Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ НАЛОГА
1.1 Появление налога и эволюция налогообложения
1.2 Экономическая сущность понятий «налог» и «сбор»
1.3 Налоги – источники формирования бюджета на разных уровнях
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ. РОЛЬ НАЛОГОВ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА
2.1. Функции налогов и основные принципы налогообложения
2.2 Налоги, как основной инструмент государственного регулирования экономики
ГЛАВА 3. НАЛОГИ, КАК ЦЕНА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
3.1 Роль налогов в формировании государственных доходов
3.2 Стандарты государственных услуг, предоставляемых налоговыми органами
В 2018 году ключевые тенденции роста налоговых поступлений сохраняются. Но здесь следует отметить, что на динамике поступлений отрицательно сказался перенос индексации ставки акцизов на табак с 1 января на 1 июля текущего года: в январе 2018 г. недопоступило более 141 млрд руб., что адекватно квартальной сумме акцизов на табак.
С 2017 года ФНС России приступила к администрированию страховых взносов. Благодаря этому в результате, по итогам 2017 года, поступления страховых взносов во все фонды увеличились на 483 млрд руб., или на 9,1 %, по сравнению с 2016 годом. В 2018 году поступления страховых взносов продолжили тенденцию 2017 года. Основную роль в формировании доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в январе-ноябре 2018 года сыграли НДФЛ и налог на прибыль, суммарная доля которых составила 71%, что видно на рисунке 5.
2018 год
2017 год
Рисунок 5. Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в январе-ноябре 2017-2018 гг.
Выводы:
- Основная доля доходов бюджетов различных уровней состоит из налоговых поступлений.
- Увеличение поступлений налогов в бюджеты разного уровня — это, в первую очередь свидетельство высокого качества администрирования налоговыми органами страховых взносов.
- Накопленные компетенции ФНС России по администрированию НДФЛ позволили проводить комплексные мероприятия по легализации заработной платы.
Что касается формирования налоговой доходной части бюджета Республики Хакасия в 2018 году, то ее структура показана в таблице 5.
Таблица 5.
Структура поступлений основных администрируемых доходов по уровням бюджета РФ за январь-ноябрь 2018 года Республика Хакасия
Администрируемые доходы |
Поступило в консолидированный бюджет РФ |
в том числе : |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
в федеральный бюджет |
в консолидир. бюджет субъекта РФ |
|||||
млн. руб. |
в % к соотв. периоду предыд. года |
млн. руб. |
в % к соотв. периоду предыд.. года |
млн. руб. |
в % к соотв. периоду предыд.. года |
|
Всего поступило доходов |
25 694,7 |
135,9 |
650,6 |
36,7 |
25 044,1 |
146,2 |
Налог на прибыль |
6 127,9 |
129,1 |
387,8 |
92,2 |
5 740,2 |
132,6 |
НДФЛ |
12 290,8 |
191,6 |
X |
X |
12 290,8 |
191,6 |
НДС |
-630,5 |
X |
-630,5 |
X |
X |
X |
Акцизы |
1 335,5 |
90,5 |
0,0 |
X |
1 335,5 |
90,5 |
Налог на имущество физических лиц |
127,2 |
153,3 |
X |
X |
127,2 |
153,3 |
Налог на имущество организаций |
2 875,8 |
122,1 |
X |
X |
2 875,8 |
122,1 |
Транспортный налог |
293,0 |
122,8 |
X |
X |
293,0 |
122,8 |
Земельный налог |
570,5 |
108,7 |
X |
X |
570,5 |
108,7 |
НДПИ |
1 067,7 |
105,5 |
423,5 |
105,6 |
644,2 |
105,4 |
Остальные налоги и сборы |
1 636,9 |
120,7 |
469,8 |
186,4 |
1 167,1 |
105,7 |
Таблица построена на основании сведений, взятых с портала налоговых органов[7]/. Судя по сведениям, можно сделать вывод:
- в 2018 году наибольшая часть бюджета Республики Хакасия пополнилась за счет:
- налога на доходы физического лица;
- налога на прибыль организаций;
- налога на имущество организаций.
- По отношению к 2017 году наблюдается рост налоговых поступлений по всем налогам кроме акцизов.
- Наибольший рост по следующим налогам:
- налог на доходы физического лица на 91,6%;
- налог на имущество физических лиц на 53,3%;
- налог на прибыль организаций 32,6%.
Удивительно, что величина НДПИ очень невелика, так как за последние 10 лет объем добычи угля в Республике Хакасия увеличился в 2 раза, а объем налоговых поступлений всего 5,4%.
- Следует обратить внимание на особенность налоговых источников формирования доходной части консолидированного бюджета Республики Хакасия в отличии от бюджета России. Это тот факт, что в Хакасии на первом месте НДФЛ, в то время как в России в целом это НДПИ, а НДФЛ на третьем месте.
Что касается муниципального бюджета, то значение налогов для него проследим на примере г. Абакана – столицы Республики Хакасия.
Поскольку еще нет отчета по итогам 2018 года, то для примера рассмотрим 2017 год. Доходная часть первого года трехлетнего периода исполнения бюджета столицы Хакасии составила 4 337 млн. рублей:
- доля налоговых поступлений составит 34,1 %,
- неналоговых доходов – 28,2 %,
- безвозмездных поступлений – 37,7 %.
В структуре налоговых поступлений бюджетообразующими являются:
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – 40,2 % (596 млн. рублей),
- земельный налог – 34,5 % (511 млн. рублей),
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – 17,9 % (109 миллионов).
Итак, подводя итог вопросу роли налогов в формировании государственных доходов, можно сказать:
- Налоговые доходы – это основной источник доходов для любого бюджета (федерального, регионального, местного), т.е. выполняется основная функция налога – фискальная.
- Налоговые доходы в 2018 году выросли по сравнению с 2017 годом.
- Основную долю доходов в 2017 и 2018 годах составляет:
- в консолидированном бюджете России – НДПИ;
- в консолидированном бюджете субъектов РФ – НДФЛ;
- в местном бюджете г. Абакана – НДФЛ.
3.2 Стандарты государственных услуг, предоставляемых налоговыми органами
Получение государственных услуг должно быть выгодно обществу при наличии альтернативных услуг в коммерческих организациях. Следовательно, государственной услугой будет считаться государственная деятельность, которая выражается во взаимодействии с обществом, направленная на удовлетворение правовых требований граждан и действия по оптимизации государственной структуры.
Налоговый кодекс РФ в своих нормах не упоминает оказание услуг налоговыми органами. В связи с этим рассмотрим пункт 1 статьи 32 НК РФ[8], который регулирует работу с налогоплательщиками. Она предусматривает обязанности налоговых органов:
- бесплатно информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах , порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщики сборов и налоговых агентов, полномочия налоговых органов, а также их должностных лиц, в том числе они обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) и разъяснять порядок их заполнения;
- информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов при регистрации в налоговых органах о деталях соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до сведения налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов информацию об изменениях в деталях этих счетов и иную информацию, необходимую для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
- направить налогоплательщику, плательщику сбора и налоговому агенту копии акта о налоговой проверке и постановления налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, уведомление о налогах и (или) требование об уплате налога и сбора;
- представить налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу информацию о состоянии подсчетов, сборов, пеней и штрафов указанного лица на основании данных налогового органа;
- по требованию налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении данного налогоплательщика, плательщика сбора.
Из приведенных выше положений Налогового кодекса можно сделать вывод, что обязанности налоговых органов носят пояснительный и информационный характер. Таким образом, объяснение налоговых органов касается официального понимания положений налогового законодательства, которое используется при рассмотрении дел в судах.
В то же время Приказ Министерства Финансов регулирует оказание государственных услуг конкретно по информированию населения. Информирование не влияет на объяснения в смысле понимания процессов или норм закона это инструмент который дает толчок к активным действиям гражданина по выполнению закона или требования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоги – это обязательные, безвозвратные платежи, взимаемые с граждан и юридических лиц, в размерах, установленных законом, и в установленные сроки, для оказания финансовой поддержки государству и его территориальному образованию.
Существует много видов налогов, а также функций, среди которых важную роль играет фискальная функция, благодаря которой государственный бюджет пополняется.
Сегодня существует огромный, теоретически обобщенный и значимый опыт взимания и использования налогов в западных странах. Но ориентироваться на их практику очень сложно, так как было бы совершенно неразумно не уделять первоочередного внимания специфике экономических, социальных и политических условий современной России, которая ищет лучшие пути реформирования своей национальной экономики. Новым является тот факт, что никто не освобождается от подоходного налога, хотя значительная часть граждан обеспечивается льготами. Огромное количество проблем и вопросов вызывает налогообложение предпринимателей. Семьи с детьми и иждивенцами будут платить меньше, чем одинокие и маленькие семьи. Порядок уплаты налога меняется. Как и в других странах, каждый год многие граждане России подают налоговые декларации в государственные налоговые инспекции, для которых каждый должен вести точный учет своих доходов, суммы налогов, уплаченных в течение календарного года, и хорошо знать налоговые льготы. Знание налогового законодательства перестает быть уделом узкого круга специалистов и становится обязательным для каждого гражданина России.
Налоги – это цена государственных услуг, например, у нас есть добросовестные и недобросовестные граждане, которые пользуются государственными услугами и не платят налоги, что приводит к негативным последствиям, а те, кто не нарушает закон, свободно пользуются всеми услугами, предоставляемыми государством. Также, незнание закона не освобождает граждан от ответственности. Как отметил А. Смит, «граждане государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый раз, когда это возможно, то есть пропорционально доходу, который он получает под защитой государства.» После уплаты налогов мы гарантируем процветающее будущее.
До тех пор, пока не будет разработана авторитетная, целостная концепция налоговой реформы и ее правовой формы, результаты любого исследования в этой области будут оставаться не чем иным, как точкой зрения отдельных групп и специалистов. В настоящее время Налоговый кодекс, разработанный Правительством Российской Федерации, претендует на роль нового, профессионально разработанного, с учетом предыдущих ошибок и провалов, налогового законодательства, однако не лишен недостатков. Налоговые проблемы копились слишком долго, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они были решены, с отдельными указами и поправками. Лишь малая часть из них будет как-то решена в ближайшее время.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ в ред. от 27.12.2018 №546-ФЗ
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ в ред. от 27.12.2018 №504-ФЗ
3. Налоговая система России. Учебник. / Под ред. Д.Г. Черник , А.З. Дадашев . - М : АКДИ, 2002.-356с.
4. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учеб. - М .: MCFER, 2005.-350с.
5. Пушкарева В. М. Государственный бюджет. налоги - Орехово-Зуево , 2007
6. Химичева Н.И. Налоговое право: Учебник .- М., 2007.- 130 с.
7. Русаков И.Г. Налоги и налогообложение. М., Высокий Школа. 2008
8. Качур О. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / М .: КНОРУС, 2007. - 304 с.
9. Налоги и налогообложение: Учебник для нур . проф. исследования. учреждения / О.В. Скворцов , Н.О. Скворцова . - М : Издательский центр "Академия", 2006.- 456 с.
10. Каширина М.В., Каширин В.А.: Федеральные, региональные и местные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами: Учеб. пособие. - М : БЭК , 2006.- 290с.
11. Петухова N.Ye. История налогообложения в России в IX-XX веках: Учебное пособие - М .: Учебник для вузов, 2008. -416s.
12. Налоги и налогообложение. 6-е изд. / Под ред. Романовский М.В. , Врублевской О.В.- СПб .: Питер, 2007.-496 с .: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
-
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ в ред. от 27.12.2018 №504-ФЗ ↑
-
Постановление Конституционного суда Российской Федерации (КС РФ) от 17 декабря 1996 г. № 20-П от 11 ноября 1997 г. № 16-П ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31.07.1998 №146-ФЗ в ред. от 27.12.2018 № 546-ФЗ, ст.8 ↑
-
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ в ред. от 27.12.2018 №504-ФЗ ↑
-
За счет чего растут налоговые поступления//https://analytic.nalog.ru/ Портал налоговых органов/ Аналитические обзоры ↑
-
Справка «О поступлении администрируемых ФНС России доходов в январе-ноябре 2018 года»// https://analytic.nalog.ru Портал налоговых органов/Налоговая аналитика Справка «О поступлении администрируемых ФНС России доходов в январе-ноябре 2018 года» ↑
-
https://analytic.nalog.ru//Портал налоговых органов ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31.078.1998 №146-ФЗ в ред. от 27.12.2018 №546-ФЗ ↑