Файл: Появление налога и эволюция налогообложения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В странах, которые занимают последнее место в уравнении дохода на душу населения, налоговые льготы сохраняются на гораздо более низком уровне: всего 2,5 тысячи долларов в Южной Корее приходится на душу населения (доля налогов в ВВП – 22%), в Турции – около 600 долларов на душу населения (доля налогов в ВВП – 22%), в Мексике – менее 500 долларов (доля налогов в ВВП – 16%).

Таким образом, налоговая политика, реализуемая правительством ПМР, характеризуется желанием, в первую очередь, за счет увеличения налоговой нагрузки предприятий и населения решить проблему наполнения бюджета. С экономической точки зрения налоги являются инструментом фискальной политики. В то же время налоги являются методом косвенного регулирования экономических процессов. В области налогообложения можно выделить два направления регулирующей роли государств. Во – первых, это накопление налоговых платежей и формирование доходной части бюджета с целью решения государственных задач при реализации социальных потребностей. Во – вторых, стимулирование посредством налоговых рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики.

Налоговая политика является неотъемлемой частью финансово-экономической политики государства, направленной на создание эффективной налоговой системы с целью обеспечения экономического роста, гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально – экономической ситуации в стране. Экономическая природа, функции и роль налоговой политики как финансовой категории реализуются в сфере практических действий органов государственной власти, выраженных в терминах налогового законодательства, налогообложения, налоговой системы, налогового механизма. Все они вместе находят свое концентрированное выражение в налоговой политике. Каждая из этих концепций отражает определенные организационно – правовые и управленческие аспекты функционирования налоговых отношений обеспечивают условия и регулируют формирование централизованных денежных средств (доходов) государства на основе перераспределения стоимости валового и чистого продукта общества.

Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики необходимо соблюдать определенные пропорции между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны. Разделение налогов на прямые и косвенные происходит по методу взимания.

Прямые налоги – налоги на имущество или доходы. Они платятся в процессе приобретения или накопления материальных благ. Плательщик является собственником имущества или владельцем дохода. В свою очередь все прямые налоги делятся на личные и реальные. Личные – подоходный. Реальные – поимущественные.


Косвенные налоги – взимается через надбавку к цене, они считаются налогами потребления и обращения. Плательщик – это покупатель, купивший товар. Косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные (для конкретного продукта), косвенные универсальные (НДС), таможенные пошлины и так называемые фискальные монополии.

Существуют два подхода к проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги.

Первый подход основан на утверждении, что те физические и юридические лица, которые имеют более высокие доходы, должны платить более высокие налоги по сравнению с теми, у кого нет ни высоких доходов, ни дорогостоящего имущества (принцип платежеспособности).

Второй подход основан на том факте, что более высокие налоги должны платить те, кто больше пользуется услугами, предоставляемыми обществом, что рассматривается как реализация принципа справедливости, поскольку именно эти категории населения должны платить за услуги, предоставляемые обществом за счет бюджетных средств. Однако главный недостаток обеих концепций заключается в том, что, во – первых, невозможно определить сумму льгот, которые отдельные налогоплательщики получают от существования армии и правоохранительных органов. Во – вторых, нет методик измерения возможности уплаты налогов для каждого налогоплательщика. Для достижения целей налоговой политики, устранения дисбалансов в функционировании налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки оплаты, ставки, санкции.

Условно, есть три возможных видов налоговой политики:

  1. высокое налогообложение, т.е. политика характеризуется максимальным увеличением налоговой нагрузки;
  2. низкая налоговая нагрузка, когда государство максимально учитывает не только свои фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика;
  3. налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения, как для корпораций, так и для физических лиц, которая компенсируется гражданам страны с высоким уровнем социальной защиты, существование множества государственных социальных гарантий и программ.

Налоговая политика государства отражает тип, степень и цель государственного вмешательства, будучи неотъемлемой частью финансовой политики. Содержание налоговой политики во многом определяется принятой концепцией развития налогов. Она предназначена для обеспечения притока инвестиций, стимулирования экономического роста, гармонизации отношений между государством и налогоплательщиками.


ГЛАВА 3. НАЛОГИ, КАК ЦЕНА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

3.1 Роль налогов в формировании государственных доходов

Доходы бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации[4] формируются за счет:

  • налоговые поступления;
  • неналоговые виды доходов;
  • безвозмездные перечисления.

Неналоговые доходы включают в себя:

  • доходы от использования государственного или муниципального имущества;
  • доходы от платных услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями под юрисдикцией самих федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданского права, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискация, компенсация, а также средства, полученные в результате возмещения вреда, доход в виде финансовой помощи полученный из бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, прочих неналоговые доходы.

К безвозмездным переводам относится доход, полученные бесплатно от физических и юридических лиц международных организаций, правительства в зарубежных странах и т. д.

К собственным доходам бюджета относятся доходы, полностью или частично зафиксированные на постоянной основе законодательством Российской Федерации для соответствующих бюджетов.

Под регулярным доходом мы понимаем федеральные и региональные налоги и другие платежи, по которым применяются нормативы отчислений (в процентах) на следующий финансовый год или на долговой основе в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты.

Налоги концентрируют весь комплекс экономических, политических и социальных интересов общества независимо от форм его организации и государственного устройства. Налог как объективная экономическая категория является формой экономических отношений, неразрывно связанных с системой других фундаментальных экономических категорий.

При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджета на разных уровнях необходимо назначить доход по типу.


Стабильность финансовой системы государства, включая исполнение социальных обязательств, реализацию государственных программ, направленных на поддержку и развитие экономики, повышение обороноспособности страны, напрямую зависит от объемов и динамики налоговых поступлений. На сайте налоговых органов размещена аналитическая информация о росте налоговых поступлений[5]. Далее приводятся сведения из данного обзора для того, чтобы можно было оценить значение налогов для бюджета России в целом.

Рисунок 1. Номинальные темпы роста налоговых поступлений

На протяжении последних 5 лет (2013—2017 гг.) поступления налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации показывали устойчивый рост и увеличились почти в 1,6 раза (на 58,6 %) (рис. 1). В настоящее время налоговые поступления составляют почти 70 % от объема доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

В общественном мнении доминирует тезис о том, что рост налоговых поступлений обеспечивается только за счет увеличения ставок налогов, в то время как ставки по основным налогам — налогу на прибыль организаций, НДС, НДФЛ — не изменялись. Рост налоговых поступлений был сформирован в условиях крайне волатильной конъюнктуры на основные товары сырьевого экспорта, введения внешних ограничений и общего замедления экономики: в реальном выражении (т. е. с учетом инфляции). При всем при этом этот рост составил 19,9 %, в то время как накопленный за 5 лет рост ВВП только 1,2 % (рис. 2).

Рисунок 2. Темпы роста налоговых поступлений и ВВП

Из диаграммы видно, что наиболее высокие темпы роста налоговых поступлений за 5 лет сложились по итогам 2017 года, когда началось оживление экономики после снижения в 2015—2016 гг.: в 2017 году поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации по сравнению с 2016 годом выросли на 20 %, или почти на 2,9 трлн руб.

Почти 40 % прироста поступлений было обусловлено корректировкой цены на нефть, и 60 % обеспечили ненефтегазовые доходы, прирост поступлений которых составил на 11,6% или на 1,7 трлн руб.

Для того, чтобы оценить значение для бюджета России каждого конкретного налога была составлена диаграмма налоговых поступлений в консолидированный бюджет России за период январь – ноябрь 2017 и 2018 год (рис. 3). Для составления диаграммы были использованы сведения портала налоговых органов[6], сформированные в таблицу 2.


Таблица 2.

Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет России за период январь – ноябрь 2017-2018 гг.

Наименование налогов

2017год, %

2018 год, %

  1. Налог на прибыль организаций

20

20

  1. НДПИ

24

29

  1. НДС

17

16

  1. НДФЛ

18

16

  1. Акцизы

9

7

  1. Имущественные налоги

8

7

  1. Другие налоги

4

5

Итого

100

100

Рисунок 3. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в январе-ноябре 2017-2018 гг.

Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2018 года в млрд рублей приведена на следующей диаграмме (рис. 4).

+16,0%

+ 12,6%

НДФЛ

НДС

НДПИ

Налог на прибыль

Акцизы

Имущественные налоги

- 0,9%

+ 25,3%

+ 51,9%

+ 12,1%

Рисунок 4. Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2018 года в млрд рублей

Наиболее собираемые налоги в бюджет:

  • налог на добычу полезных ископаемых
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на добавленную стоимость.

Так, поступления налога на прибыль организаций выросли на 18,8 %, чему в определенной степени способствовал рост прибыли в экономике: прибыль прибыльных организаций увеличилась на 3 %.

Оживление потребительского спроса, положительно отразилось на динамике поступлений НДС (увеличение на 15,5 %). Это обусловлено тем, что на макроуровне «чистой» налоговой базой для НДС, т. е. очищенной от влияния налоговых вычетов на промежуточных стадиях формирования добавленной стоимости, выступает объем конечного потребления. Следует помнить, что ставка НДС с 2019 года увеличилась с 18% на 20%, поэтому поступления в бюджет по данному налогу должны еще увеличиться.

Увеличению потребительского спроса способствовало и ускорение роста средней заработной платы в экономике до 6,7 %, которое одновременно дало эффект роста НДФЛ — на 7,7 %.