Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ НАЛОГА
1.1 Появление налога и эволюция налогообложения
1.2 Экономическая сущность понятий «налог» и «сбор»
1.3 Налоги – источники формирования бюджета на разных уровнях
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ. РОЛЬ НАЛОГОВ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА
2.1. Функции налогов и основные принципы налогообложения
2.2 Налоги, как основной инструмент государственного регулирования экономики
ГЛАВА 3. НАЛОГИ, КАК ЦЕНА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
3.1 Роль налогов в формировании государственных доходов
3.2 Стандарты государственных услуг, предоставляемых налоговыми органами
Сущность сбора. Оплата пошлин предполагает индивидуальные отношения плательщика с государством. Сбор оплачивается в связи с публично – правовой услугой, но не за саму услугу. После уплаты пошлины последний имеет право требовать от государства совершать в его пользу юридически значимые действия, обжаловать отказ в их совершении, в том числе в суде.
При уплате сборов большое значение имеет свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично – правовые отношения с государством.
Налог называется платежом, а сбор – взносом. Сбор может быть сделан различными способами.
1.3 Налоги – источники формирования бюджета на разных уровнях
Налоги могут быть определены как государственные доходы, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения или же как обязательные, безвозвратные, невозмещаемые платежи, взимаемые государственными органами с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.
Первой существенной особенностью налога является императивность (предписание от государства налогоплательщику, требование об уплате налогового платежа). При несоблюдении обязательства применяются соответствующие санкции.
Второй признак – смена собственника. В частности, за счет налогов доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной собственностью, формируя бюджетный фонд.
Третьим признаком налогов является безвозвратность (налоговые платежи обезличены и не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездны (плательщик не получает никаких материальных, экономических или иных прав на уплаченные налоги). Этот признак в некотором смысле отделяет налоги и сборы от пошлин.
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что изъятие государством определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса в пользу общества, является сущностью налога. Это проявляется в отношениях, которые складываются между государством и налогоплательщиками, которые характеризуются как денежные отношения, возникающие в результате уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Налоговая политика, реализуемая правительством ПМР характеризуется стремлением, прежде всего, за счет увеличения налогового бремени предприятий и населения решить проблему наполнения бюджета. Однако такие меры могут быть успешными только в очень ограниченном временном интервале, и только на развитом рынке. В целом такая направленность налоговой стратегии выглядит бесперспективной. В этих условиях высокий уровень налогообложения неизбежно вызывает у предпринимателей переложить тяжесть налогового бремени на конечного потребителя, включая всю сумму налогов в цену товаров. В результате цена производителя (включая его издержки, налоги и минимальную прибыль, остающаяся после уплаты налогов) нередко превышает ту, которую покупатель готов заплатить за его продукцию. Снижение отпускной цены приближает производителя к банкротству. В результате наблюдается упадок производства, и в целом, предприниматель не может с этим бороться. Происходит совершенно необоснованная передача капитала в сферу медиации и торговли. Кроме того, как показывает практика, следствием повышения ставок и массы налогов, изымаемых государством, на самом деле всегда является рост инфляционных тенденций.
При этом государство стремится максимально пополнить казну, оно всеми доступными ему средствами, в том числе и силой, стремится получить от налогоплательщика все, что требуется по закону. Со своей стороны, налогоплательщик пытается защитить свои интересы, добиваясь того, чтобы налоговое давление было минимальным и не разрушало интерес к предпринимательству. Так опыт стран с долгой налоговой историей говорит о том, что налоги могут быть изъяты не более чем на 40% от доходов налогоплательщика. У нас, как показывают расчеты, если честно платить все установленные законом налоги по правилам, установленным в этих законах, то это намного превышает ту границу, за пределами которой теряется всякий смысл предпринимательской деятельности. Поэтому налогоплательщики вынуждены искать пути минимизации своих выплат: кто в рамках правил, используя возможности имеющиеся в законах, кто скрывая свою деятельность или часть своих доходов и имущества.
Классификация налогов по уровням формирования бюджета:
Федеральные налоги:
- НДС;
- Акцизы;
- НДФЛ;
- ЕСН;
- Налог на прибыль организаций;
- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- Водный налог;
- Государственная пошлина;
- Налог на добычу полезных ископаемых.
Региональные налоги:
- Транспортный налог;
- Налог на игорный бизнес;
- Налог на имущество организаций.
Местные налоги:
- Земельный налог;
- Налог на имущество физических лиц.
Налоги, которые население ежемесячно платит государству, обязательно отражаются на уровне благосостояния людей. Ведь эти выплаты госаппарат направляет на социальную помощь населению, экономические нужды, материальное обеспечение внешнеполитических и административно – управленческих расходов, то есть обеспечивает населению достойный уровень жизни. Поэтому чем больше сумма налоговых поступлений, тем лучше жизнь населения и самого государства. Но некоторые люди сознательно уклоняются от налогов. Это негативно сказывается на развитии страны – трудно выполнять экономические функции государства. Таким образом, можно сделать вывод, что эффективное функционирование экономической сферы требует не только конструктивной Государственной фискальной политики, но и добросовестных налогоплательщиков.
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ. РОЛЬ НАЛОГОВ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА
2.1. Функции налогов и основные принципы налогообложения
Социально – экономическая сущность и роль налогов проявляются в их функциях, то есть в основных направлениях налогового воздействия на развитие общества и государства. Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Они показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.
Налоги используются всеми странами с рыночной экономикой в качестве метода прямого воздействия на бюджетные отношения и косвенного (через систему льгот и санкций) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. С помощью налогов достигается относительное равновесие социальных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных ресурсов, в частности, путем наложения штрафов и других ограничений на распределение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
Функции налогов следуют из их экономического содержания.
Фискальная функция – осуществляет формирование единого фонда государственных средств. Именно фискальный потенциал налогов предопределяет способность государства решать оборонные, правоохранительные, социальные, экологические вопросы и т. д. Эта функция налогов в определенной степени является основной в сравнении с остальными.
Распределительная функция – предполагает, что в процессе формирования государственного бюджета часть созданного ВВП перераспределяется из одних отраслей и регионов в другие в соответствии с целями, которые в настоящее время преследует общество и реализует правительство.
Стимулирующая функция – в процессе налогообложения формируются относительно более благоприятные и относительно менее благоприятные сферы и зоны экономической деятельности, реализуется через систему налоговых льгот и преференций, создающих более преференциальный режим для некоторых видов деятельности.
Контрольная – функция налогообложения, позволяющая измерить расходы государства, потенциал экономики и общества на формирование доходной части бюджетной системы. Фактически в рамках этой функции проводится оценка эффективности налоговой системы по обеспечению расходов необходимых для общества.
Налоговые функции тесно взаимосвязаны. Рациональность действующего законодательства определяется степенью относительного равновесия налоговых функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций осуществляется непрерывно, поскольку их относительное равновесие позволяет формировать бюджет без ущерба для экономических интересов налогоплательщиков.
Принципы налогообложения
Принципы налогообложения являются основными идеями и положениями, применяемыми в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы.
Экономические принципы впервые сформулировал Адам Смит. Эти принципы присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного государства и времени, поэтому их иногда называют фундаментальными принципами. В настоящее время экономические принципы претерпели некоторые изменения. Они называются по – другому и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом:
- принцип хозяйственной независимости – основан на праве частной собственности налогоплательщика, он занимает центральное место по отношению ко всем стальным принципам;
- принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый должен участвовать в финансировании государственных расходов соразмерно своим доходам и возможностям:
- сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от суммы доходов налогоплательщика;
- те, кто получает больше пособий от государства, должны платить больше налогов.
- принцип соразмерности – обеспечивает баланс интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Принцип пропорциональности характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменений налоговых ставок, а также зависимость доходов бюджета от налоговой нагрузки. Эффект кривой заключается в росте доходов бюджета с увеличением налогов, если ставка составляет до 50%, и в падении доходов, если ставка превышает 50%. Эта концепция получила признание в 70-80-х годах XX век.
- принцип учета интересов налогоплательщиков просматривается сквозь две призмы А. Смита, а именно:
- принцип определенности – сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику;
- принцип удобства – налог взимается в такие сроки и таким образом, который наибольшее удобен для налогоплательщика. Проявлением этого принципа также является проста исчисления и уплата налога.
Принцип экономичности основывается на другом принципе А. Смита, согласно которому «каждый налог должен быть организован так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства». По своей сути принцип экономичности (эффективности) означает, что сумма сборов по отдельному налогу должна превышать стоимость его обслуживания в несколько раз.
2.2 Налоги, как основной инструмент государственного регулирования экономики
Сегодня налоги являются основным инструментом перераспределения финансовых доходов и ресурсов. Перераспределение средств осуществляется государственными органами с целью обеспечения тех предприятий, частных лиц, программ, секторов и сфер экономики, которые нуждаются в ресурсах, но не в состоянии обеспечить себя из собственных источников. Следовательно, налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей концентрацию в руках государства средств, необходимых для решения проблем развития экономического, социального, научного и технологического характера.
Налоги как финансовая категория в рамках финансовой системы страны не существуют самостоятельно. Налоговая система одновременно пронизывает все сегменты финансовой системы: государственные финансы, финансы юридических и физических лиц, финансовый рынок, но как инструмент государственного управления, ориентирована в первую очередь на интересы государственных финансов, и поэтому ее функциональная роль реализуется в рамках задач бюджетной политики государства. Разные государства строят свою финансовую систему по – разному.
Поэтому некоторые считают возможным вывод до 50% всех доходов общества в виде налогов (включая все виды налогов и обязательных платежей, в том числе выплаты социального страхования) исходя из концепции более высокой эффективности использования средств, находящихся под контролем государственных структур, чем в руках физических лиц. Другие не разделяют этой веры и ограничивают свои налоговые аппетиты всего 25 – 30% ВВП.
Среди первых в основном богатые страны, с уровнем валового дохода на душу населения – 25 – 30 тысяч долларов, а налоговые льготы составляют очень значительные суммы: в Дании – 17 тысяч долларов на душу населения (доля налогов в ВВП – 51%), в Швейцарии – около 15 тыс. долларов на душу населения (доля налогов в ВВП – 33%), в Норвегии – 14 тыс. долларов на душу населения (доля налогов в ВВП – 42%), в Германии, Франции, Бельгии, Финляндии – в диапазоне 11-12 тыс. долларов на душу населения (доля налогов в ВВП соответственно – 40%, 45%. 46.5%, 47%).