ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 5930
Скачиваний: 42
Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя: Закон Респ. Беларусь, 22 июня 2001 г., № 39-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 31.12.2009 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011. (См. ст. ст. 1-9.)
О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Закон Респ. Беларусь, 5 мая 1998 г., № 141-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 14.06.2005 г., № -З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 09.11.2009 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011. (См ст. 8.)
Судебные постановления и судебная практика
О судебной практике по делам о нарушении правил безопасности при производстве работ, правил охраны труда и пожарной безопасности (ст. ст. 302-306 УК): постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 28 сент. 2005 г., № 8: с изм. и доп.: текст по состоянию на 28.09.2006 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.
О судебной практике по делам о нарушении правил охраны труда и техники безопасности (ст. ст. 303-306 УК) (по материалам обзора) // Судовы веснік. – 2005. - № 4. - С. 29-34.
Задачи
1. Веслухин, работая начальником участка техники безопасности на шахте, халатно относился к выполнению своих обязанностей: не осуществлял должного контроля за соблюдением правил безопасности на всех участках. Вследствие этого бездействия Веслухина моторист Ивашко не был ознакомлен с планом ликвидации аварий в шахте, не знал в достаточной степени своих обязанностей во время возникновения возможной аварии. В результате при возникновении аварии из-за нарушения системы энергопитания оборудования шахты Ивашко растерялся и допустил ряд нарушений правил безопасности горных работ. Это привело к гибели шахтеров Пальчевского и Голушина.
Решите вопрос об ответственности Веслухина и Ивашко.
2. Управляющий СМУ-6 Павловский, не приняв необходимых мер по обеспечению безопасности выполнения работ, дал распоряжение группе студентов ССО «Модуль» произвести покраску крыши административного здания. Командир ССО Кацубин знал о несоблюдении правил техники безопасности. Во время работы один из студентов упал с крыши и получил тяжкое телесное повреждение.
Имеется ли состав преступления в деяниях Павловского и Кацубина?
3. Органами предварительного следствия Термеру было предъявлено обвинение в том, что он, работая заведующим производством комбината общественного питания, допустил повара Семенову, не прошедшую повторного инструктажа по технике безопасности, к работе на необорудованной предохранительным кольцом мясорубке, в результате чего во время работы ей было причинено тяжкое телесное повреждение. Судом было установлено, что Термер - молодой специалист, работает первый год после окончания института, приказа, возлагавшего на Термера обязанности по обеспечению правил техники безопасности и охраны труда на комбинате, издано не было. Такой приказ был издан после несчастного случая.
Решите вопрос об ответственности Термера.
4. Огородников, работая мастером на заводе холодильников, разрешил подчиненным работать на прессах с однокнопочным включением вместо обязательного двуxкнопочного. В результате нарушения правил техники безопасности работница Карпушенко получила травму. Спустя 3 месяца Огородников в нарушение правил техники безопасности допустил к работе на прессе практикантку Ломанину (17 лет). Ломанина также получила увечье: кисть ее правой руки попала под пресс и была ампутирована.
Подлежит ли мастер Огородников уголовной ответственности?
5. Органами предварительного следствия Желонкин обвинялся в том, что он, работая бригадиром тракторной бригады СПК «Ванелевичи», допустил к управлению колесным трактором без дополнительного инструктажа по технике безопасности Кашина, работавшего до этого на гусеничном тракторе, и направил его на транспортные работы в дальний рейс, хотя Кашин не имел необходимого для этого стажа работы по специальности. Кроме того, перед рейсом Желонкин не проинструктировал Кашина о порядке движения и особенностях маршрута, связанных с дорожными и погодными условиями.
Во время движения в условиях гололеда трактор занесло, в результате чего было сорвано прицепное устройство и Кашин, придавленный дышлом прицепа к сугробу снега у обочины дороги, получил смертельную травму.
Решите вопрос об ответственности Желонкина.
Задание
1. Проведите разграничение между признаками нарушения общих правил охраны труда, предусмотренными ст. 306 УК, и иных преступлений, выражающихся в нарушении специальных правил безопасности (ст. ст. 301-304 УК).
2. Проведите отграничение непринятия мер по спасанию людей (ст. 307 УК) от оставления в опасности (ст. 159 УК).
Тема : ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА
Рекомендации к теме
Использование транспортных средств представляет собой деятельность с источниками повышенной опасности. Резкое увеличение в последнее десятилетие количества транспортных (особенно автодорожных) средств вызвало закономерное увеличение аварий и катастроф, что вывело задачу обеспечения транспортной безопасности, в том числе уголовно-правовыми средствами, на уровень первостепенных государственных задач.
При уяснении понятия транспорта следует иметь в виду, что исходя из смысла норм, предусмотренных в главе 28 УК, к транспорту следует относить не только определенные виды транспортных средств, но и транспортные коммуникации, обеспечивающие движение соответствующих транспортных средств. Для правильного понимания терминов «механическое транспортное средство», «самоходная машина» следует руководствоваться соответствующими определениями, содержащимися в Правилах дорожного движения.
При изучении данной темы особое внимание необходимо уделить группе преступлений против безопасного состояния транспортных средств и транспортных коммуникаций. Следует усвоить, что независимо от характера допущенного нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств и психического отношения к факту нарушения, преступления, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 317, 318, 321 УК, в целом являются неосторожными. Если же наступление таких последствий охватывалось умыслом виновного, его деяния подлежат квалификации по статьям УК, предусматривающим ответственность за соответствующие умышленные преступления. Необходимо понимать, что одной из сложнейших проблем судебной практики по этой группе преступлений является вопрос об установлении причинной связи между фактом нарушения соответствующих правил и наступившим физическим или имущественным вредом.
В контексте решения задач по квалификации данных преступлений следует осмыслить выработанные в судебной практике варианты дополнительной уголовно-правовой оценки с применением ст. 159 УК. Кроме того, необходимо соотнести рассматриваемую группу преступлений с преступлениями, которые могут быть совершены с использованием транспортных средств: преступления, связанные с нарушением правил безопасности производства работ, преступления против жизни и здоровья. Так, в случае, когда смерть или телесные повреждения причиняются в результате нарушения, например, правил безопасности производства строительных работ, содеянное с учетом конкретных обстоятельств дела должно квалифицироваться по соответствующей части ст. 303 УК.
Учитывая бланкетный характер норм, содержащихся в ст.ст. 317, 318 и 321 УК, при решении предложенных к данной теме казусов необходимо найти в соответствующих нормативных актах положение, отражающее суть выявленного нарушения, и указать пункт (пункты) или статью, которые были нарушены в предложенной для решения ситуации.
Ключевые определения по теме
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта – это предусмотренными статьями главы 28 УК общественно опасные, виновные деяния, которые посягают на безопасное функционирование различных видов транспорта.
Безопасность движения – это установленный нормативными правовыми актами порядок движения транспортных средств, при соблюдении которого отсутствуют угрозы причинения вреда жизни и здоровью человека, собственности или окружающей природной среде.
Эксплуатация транспорта – это установленный техническими нормативными правовыми актами порядок использования транспортных средств.
Транспорт – это совокупность транспортных средств и коммуникаций, обеспечивающих их эксплуатацию.
Вопросы, подлежащие рассмотрению
1. Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
2. Преступления против безопасности движения транспортных средств (ст. ст. 311, 312, 314-3171, 321 УК).
3. Преступления против безопасного состояния транспортных средств и транспортных коммуникаций (ст. ст. 309, 310, 313, 318-320 УК).
4. Отграничение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта от преступлений против человека и преступлений против общественной безопасности, совершаемых в сфере производства работ.
Основные нормативные источники
О борьбе с незаконным захватом воздушных судов: Конвенция ООН, 16 декабря 1970 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
Воздушный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 3 апреля 2006 г.: одобр. Советом Респ. 24 апреля 2006 г.: с изм. и доп.: текст Кодекса по состоянию на 02.07.2009 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
О железнодорожном транспорте: Закон Респ. Беларусь, 06 янв.1999 г.: с изм. и доп.: текст по состоянию на 20.06.2008 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
О дорожном движении: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2008 г., № 313-3 226: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.05.2009 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
Об автомобильных дорогах: Закон Респ. Беларусь, 2 дек. 1994 г.: с изм. и доп.: текст по состоянию на 28.12.2009 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
Правила дорожного движения: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 28.11.2005 г., № 551: с изм. и доп.: текст по сотоянию на 17.12.2009 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
Судебные постановления и практика
О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ст. ст. 317-318, 321 УК): постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 1 окт. 2008 г. № 7 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
Калинкович, В. Отдельные вопросы судебной практики по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ст.ст. 317-318, 321 УК) / В. Калинкович, Л. Дулько // Судовы веснiк. – 2008. – № 4. – С. 11–14.
Дулько, Л. О. практике применения судами законодательства об ответственности за транспортные преступления (по материалам обзопа судебной практики) / Л. Дулько, Т. Лашук. - Судовы веснiк. – 1999. – № 1. – С. 33–37.
Задачи
1. Машинист Кузнецов и его помощник Ивочкин вели тепловоз с превышением скорости, установленной на данном перегоне. Приближаясь к железнодорожному переезду со шлагбаумом, они не подали звукового сигнала. Кузнецов, увидев на переезде внезапно появившийся автобус, применил экстренное торможение, но предотвратить столкновение уже не смог. Автобус был разбит, три пассажира погибли, остальные получили телесные повреждения различной степени тяжести.
При проведении расследования водитель автобуса Марюткин пояснил, что на переезд он выехал при открытом шлагбауме, световая и звуковая сигнализация на переезде в этот момент не работала. Увидев движущийся тепловоз, он резко нажал на акселератор и двигатель автобуса заглох.
Выяснено, что дежурная по переезду Богданова за 10 минут до катастрофы позвонила по телефону бригадиру монтеров пути Кашиной и, обсуждая с приятельницей размер полученной накануне заработной платы, забыла закрыть шлагбаум.
Дайте оценку содеянному.
2. Каданов, Пянихин и Ровиков вдоль железнодорожного полотна возвращались с неудачной охоты домой. Желая разрядить ружье, Ровиков произвел прицельный выстрел в дверцу релейного шкафа. Пуля, пробив дверцу, повредила реле путевой автоблокировки (размер ущерба 340 000 рублей), в результате чего на светофоре вместо красного загорелся зеленый свет.
Через 15 минут по перегону на зеленый свет светофора проследовал скорый пассажирский поезд. Аварию удалось предотвратить благодаря своевременным действиям машиниста.
Пока неисправность была выявлена и устранена, произошла задержка в графике движения поездов на 4 часа.
Подлежит ли Ровиков уголовной ответственности?
3. Тимофеев, работавший авиамехаником аэроклуба, находясь в нетрезвом состоянии, самовольно взлетел на самолете ЯК-18 П и, пробыв в воздухе 33 минуты, благополучно совершил посадку на том же аэродроме.
Есть ли признаки состава преступления в поведении Тимофеева.
4. Индивидуальный предприниматель Борин, оказывавший транспортные услуги по перевозке грузов, доставляя на рынок мешки с картофелем, позволил трем владельцам груза ехать в закрытом автофургоне. В результате два владельца груза смертельно отравились выхлопными газами, просочившимися через днище кузова. Третий пассажир в тяжелом состоянии был доставлен в больницу.
Квалифицируйте содеянное Бориным.