Файл: Педагогические условия формирования нравственных качеств детей младшего школьного возраста средствами искусства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Влияние телевидения на многие аспекты повседневности, в частности на формирование эстетических вкусов и представлений, определяется во многом тем, что в отличии от других видов масс медиа оно представляет собой часть домашней обстановки.

Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной сторон, - это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течении большей части жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества. Один источник информации может передавать имиджи и точки зрения непосредственно миллионам умов, затрудняя для людей отделение реального от нереального.

Основные формы и жанры телевидения – сериал, мыльные оперы, телефильмы, комедии, мультфильмы – носят явно нарративный характер. Единственные телепрограммы, не входящие в область теленарратива, это те, которые структурированы по собственным правилам; спортивные состязания, обзоры новостей, ток-шоу, телевикторины, музыкальные программы. Но даже здесь наблюдается проникновение нерративных элементов.

Несомненно, наличие связи между телепередачами, видеофильмами, видеоиграми, популярными в молодежной среде и социокультурными доминантами. Через телевидение внедряются ценности и модели поведения, санкционируемые или несанкционируемые обществом, взаимное влияние структур видеокультуры и доминирующих ценностей молодежной среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время стало очевидным, что приоритетным направлением в процессе образования и воспитания стал нравственный аспект. Моральное формирование ребенка начинается задолго до школы. Но только в школе он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Именно школа сегодня в силу необходимости является одним из главных центров духовно - нравственного развития и воспитания детей.

«Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную и др.) деятельность. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования» [12].


Духовно – нравственное развитие личности – это формирование способности человека оценивать и использовать применять на практике моральные нормы.

Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Нельзя забывать, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. А помогать ему надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, и тогда ребенок будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. Л. Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. Одна из задач духовно - нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации нравственного воспитания (формы, методы и приемы).

Духовно-нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.

Говоря о нравственном воспитании младшего школьника, необходимо чётко представлять, какие нравственные качества должны взрослые формировать в детях. Отмечено, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке...»

В настоящее время актуальным является определение роли искусства в формировании личности в связи с остротой проблем, поставленных кризисным современным обществом. Процесс социализации, формирующий личность и способствующий её развитию, а также процесс самореализации личности в большой степени зависит от ее творческой деятельности, развитости самосознания. Все эти задачи призвано решать искусство.

Искусство играет огромную роль в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека, а поскольку оно обладает таким свойством, то формирование ценностных отношений средствами искусства должно быть включено в число предметов воспитания молодежи. Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты». Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 36. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд. / Н.М. Сокольникова. - М. : Изд. центр «Академия», 2002. - 368 с.
  2. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005. - №11. - С. 68-71.
  3. Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика. – 2005. - №2. - С. 67-68.
  4. Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах / О.С. Богданова, В.И. Петрова. - М.: Просвещение, 2005. - 207 с.
  5. Власова, Т.И. Духовные ценности как культурологические основы воспитания личности. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002.-№ 2 (Март-апрель). - С.42-43.
  6. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие. — М.: Гардарики, 2003–287 с.
  7. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с.
  8. Егоров, М.Н. Формирование нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М.Н.Егоров; Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и вос-питания РАО. – М., 2002.
  9. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарков-ская // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. - №3. - С. 9-12.
  10. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников / А.А. Калюжный. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  11. Лагодина, Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России / Е.Н. Ладогина. - М.: Просвещение, 2006.
  12. Марьенко И. С. Нравственное становление личности. — М.: Педагогика, 1985–368 с.
  13. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. - М.: Педагогика, 2009. - 368 с.
  14. Никандров, Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания // Школа. - 2002. - № 4.
  15. Пиаже, Э. Психическое развитие младших школьников./ Под ред. В.В.Давыдова. - М., 2005. - 440с.
  16. Прихожан, А.М. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников / А.М. Прихожан. - М.: Совершенство, 2003. - 115с.
  17. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности // Классный руководитель. – 2001. - №6.
  18. Самодина, К.С. Нравственное воспитание младших школьников в процессе обучения русскому языку: методическое пособие / К.С. Самодина. – Ярославль, 2009.
  19. Скокова, Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания / Г.В. Скокова // Начальная школа. – 2006. - № 11. – С. 45 –50.
  20. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. 18
  21. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. - М., 2003.
  22. Трошин П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 884-887. — URL https://moluch.ru/archive/112/28290/ (дата обращения: 16.09.2019).
  23. Ушинский, К.Д. О нравственном элементе в воспитании / К.Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 2008.
  24. Чепиков, В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников / Учеб.-метод. пособие / В.Т. Чепиков. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 189с.
  25. Чепикова, Л.В. Педагогические условия воспитания основ нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л.В. Чепикова; Смоленск. гос. ун-т. – Смоленск, 2007. –C.5.
  26. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания // Классный руководитель. - 2001. - № 3.