Файл: Педагогические условия формирования нравственных качеств детей младшего школьного возраста средствами искусства.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность нравственного воспитания
1.2 Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников
1.3 Организация нравственного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе
2. РОЛЬ ИСКУССТВА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Музыкальное искусство как средство нравственного воспитания личности младшего школьника
2.2 Изобразительное искусство как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников
2.3 Роль телевидения как средства формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников
Работа с родителями. Не менее важна, чем пример. Потому, как (вернемся выше) основы воспитания лежат именно в семье. Научить семьи воспитывать, проводить беседы с родителями, приглашать на собрание школьного психолога, говорить о проблемах в классе, не бояться озвучить перед родителями сложную ситуацию. Многие педагоги, столкнувшись с конфликтами в классе, боятся говорить об этом с родителями, чтобы не дать усомниться в свей компетентности. Это ошибка. Родители имеют право и должны знать, что происходит с их детьми в школе (ведь здесь они проводят половину дня). Обсуждать, беседовать, учить родителей быть примером для детей – основное средство воспитания нравственности.
Чтение художественной литературы. В рамках школьной программы или нет – не важно. Важно, чтобы содержание книги отвечало поставленной задаче – воспитание высоконравственной личности. Долго думать над выбором литературы не придется – практически все произведения классиков, рекомендованных школьной программой, попадают под эти требования. Просто чтение без анализа будет неэффективным. Анализировать прочитанную литературу дети должны под руководством педагога. Здесь педагог должен быть очень внимателен. Часто в этом ошибаются сами педагоги, разделяя поведение героев на черное и белое. Узкое мышление приведет в будущем к конфликтным ситуациям.
Нужно учить детей видеть хорошие черты в характерах негативных героев, рассуждать с ними, почему они поступают плохо, что им не хватает, что нужно сделать, чтобы герой перестал так вести себя[22].
Нравственное воспитание в школе отмечается министерством образования как наиважнейшее средство для создания гармоничного общества в будущем. Работа ведется педагогами на протяжении всей образовательной деятельности и вне ее. Для осуществления образовательной деятельности по воспитанию нравственности, педагог разрабатывает программу в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
1.3 Организация нравственного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Приоритетная роль в воспитании и обучении младшего школьника принадлежит учителю. Учитель должен всегда являться для учащихся примером нравственности [16].
Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития [16].
Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания влияний, которые исходят от родителей и учителей, окружающих людей, посредством обработки этих влияний в связи с моральным опытом человека, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее влияние приобретает индивидуальный смысл, формируя субъективное отношение к нему. В связи с этим формируются мотивы поведения, принятия решений и нравственного выбора собственных действий ребенка. Ориентация на школьное обучение и реальные действия детей могут быть неадекватными, но цель образования заключается в достижении соответствия между требованиями надлежащего поведения и внутренней готовности к этому.
При нравственном воспитании младших школьников следует иметь в виду, что дети начинают активно, самостоятельно понимать различные жизненные ситуации, но в то же время их оценка событий и действий часто носит ситуационный характер. Стремление понять все самостоятельно поддерживает учитель, он помогает детям в выборе правильной моральной оценки [3].
У учителя есть интуитивные представления о моральном уровне его учеников, и они в основном соответствуют реальности, потому что учитель начальной школы очень близок и открыт для детей - общаясь с ними, он сохраняет и развивает детство и творчество, без которых вы не можете работать с детьми этого возраста. И, самое главное, он видит своих учеников не только в классе, но и потому, что поведение ребенка, его действия, их мотивы, если учитель наблюдает и анализирует их, они говорят учителю об уровне моральных убеждений, недостатках в нравственном воспитании. и моральные представления студентов гораздо точнее и серьезнее, чем слова.
Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношение учащихся к обучению и их товарищам, с продуманным учителем направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика реализовывались им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние студента в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития [4].
Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде, как важнейшей жизненной необходимости, во внеурочной и внеклассной деятельности, различных кружках, секциях, студиях, клубах по интересам.
Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения.
Таким образом, систему работы учителя по нравственному воспитанию младшего школьника в учебно-воспитательном процессе можно уложить в следующую схему (схема 1):
Схема 1- Система работы учителя по нравственному воспитанию
младшего школьника в учебно-воспитательном процессе
Таким образом, непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку.
2. РОЛЬ ИСКУССТВА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Музыкальное искусство как средство нравственного воспитания личности младшего школьника
Все виды музыкальной деятельности могут служить средством духовно-нравственного развития.
На уроках в школе звучит вокальная и инструментальная музыка, ее связь со словом помогает реализовать нравственную идею произведения. Опыт учащихся воплощается в мелодиях и непосредственно переживаемых чувствах: ценность дружбы и общения, взаимопомощи, проявления чувствительности по отношению к другому, осуждение высокомерия, одобрение скромности.
Воздействие инструментальной музыки обычно связано с переживанием моральной стороны ее содержания, которая определяется названием произведения, особенностями истории создания и существования и созвучием представлений о настоящем.
Важная роль принадлежит совместным переживаниям слушателей, благодаря коллективному характеру музыкального восприятия, во время различных ритуалов, праздников, в концертном зале, на уроках. Эта точка зрения на особенности духовно-нравственного воздействия музыки основана на внешнем. Так, в вокальной работе учебный акцент делается на раскрытии нравственного смысла текста, а в инструментальном - на уточняющее слово учителя. Представление представляется студентам как звуковое явление, которое эмоционально дополняет и «оправдывает» их словесную среду. Происходит слияние «музыкальности» и «морали», главное не только «воспитывать», но и оказывать «влияние» на мораль[11].
Пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей у детей. Прикосновение к бессмертным музыкальным произведениям и тем более их активное художественное развитие несут эстетический заряд.
Жанр песни способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, творческому самовыражению студента в сольной, ансамблевой и хоровой одно голосовой и двухголосой версиях вокальной классической музыки, народных и современных песен с аккомпанементом и без него, включая основные темы инструментального работает; в поисках вариантов их выполнения интерпретации. Обогащает опыт вокальной импровизации.
Развитие навыков импровизации служит основой для формирования художественно-ценностного отношения к миру. Образное мышление развивается во многом на основе импровизационного творчества. Импровизация является наиболее доступной формой продуктивного самовыражения детей, что приводит к освобождению личности. Активизация способностей художественного обобщения как основы целостного восприятия многомерности искусствах[12].
Ребенку легче почувствовать хорошее начало, если оно противопоставлено злу, легче и глубже ощутить радость, если оно омрачено грустью и т.д. Контрастное сравнение материала облегчает восприятие произведений искусства. Внимание студента направлено на поиск идентичного или противоположного эмоционального состояния. В результате барьер для специфической художественной и образной выразительности определенных видов искусства незаметно преодолевается, что помогает понять многомерность, понять положительные или отрицательные эмоции.
Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка.
Благодаря разговору о музыке дети пополняют свой багаж новыми знаниями, интересной информацией. Так дети узнают, что композитор - это человек, который сочиняет музыку. Вальс - это танец, всадник - это человек, едущий верхом на лошади, бочковый орган - старый музыкальный инструмент и т.д.
Детский запас слов пополняется новыми словами, выражениями, которые характеризуют настроение, характер, чувства, передаваемые в музыке.
Дети подбирают слова для веселой музыки - веселой, радостной, веселой, веселой. Грустному - нежному, вдумчивому, гладкому, ласковому, грустному.
Дети пополняют свой словарный запас новыми музыкальными терминами: темп, продолжительность, вступление, хор, хор, пауза и т.д.
Моральное воспитание - это средство активизации духовного потенциала человека, компенсирующего отсутствие его проявления в других сферах социальной и духовной жизни; это универсальное средство духовного развития человеческой личности, в определенной степени способствующее гармонизации ее социального бытия[18].
Музыка занимает особое место в воспитании духовной нравственности студентов, благодаря своему прямому комплексному воздействию. Музыкальная активность в силу своей эмоциональности привлекательна для ребенка. Именно музыка помогает сформировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развить образное мышление и воображение. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественно-эстетической культуры ребенка, является актуальной задачей современности.
Таким образом, ведущими признаками, определяющими духовно-нравственное развитие человека, являются участие в музыкальном творчестве через различные формы музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических аспектов личности под влиянием его музыкального и культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.