Файл: Правовые особенности участия иностранных компаний в предпринимательской деятельности на территории России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целях совершенствования регулирования правовых форм участия иностранных юридических лиц на территории России необходимо разрешение проблемы страховой защиты имущественных интересов иностранных инвесторов в Российской Федерации. Следует определить общие принципы страхования инвестиций, определить перечень страховых случаев невозврата целевых средств в зависимости от причин, повлекших за собой невозможность их возврата, при наступлении которых страховщик обязан возместить инвестору нанесенный его интересам ущерб, размеры страхового взноса, круг прав и обязанностей сторон в течение действия страхового договора и при наступлении страхового случая, участие государства в деятельности страховых учреждений. Речь идет об обычном договоре страхования, где страхователем будет являться лицо, инвестор, а страховщиком – государство через специально созданные органы и агентства.

Предпосылкой к страхованию иностранных инвестиций можно назвать то обстоятельство, что инвестиции пользуются дипломатической защитой. Институт дипломатической защиты является общепризнанным в современном международном праве. Постоянная палата международного правосудия в решении по делу Мавромматиса (1924 г.) определила право государства защищать своих граждан как основной принцип международного права. Право государства осуществлять дипломатическую защиту было подтверждено и Международным судом ООН. Институт дипломатической защиты закреплен и такими универсальными конвенциями, как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. и Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. Институт дипломатической защиты закреплен и внутренним правом государств – как конституционным, так и относящимся к органам внешних сношений. Предметом дипломатической защиты являются права государства, а также личные и имущественные права граждан в сфере юрисдикции иностранного государства.

Предпосылкой к страхованию инвестиций являются и двусторонние инвестиционные договоры. В основе этого способа защиты прав инвесторов лежат, как правило, двусторонние договоры между государствами о предоставлении благоприятных условий для иностранных инвесторов. В связи с этим доктрина указывает две позиции. Согласно первой (доктрина Калво), инвесторам на территории государства предоставляется национальный режим, который является правовой основой защиты иностранных инвесторов, согласно другой (доктрина Халла), международное сообщество должно выработать минимальный набор прав иностранных инвесторов и гарантий для их инвестиций. С учетом указанных позиций Н. Г. Доронина отмечает, что создание организаций по страхованию инвестиций является кульминационным моментом в развитии интеграционных отношений трансграничного характера. Согласимся с приведенным мнением, учитывая то, что организации, создаваемые с целью страхования инвестиций, соответствуют реальности и наименее проблематичны в вопросе согласования условий предоставления режима для иностранных инвесторов. В создании подобных организаций лежит идея привлечения инвестиций, создание такого благоприятного инвестиционного климата.


Инвестиционное законодательство непрерывно совершенствуется. Новым явлением в правовом регулировании инвестиций в Российской Федерации стало возникновение регионального инвестиционного законодательства. Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Возможность принятия таких нормативных актов субъектами Федерации вытекает из положений Конституции России и соглашений Российской Федерации и субъектов Федерации о разграничении компетенции.

В некоторых субъектах Федерации правовое положение иностранных инвесторов закреплено на уровне специального закона. Например, подобные законы существуют в республиках Коми, Адыгея, Брянской области и других регионах. К вопросам правового порядка, которые могут определяться в законодательстве субъектов Федерации, относятся следующие: регистрация предприятий с иностранными инвестициями и лицензирование; обеспечение гарантий прав инвесторов; предоставление различных льгот (освобождение от налогов и сборов в части, касающейся бюджета субъектов Российской Федерации, предоставление льготных условий пользования землей, установление льготных ставок по арендной плате за недвижимость, за пользование недрами и иными природными ресурсами); осуществление контроля и принятие мер для защиты национальных интересов и интересов регионов от незаконных действий инвесторов. Субъекты Федерации и органы местного самоуправления могут предоставлять иностранным инвесторам льготы и гарантии. При этом, не допускается предоставлять на региональном или местном уровне льготы, не предусмотренные в установленном законом порядке.

Таким образом, специфика правового регулирования иностранного инвестирования предпринимательской деятельности Российской Федерации заключается в том, что внутринациональное российское законодательство об иностранных инвестициях представлено двумя группами: общие и специальные нормативные правовые акты, тогда как в большинстве западных государств отсутствует специальное законодательство об иностранных инвестициях, регулирование иностранных инвестиций осуществляется в рамках финансового законодательства.


2.2. Перспективы совершенствования предпринимательской деятельности с участием иностранных инвестиций в России

Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционную деятельность в любом государстве, является существующая система законодательства, которая определяет национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирует принципы и механизм взаимоотношений иностранных инвесторов как с государственными организациями, так и с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования. А. Г. Богатырев справедливо полагает, что правовое регулирование иностранных инвестиций демонстрирует объективность и взаимозависимость инвестиционного процесса и внешней и внутренней инвестиционной политики государства. В целом оно, по мнению приведенного автора, представляет собой систему регулирования инвестиционных отношений как отношений собственности в международном и во внутреннем праве.

Осуществление инвестиционной деятельности связано с определенным риском для иностранного инвестора. Вероятность таких (некоммерческих) рисков возрастает при политической и экономической нестабильности в стране-реципиенте, при возникновении вооруженных конфликтов, введении чрезвычайного положения. Особо опасна для любого иностранного инвестора национализация (возможность отчуждения его собственности и переход ее в собственность государства), применение иных принудительных мер со стороны государства. Данный вопрос, конечно, приобретает особую актуальность в России, экономический потенциал которой был создан на базе средств производства, национализированных после 1917 г. Этот фактор делает вопрос о гарантиях особо важным и требует его закрепления во внутреннем законодательстве и международных договорах. Положения Закона об иностранных инвестициях в основном отвечают общепринятым международным стандартам государственных гарантий. Однако требуют уточнения формулировки законодательства, касающиеся вопроса компенсации иностранному инвестору в случае национализации его собственности.

Как отмечает Ю. С. Макшанцева, осуществляя инвестиционную деятельность в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой со свойственной им политической и экономической нестабильностью, инвестор рискует тем, что в случае изменения политической ситуации его капиталы могут быть подвергнуты определенным ограничениям, а то и мерам принудительного изъятия его собственности. Т.е. существует реальная опасность, что иностранные инвестиции могут быть национализированы, реквизированы без выплаты компенсации своевременно и в полном объеме, как того требуют международные правовые нормы. Принимая на себя гарантии перед инвестором, государство обязуется не совершать в отношении его собственности определенные действия (не препятствовать репатриации капитала, не изымать инвестиции, которые могут быть уничтожены во время войны или гражданских беспорядков, и т.д.). Тем не менее, несмотря на то, что правовые гарантии иностранных инвестиций закреплены законодательно, государство-реципиент на практике не всегда может обеспечить точное и неукоснительное соблюдение этих гарантий. Россия в этом отношении не является исключением.


Заметим, что в западной доктрине полнота (адекватность) компенсации понимается как определение суммы компенсации на основе рыночной цены предприятия (инвестиции) до момента национализации плюс упущенная выгода, плюс стоимость репутации (поскольку на западе она также имеет свое денежное выражение). Вместе с тем, международная практика, основываясь на инвестиционных спорах 1960 – 1970-х гг., при определении суммы компенсации значительно отходит от положений западной доктрины, а иногда и противоречит им. В соответствии с западной доктриной быстрота и эффективность компенсации означают, что выплата происходит с разумной быстротой и в эффективно реализуемой форме, т.е. в виде денег или материальных ценностей, «переводимых в деньги». Компенсация исчисляется в валюте, в которой произведены инвестиции, либо материальные ценности должны быть перевезены в страну инвестора. Конечно, положения российского законодательства в принципе соответствуют таковым западной доктрины; основные положения Закона об иностранных инвестициях отвечают требованиям современного уровня экономического развития и практики инвестиционной деятельности. Положительными сторонами Закона об иностранных инвестициях следует назвать «стабилизационную оговорку», некоторое упрощение регистрации коммерческих организаций с иностранным участием, достаточно полное определение гарантий, которые предоставляются иностранным инвесторам. Однако в приведенном законе наиболее значимые его положения не являются нормами прямого действия и могут применяться только после издания соответствующих актов федеральных органов исполнительной власти; ключевые положения закона сформулированы недостаточно четко, практикующим специалистам зачастую приходится толковать по-своему законодателя. Представляется, следует согласиться с мнением Е. Е. Веселковой о том, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускать неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, которые обеспечивают для заинтересованных сторон, включая иностранные компании, возможность высказать свою позицию по дискуссионным вопросам.

Следует отметить такую практическую проблему, как тенденция притока иностранного капитала в Россию, сопровождающаяся не масштабным импортом реального капитала и обновлением устаревших фондов, а фактически выступающая как эксплуатация национальных ресурсов и способствующая дальнейшей деградации производственного потенциала. М. Н. Кобзарь-Фролова отмечает, что, наряду с применением принципа национального режима необходимо широкое применение принятых в международной практике принципов недискриминации, стимулирования деятельности, создания режима наибольшего благоприятствования инвесторам, направляющим свои вложения в медицину, образование, науку, культуру, инновации и др., поощрения отдельных, важных для экономики России видов деятельности, включая импорт новых технологий, поддержку мелких и средних иностранных компаний. Согласимся с приведенным мнением, поскольку данные меры действительно могли бы способствовать увеличению притока иностранных капиталовложений в страну. В этой связи проводимая Правительством Российской Федерации инвестиционная политика направлена на развитие инвестиционной деятельности в России, привлечение иностранных инвесторов в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, создание наиболее благоприятного инвестиционного климата, стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения неприкосновенности частной собственности, свободы перемещения товаров и услуг, обеспечения экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала и др. Тем не менее, современная российская экономика испытывает серьезный дефицит финансовых ресурсов для реализации стоящих перед государством задач.


Для осуществления коммерческой деятельности и капиталовложений иностранным инвесторам требуется соответствующая система гарантий, в т. ч. в сфере налогообложения. Между тем масштабы привлечения иностранных инвесторов в экономику России, величина притока инвестиций во многом зависят от правового режима, который установлен российским законодательством, национальной налоговой политики, стабильности законодательства, имиджа страны за рубежом и др.

В современных условиях среди основных препятствий привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций называют: слабые темпы снижения уровня инфляции в России; нестабильное, часто меняющееся российское налоговое законодательство, его несоответствие нормам международных договоров; законодательство о налогах и сборах Российской Федерации является неконкурентным по сравнению с условиями иных развивающихся стран; многочисленные административные, налоговые экономические и иные реформы, отражающиеся на результатах деятельности всех хозяйствующих субъектов; отсутствие стимулирования предпринимательской деятельности иностранных инвесторов; не выработаны меры по обеспечению гарантий безопасности инвесторам при работе на российском рынке (включая личную безопасность и защиту вкладываемых средств от некоммерческих рисков); разрабатываемые программы по привлечению иностранных инвестиций, направленные на развитие международных экономических связей и освоение передовых научно-технических достижений, не способны компенсировать недостаток отечественных инвестиций; отсутствие разносторонности направленности государственных инвестиционных программ и др. Вместе с тем, отмечаются несоответствие ряда положений правовых актов провозглашенному курсу на привлечение иностранных инвестиций в Россию, противоречия налоговых норм инвестиционных законов и норм, касающихся непосредственно налогообложения иностранных инвестиций, недостаточная проработанность и частая смена различного рода правовых норм в области инвестирования иностранного капитала, несоответствие ряда положений российских актов зарубежным положениям в области регулирования иностранных инвестиций (в т. ч. необеспечение свободного доступа на национальный рынок иностранных товаров и капиталов, не свободное перемещение ресурсов из одного государства в др.), введение ограничений в отношении иностранных инвесторов в виде установления контроля за действиями иностранных лиц – инвесторов, наложение определенных запретов и ограничений на инвестиции и т.д.