развиваются на уроках изобразительного искусства[17].
Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку. Чтобы привить интерес и любовь к рисованию, на уроках при знакомстве детей с основными инструментами, материалами художника, отправляемся в путешествие в страну ИЗО и встречаемся с её сказочными жителями. Дети большие любители и знатоки сказок. Окружающий мир они познают через сказку. Даже сны порой им снятся сказочные. Учитывая это, мы всех талантливых людей, с чьим творчеством приходилось сталкиваться, называли волшебниками. Волшебство слова и звука творят поэты и музыканты, танцоры и художники. У Валентина Берестова есть такие строчки:
Например: «Сказка о Простом карандаше», «Сказка о Фломастерах и Цветных Карандашах», «Сказка о том, как поспорили Кисти и Перья», «Сказка про Черную, Белого и Серых» «Сказка о Красках, веселых и грустных». Рисуя на тему сказок, ребенок развивает воображение и фантазию, так как сказочные образы, яркие, красочные, близки и понятны детям. Здесь дети должны иметь элементарные знания и зрительное представление, образное описание сцены из сказки, показ специально подобранной иллюстрации, где ученики могут видеть строения, одежду, которые побуждают в них эмоциональное творческое отношение к работе. Сказка для ребенка всегда праздник, и я устраиваю им эти праздники.
На уроке по теме «Подводное царство» дети показывали инсценировку «Сказки о рыбаке и рыбке». Урок оживает, и даже самые надоевшие задания оживают по- новому. Кроме этого ребята учатся сопереживать своим любимцам. Они радуются и огорчаются вместе с ними. Таким образом, урок-сказка служит не просто развлечением для ребят. Он несет огромное нравственное значение, формирует умение решать проблемные ситуации, воспитывает эстетический вкус, развивает творческие способности[25].
Искусство отражает жизнь и, отражая, воздействует на жизнь, преобразуя и совершенствуя ее. Естественно, к таким философским, обобщенным понятиям наши дети прийти не могут, но понять, что каждый день, всегда человека окружают конкретные предметы искусства, которые могут изменить, облагородить среду обитания, оказать влияние и на самого человека, вызвав у него стремление, создать красоту вокруг себя, – могут. Убеждаются наши ребята в этом уже с первого знакомства с вещами и предметами, окружающими их в доме: игрушками, книгами, посудой и т.д.
В этот момент душа ребенка совершает открытие той красоты, которую он не замечал раньше. Теперь многое в доме станет привлекать его внимание своеобразием формы, изысканным узорочьем орнамента, на многое он посмотрит иным взглядом, любознательным, пытливым, увлеченным, – одним словом, все теперь «зазвучит» для глаза. А ведь многое для ребят может остаться так и не замеченным, не увиденным, не раскрытым, если с детства не подвести их пониманию красоты предметного мира, существующего рядом, пониманию того, что жизнь и искусство не отделимы друг от друга, что творения художников имеют право на существование не только в музеях и выставочных залах, но и в доме, где живет человек.
Декоративное рисование также представляет большие возможности для художественного развития ребенка. Особенности узора, его ритмичность и красочность является теми качествами, которые наиболее доступны для эстетического воспитания. Детям всегда нравится выполнять узор, и они часто вводят в него самостоятельные элементы на различные темы. Так как узор бывает мало разнообразен, в беседах рассматриваем украшения, посуду, вышивку, народные узоры, орнаменты. Например: уроки на темы «Гжель», «Хохлома». На занятиях по рисованию дети получают определенную сумму знаний, умений, навыков. В них решаются самые разнообразные задачи. Одной из них является приобщение детей к национальной культуре.
Самым доступным видом является народное декоративно-прикладное искусство. Оно способствует развитию чувства интернационализма, патриотизма. Средствами народного искусства прививаем любовь и уважение к другим нациям и народностям, населяющим нашу республику. На уроке по теме «Якутский орнамент на чороне» познакомила с прикладным искусством народов Якутии, объяснила смысл слов ысыах, кумыс, чорон, хомус, кытыйа, орнамент. Рассматривали виды орнамента в альбоме Б.Ф. Неустроева.
На уроках изобразительного искусства формируется нравственность, духовность наших детей. Все начинается с простого – с отношения ребенка к цветку, паутине, животным. Затем появляются отношения более высокого порядка – к родной природе, к дому, к родине.
И конечном итоге, все впечатления, представления, которые прошли через душу и сердце ребенка, становится его собственными знаниями, его собственной точкой зрения, его мыслями и убеждениями, его отношения к прекрасному и безобразному, добру и злу, что и определяет нравственную и гражданскую позицию человека[26].
2.3 Роль телевидения как средства формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников
Человек 21 века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни Медиа стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом.
Информационный бум, ставший реальностью жизни Российского общества в последние 10 лет, привел, с одной стороны, к включению России в глобальное информационное пространство, являющееся одним из важнейших компонентов современной цивилизации, а с другой – стал одним из важнейших факторов в формировании личностных характеристик школьника, среди которых немалую роль играют эстетические представления и ценности.
С первых лет своей жизни ребенок попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций, которые включают все виды средств массовой информации, функционирующее в информационном поле, созданном при помощи новых технологий и объединяющем в себе социокультурные значения его разнородных компонентов. В связи с этом возникает проблема взаимовлияния информационной среды (в частности телевидения как ее важнейшего компонента) и структуры ценностных ориентаций детей как социального агента. Данное отношение среды и субъекта имеет противоречивый характер, что объясняется сложнокомпонентной структурой его составляющих. Так, с одной стороны, коммерциализация телевидения приводит к преобладанию насилия, рекламы. С другой стороны, появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, развивающих игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания.