Файл: Пособие_Тесленок_Прохорова_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 2159

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В трудах В.И.Вернадского указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы:

  1. заселение человеком всей планеты;

  2. резкое преобразование средств связи и обмена между странами;

  3. усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли;

  4. начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере;

  5. расширение границ биосферы и выход в космос;

  6. открытие новых источников энергии;

  7. равенство людей всех рас и религий;

  1. увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики;

  2. свобода научной мысли от давления религиозных, философских и политических воззрений;

  1. продуманная система образования и подъем благосостояния трудящихся; создание реальной возможности не допустить голода, нищеты и ослабить влияние болезней;

  2. разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения;

  3. исключение войн из жизни общества.

В настоящее время большинство из этих условий (пункты 1-9) можно считать выполненными, пусть и с некоторыми оговорками.

Условие № 10 можно считать выполненным не в полной мере, т.к. голод, нищета и болезни по-прежнему являются спутниками значительной части населения планеты.

Что касается условия под номером 11, то оно не может считаться выполненным в силу возникновения в конце XX века целого ряда глобальных экологических проблем. Очевидно, что для разрешения этих проблем в условиях роста населения планеты требуется способность различных государств принимать единую точку зрения, чего, к сожалению, достигнуть пока не удается. В то же время следует констатировать первые шаги в направлении разумного преобразования природы, например интеграция науки и производства на базе экологической парадигмы.

Условие № 12 Вернадский считал чрезвычайно важным для создания и существования ноосферы. Но оно не выполнено и пока неясно, может ли быть выполнено. Мировое сообщество стремится не допустить мировой войны, в то время как локальные войны продолжают уносить многие жизни.

6.4 Выводы

1. Биосфера – населенная организмами геологическая оболочка, состав, структура и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов.

2. Различают три стадии эволюции биосферы: формирование биотического круговорота веществ; появление эукариотов; усиление роли человека.

3. Учение В.И. Вернадского о биосфере утверждает, что основной геологической силой, формирующей качественный и количественный состав планеты, является деятельность живого вещества, выполняющего энергетическую, средообразующую, транспортную, деструкционную и концентрационную функции.


4. В состав биосферы по В.И. Вернадскому, кроме живого вещества, включается биогенное, косное, биокосное, радиоактивное вещество и вещество космического происхождения, а также рассеянные атомы.

5. Границы биосферы: в атмосфере – озоновый экран, располагающийся на высоте около 25 км; в литосфере организмы способны существовать на глубине не более 7 км; вся гидросфера обитаема. Максимальная концентрация организмов («пленки жизни») наблюдается на поверхности суши, в почве и поверхностных водах Мирового океана.

6. Живые организмы разделяются на группы: по способу питания – на авто- и гетеротрофы; по роли в круговороте веществ и энергии – на продуценты, консументы и редуценты.

7. Воздействие человека на природу в XX веке приобрело глобальный характер, что соответствует положению В.И. Вернадского о переходе биосферы в качественно новое состояние – ноосферу (сферу разума), где все процессы и явления прямо или косвенно регулируются разумной деятельностью человека.


7 ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА

В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА

7.1 Концепции происхождения человека и цивилизации

По мере развития общества, расширения и углубления социальных и естественнонаучных знаний углубляется и интерес к проблеме человека. Исследованием человека занимается антропология (от греч. anthropos – человек) - отрасль естествознания, изучающая происхождение и эволюцию человека, соотношение в нем биологического и социального.

Одним из центральных вопросов современного естествознания, на который пока нет однозначного ответа, является вопрос о появлении человека на Земле. В настоящее время существует несколько концепций происхождения человека:

  1. креационизм (от лат. creatio – сотворение) – концепция божественного происхождения человека, согласно которой всемогущий бог (боги) создал окружающий мир и человека в нем;

  2. эволюционная определяет положение человека в природе, объясняет его сходство с другими животными. В основе этой концепции лежит гипотеза Ч.Дарвина (1871) о происхождении человека от обезьяноподобного предка; в дальнейшем найденные палеонтологами останки общих предков человека и человекоподобных обезьян подтвердили правильность данной теории антропогенеза;

  3. трудовая, основной вклад в развитие которой внес Ф. Энгельс. Она рассматривает особенности эволюции приматов, связанные с трудовой деятельностью: прямохождение, разделение функций верхних и нижних конечностей, интенсивное развитие головного мозга и другие, приведшие к формированию общественных отношений и второй сигнальной системы – речи;

  4. мутагенеза, согласно которой основную роль в эволюции человека играют доминантные мутации, вызванные изменением уровня радиации вследствие геомагнитной инверсии. Смена магнитных полюсов Земли привела к ослаблению магнитосферы и, соответственно, к увеличению космической радиации примерно на 60 %, что увеличило частоту мутаций в 2 раза;

  5. панспермии, согласно которой жизнь зародилась в космосе и с космической пылью была занесена на Землю.


Современная палеонтология располагает обширным материалом исторического развития человека. Самые ранние останки приматов имеют возраст 70 - 90 миллионов лет. Человекообразные обезьяны (дриопитеки) появились на Африканском и Европейском континентах примерно 50 миллионов лет назад и вели древесный образ жизни. Около 20 миллионов лет назад в Индии обитали рамопитеки, у которых в результате прямохождения были развиты кисти рук. В настоящее время считается, что к этой ветви принадлежит орангутанг.

Австралопитек – первый предок современного человека - существовал в Восточной Африке примерно 3,6 миллионов лет назад. Его отличительной особенностью является использование орудий труда, что иногда демонстрируют представители этой ветви эволюции – шимпанзе и горилла. Объем мозга автралопитека не превышал объема мозга человекообразных обезьян, однако ему удалось преодолеть противоречие между естественной слабостью и окружающими опасностями благодаря способности к изготовлению орудий труда и общественному образу жизни. В результате около 2 миллионов лет назад появился «человек умелый».

К древнейшим людям ученые относят питекантропа (Юго-Восточная Африка, 1,9-0,65 млн. лет), синантропа (Китай, около 400 тыс. лет), гейдельбергского человека (Германия, около 400 тыс. лет). Древние люди – неандертальцы (Германия, 200-150 тыс. лет) – жили в пещерах, использовали огонь, занимались охотой и рыболовством. К современным людям наука относит кроманьонцев (Франция, 200-40 тыс. лет), которые строили постоянные жилища и были социально организованы (родовое общество).

7.2 Сходство и отличие человека и животных

В науке накоплено достаточно большое число фактов, свидетельствующих о поразительном сходстве человека и животных, причем, чем выше на эволюционной лестнице стоит животное, тем большее сходство наблюдается между ним и человеком. Это позволяет сделать вывод о единстве происхождения живых существ.

Сходство человека и животных проявляется в следующем:

  1. одинаковый элементный состав живых организмов (преобладание органогенов; совпадение ДНК, например, для человека и шимпанзе на 92 %);

  2. аналогичные органы и ткани в строении тела (выделение групп крови и резус-фактора у шимпанзе; свободно сгибающаяся кисть; выделяющиеся лобные доли головного мозга - предпосылка развития интеллектуальных способностей);

  3. схожее развитие зародышей: внутриутробное индивидуальное развитие особи (онтогенез) представляет собой краткое повторение истории развития вида (филогенез).

Вместе с тем выделяется целый ряд различий между человеком и животными:

  1. физиологические:

- прямохождение, в соответствии с которым у человека изменилось расположение внутренних органов;

- функциональное разделение верхних и нижних конечностей;

- развитие головного мозга (у человека полушария неравнозначны: левое связано с логическим мышлением, правое – с эмоциональной сферой, интуицией);


2. развитие разума, понятийного мышления, которое у человека может становиться логичным и отвлеченным, тогда как у животных отражение действительности всегда предметно; животные могут совершать сложные действия, однако в их основе лежат инстинкты;

3. наличие речи, которая может быть развита только в результате общения с людьми, то есть имеет социальный характер;

4. трудовая деятельность, в процессе которой только человеку удается создавать сложные орудия труда, предвидеть результаты труда, активно изменять окружающий мир;

5. использование огня позволило человеку не зависеть от условий стихии и изготавливать более совершенные орудия труда;

6. разделение труда, которое привело к развитию общественных отношений и росту производительности труда, а также позволило передавать опыт и знания новому поколению;

7. семейно-брачные отношения явились положительным фактором не только для социума, но и для биологической эволюции человека, так как запрет родственных браков предупреждает накопление негативных мутаций.

Способность к социальной организации привела к возникновению у человека ряда специфических признаков, таких как трудовая деятельность и общественный образ жизни, развитое мышление, речь, эмоции. Считается, что эти признаки сформировались у человека в основном за счет социальных факторов эволюции. В то же время человек, как и все остальные виды живых организмов, приобрел некоторые признаки благодаря действию биологических факторов эволюции. К таким признакам относят прямохождение, появление у человека S-образного изгиба позвоночника и извилин головного мозга, расовые различия и ряд других.

7.3 Соотношение в человеке биологического и социального

«Человек разумный» – уникальная жизненная форма, соединяющая биологическую и социальную сущность. Биологическая составляющая человека основана на фундаментальных биологических механизмах. Социальная сущность включает систему материальных и духовных факторов, межличностных и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности.

Биологическое и социальное находятся в человеке в диалектическом единстве. Младенец в животных условиях существования, даже если и выживет, однако не станет человеком. Для этого ему необходимо пройти определенный период социализации, причем в строгие временные рамки. Если пропустить срок ранней социализации, генетические предпосылки становления личности не успеют реализоваться. Ярким примером могут служить случаи, когда младенцы силой обстоятельств попадали в джунгли и проводили среди зверей несколько лет. После возвращения в общество людей они уже не могли в полной мере наверстать упущенное, овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались психические функции человека. Это свидетельствует о том, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.


Вопрос о соотношении в человеке биологического и социального всегда интересовал ученых. Существуют две противоположные точки зрения о закономерностях становления личности: панбиологизм и пансоциологизм.

Панбиологизм все особенности человека объясняет его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизм утверждает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности развиваются под действием общественных отношений, обучения, воспитания.

Свойства человека, как и других существ, во многом определены генотипом. Уже при рождении человек получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности. Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. В общем виде способности сводятся к единству трех факторов: биологического (задатки), социального (воспитание) и психического (внутреннее Я человека).

Психология утверждает, что для развития личности необходимо иметь активную жизненную позицию, осуществлять выбор в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом. В то же время личность обладает свободой выбора, и именно здесь сказывается внутреннее Я человека.

Эволюция человека отличается от эволюции любого другого биологического вида. Особенность эволюции человека заключается в наличии наследственности двух типов: генетической и социальной. Генетическая наследственность традиционна для всего мира живого и проявляется через гены и передачу биологически целесообразной информации. Социальная наследственность проявляется исключительно в человеческом обществе через передачу и освоение индивидом знаний в процессе воспитания и обучения.

Современное человечество представляет собой один вид – Homo sapiens («человек разумный»), в пределах которого биологическая изменчивость проявилась в существовании трех рас: европеоидной (евразийской), австрало-негроидной (экваториальной) и монголоидной (азиатско-американской).

Раса – исторически вложившаяся группа людей, характеризующихся общностью наследственных физических особенностей, являющихся второстепенными. В результате усиления взаимодействия между народами начинается метисация – смешение рас, что в конечном итоге приведет к исчезновению расовых различий. Таким образом, следует констатировать, что второй фактор биологической эволюции – изменчивость – в отношении современного человека исчезает.

Биологическим процессам принадлежит фундаментальная роль в обеспечении жизнеспособности и развития любого организма. Но в популяции людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живого - к естественному отбору. Естественный отбор уступил место социальным факторам.