Файл: Правовые особенности участия иностранных компаний в предпринимательской деятельности на территории России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Действующее российское законодательство не ограничивает иностранные юридические лица в праве создавать свои обособленные представительства в России. Порядок создания филиалов и открытия представительств устанавливается Федеральном законом от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», международным и иностранным законодательством и учредительными документами юридического лица, которое создает филиал или представительство. В соответствии со ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Создание обособленного структурного подразделения иностранного юридического лица, зарегистрированного в стране своего происхождения (филиала или представительства), подлежит аккредитации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст. 21 Закона об иностранных инвестициях).

С. А. Сосна, В. В. Бочаров среди них выделяют следующие: международную кооперацию производства, сопровождающуюся передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности; получение зарубежных кредитов; получение иностранного оборудования на основе лизинга; получение кредитов на компенсационной основе; привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе посредством продажи иностранным инвестором акций; создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу; сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица; привлечение иностранного капитала на основе концессий или договора о разделе продукции; создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории. Как верно называет указанные формы участия иностранных организаций в экономике России А. А. Касаткина, – это сотрудничество с иностранными партнерами, усматривая в этих формах сотрудничества позитивные моменты решения стратегических задач по стабилизации и подъему российской экономики. По ее мнению, приведенные формы привлечения иностранных инвестиций способны помочь России в решении проблем структурных отраслевых и межотраслевых изменений экономики страны с меньшими инвестиционными затратами; они могут содействовать ускорению сокращения технологического разрыва с ведущими развитыми странами. Вместе с тем, автор подчеркивает, что указанные формы участия иностранных ресурсов, как долгосрочные акции, подвержены воздействию факторов политической неустойчивости в большей мере, чем одномоментные торговые, биржевые и иные текущие операции.


Таким образом, изучение понятия, правовых источников и видов корпоративных правовых форм участия иностранных компаний в экономике России показало, что формы участия иностранного капитала в экономике России необходимы для ее развития. Нами рассмотрены различные взгляды на современные формы участия иностранных компаний в отечественной экономике, проведен обзор правовых источников их участия.

1.2. Специфика правового регулирования деятельности иностранных компаний в предпринимательской деятельности на территории России

Расширение экономических связей приводит к тому, что юридические лица уже не могут осуществлять свою хозяйственную деятельность только на территории одного государства. Юридические лица активно осуществляют торговую и иную хозяйственную деятельность как в том государстве, где они были созданы, так и за его пределами. Если речь идет о юридических лицах, созданных и действующих на территории одного государства, не возникает вопросов о правовом регулировании и учете этих юридических лиц; эти вопросы регулируются законодательством страны, в котором создано и действует это юридическое лицо. В случае, когда субъектом является иностранное юридическое лицо, то встает вопрос, какому государству оно принадлежит и нормами права какого государства регулируется его деятельность, а именно нормы какого государства должны регулировать порядок его создания и ликвидации, объем его правоспособности. При этом, правовое положение иностранных юридических лиц регулируется в государствах различным образом. Характер этого регулирования определяется хозяйственным положением данного государства, степенью его экономической независимости, ролью иностранного капитала в экономике страны, условиями внутренней и внешней торговли.

Взаимодействие правовой системы государства, в котором создано юридическое лицо, и правовой системы государства, в котором юридическое лицо осуществляет свою деятельность, происходит в рамках международного частного права. В международном частном праве содержатся нормы о порядке применения иностранного права к отношениям, в которых участвует иностранное юридическое лицо (коллизионные нормы). Однако таких норм оказывается недостаточно. Проблемы определения так называемой национальности юридического лица все чаще возникают в экономических отношениях. В современных условиях решение таких проблем зачастую находят путем обращения к принципам и нормам международного права. Различные правовые системы, существующие в форме системы права иностранного государства, и международное право воздействуют на развитие института юридического лица. Корпоративные и близкие к ним формы совместной деятельности получают активное развитие в национально-правовых системах различных государств. В частности, Г. Е. Авилов упоминает объединение с общей экономической целью по французскому праву, которое не имеет аналога в других странах, поскольку объединяет в себе черты гражданского, торгового товарищества и даже союза, не преследующего цели извлечения прибыли. Европейское объединение с общей экономической целью появилось в результате законотворчества органов Европейских сообществ и может рассматриваться как наднациональный механизм, призванный обеспечить экономическое сотрудничество предприятий различных стран.


Правовое регулирование иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации осуществляется посредством двух методов: коллизионного и материально-правового. Традиционным методом правового регулирования отношений с участием иностранных юридических лиц является коллизионный метод. Задача коллизионного метода сводится к отысканию того правопорядка, который является компетентным для регулирования вопросов правового статуса иностранного юридического лица. Как справедливо обращает внимание Л. А. Лунц: «коллизионная норма вместе с той материально-правовой нормой, к которой она отсылает, образует настоящее правило для участников гражданского оборота». Коллизионно-правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных юридических лиц в предпринимательской деятельности на территории России, имеют трехуровневую структуру. Во-первых, в их число входят коллизионные нормы российского гражданского законодательства, например нормы раздела VI части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 1202 ГК РФ, в соответствии с которой правоспособность иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо). Во-вторых, деятельность иностранных юридических лиц регулируется коллизионными нормами, содержащимися в двусторонних договорах о правовой помощи. Так, например, согласно п. 2 ст. 22 договора между Российской Федерацией и Республикой Албанией правоспособность юридического лица определяется законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой оно учреждено. В-третьих, большую группу коллизионных норм составляют нормы многосторонних договоров о правовой помощи. Например, в соответствии с п. 3 ст. 23 Минской конвенции СНГ правоспособность юридического лица определяется законодательством государства, по законам которого оно было учреждено. Однако в ряде случаев государство вынуждено принимать правовые нормы прямого действия, специально направленные на регулирование порядка допуска и осуществления последующей предпринимательской деятельности иностранных компаний на территории данного государства. Это нормы законодательства об иностранных инвестициях, которые являются внешним выражением применения материально-правового метода регулирования. Кроме того, также выражением применения этого метода являются унифицированные материальные нормы международных договоров.

Международные договоры, направленные на унификацию правового регулирования отношений с участием юридического лица, а также на интеграцию национально-правовых систем путем создания наднационального регулирования, занимают особое место. Особое место занимает реализация идеи создания Европейской компании – нового типа торгового товарищества (компании), непосредственно подчиняющейся праву ЕС. Унификация права различных государств в части правового регулирования отношений, возникающих в связи с обращением к институту юридического лица, затрагивает самые разнообразные хозяйственные связи, включая отношения с органами государственного регулирования. Такой позиции придерживается М. М. Богуславский, который объединяет в единую категорию прямых норм материально-правовые нормы, унифицированные путем заключения международных соглашений, и внутринациональные нормы, в которых содержится материально-правовое урегулирование прав и обязанностей сторон, и применение этих норм происходит без предварительного применения других норм, в частности коллизионных. Не согласен с этой точкой зрения А. В. Асосков. Автор отмечает, что «объединение материальных норм, унифицированных на межгосударственном уровне, а также внутринациональных норм является сомнительным, поскольку эти два вида норм обладают больше различиями, нежели объединяющими чертами. Унифицированные материально-правовые нормы имеют качественно иную природу, отличное место в национальных правовых системах и выполняют различные функции и задачи в правовом регулировании складывающихся отношений». Л. А. Лунц, Н. И. Марышева, О. Н. Садиков отмечают, что «внутринациональные нормы по механизму их введения в действие и порядку применения существенно отличаются как от унифицированных норм международных договоров, так и от коллизионных норм. Поэтому нормы прямого действия – особый, третий метод регулирования гражданско-правовых отношений с иностранным элементом наряду с коллизионными и унифицированными материальными нормами». Представляется, что внутринациональные нормы и унифицированные нормы международных договоров имеют различную природу, однако и те и другие нормы являются материально-правовыми, отличными от коллизионных норм. Эти нормы объединены, поскольку исключают возможность применения коллизионных норм и прямо, непосредственно регулируют отношения. В данном случае, как верно замечает И. А. Кулешова, проявляется воля государства, которое считает необходимым в данной группе отношений применить свое собственное право, исключить возможность применения права иностранного государства. Таким образом, материально-правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных юридических лиц в России, включают внутринациональное законодательство и унифицированные нормы международных соглашений.


Необходимо заметить, что до недавнего времени большинством отечественных исследователей вопрос о возможности унификации материально-правовых норм международных договоров, относящихся к институту юридического лица, не ставился, поскольку нормы о юридических лицах имеют существенную специфику в различных государствах мира и их унификация представляет значительную сложность. Однако попытки унификации норм о юридических лицах осуществлялись, начиная с 30-х годов XX в. В частности, примером подобной унификации является Гаагская конвенция о признании иностранных компаний 1956 г. Однако эта конвенция так и не вступила в силу по причине отсутствия достаточного числа ратификаций. Конвенция стран ЕС о взаимном признании товариществ и юридических лиц 1968 г. также не вступила в силу. Таким образом, в области норм о юридических лицах на международном уровне унификации не достигнуто.

Таким образом, специфика правового регулирования деятельности иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации заключается в его осуществлении при помощи двух методов – коллизионного (нормы российского законодательства, нормы, содержащиеся в двусторонних договорах о правовой помощи, и нормы многосторонних договоров) и материально-правового (нормы, регулирующие деятельность иностранных компаний на территории России, включают внутринациональное законодательство и унифицированные нормы международных соглашений).

2. Характеристика предпринимательской деятельности с участием иностранных инвестиций в России

2.1. Анализ правового регулирования иностранного инвестирования предпринимательской деятельности России

Все разнообразие норм, формулируемых с целью получения наибольшего эффекта от экономического сотрудничества, находит свое отражение в развитии самого института юридического лица. В настоящее время помимо понятия «иностранное юридическое лицо» часто используют понятие «квазииностранное» юридическое лицо, имея в виду юридическое лицо национальной системы права, находящееся под контролем иностранца. Понятие юридического лица применяется к категории «международная организация», «международная хозяйственная организация». Нельзя также игнорировать и такую современную терминологию инвестиционного законодательства, как «контролирующая иностранная компания», «офшорная компания». Указанная терминология свидетельствует как о динамике изменений в понимании «юридическое лицо», так и о консервативности практики применения самой категории. Некоторые постулаты остаются константными. К таковым, в частности, относится принадлежность правового регулирования различного вида субъектов права, занимающихся хозяйственной деятельностью, к сфере частного права, национально-правовому регулированию. Неизменными остаются также и границы применения норм международного права в условиях его активного влияния на национальную правовую систему. Защита прав человека, равно как защита прав инвестора, рассматривается как единственное исключение из общего правила о том, что субъектами международного права являются государство и международные организации.


В большинстве западных государств (США, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония и др.) отсутствует специальное законодательство об иностранных инвестициях, регулирование иностранных инвестиций осуществляется в рамках финансового законодательства. Специальное внутреннее законодательство об иностранных инвестициях имеется в государствах, особо заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, например в постсоветских государствах, в государствах Азии, Африки и Латинской Америки.

Внутринациональное российское законодательство об иностранных инвестициях представлено двумя группами: общие и специальные. К числу общих источников относятся: Конституция Российской Федерации, ГК РФ, Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ), Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО), Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) и другие нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы об обособленных подразделениях юридических лиц, в равной степени применимых и к российским, и к иностранным юридическим лицам.

К числу специальных источников относятся: Закон об иностранных инвестициях, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», а также Положение о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций (документ действует кроме в части порядка открытия и деятельности в Российской Федерации иностранных кредитных организаций) и некоторые другие подзаконные нормативные правовые акты.

ГК РФ регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, и применяется к отношениям с участием иностранных граждан и юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, нормы ГК РФ являются общими и применяются к отношениям с участием иностранцев, если иное не предусмотрено специальными федеральными законами. Общие нормы о филиалах и представительствах содержатся в ст. 55 ГК РФ. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Представительством признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и представляющее интересы юридического лица. Филиал является обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне места его нахождения и осуществляющим все или часть функций юридического лица, включая функции представительства. Филиал может осуществлять производственно-хозяйственную деятельность, а представительство не может. На практике представительства обычно создаются для изучения нового рынка, нахождения деловых партнеров, подготовки заключения договоров и контроля за их исполнением.