ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 2496

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Билет 1

1. Организационные структуры управления

Организационная структура управления (ОСУ) – совокупность взаимосвязанных и упорядоченных элементов осуществляются функции управления.

Основными элементами ОСУ является должностное лицо, звенья управления, уровни управления, связи между ними (связи могут быть горизонтальные, вертикальные).

В основе построения любой ОСУ лежит принцип иерархии и принцип делегирования полномочий. Причем полномочия могут быть линейными, функциональными, постоянными, временными.

Бюрократическая структура управления базируется на четком и однозначном распределении организационных полномочий.

Адаптивная организационная структура предлагает возможность наслоения полномочий, их перераспределения.

Линейные организационные структуры устанавливают линейные вертикальные связи, характеризующие руководство-подчинение по всем вопросам управления: каждый сотрудник организации подчинен и подотчетен только одному руководителю. Каждый подчиненный получает распоряжения от одного руководителя, который осуществляет управление объектом по всем функциям и вопросам. Основной недостаток линейной структуры в том, что руководитель должен быть универсальным специалистом, способным эффективно выполнять все функции управления. Поэтому данная структура в чистом виде приемлема лишь для простой по содержанию управленческой деятельности, обычно в отдельных производственных подразделениях промышленных предприятий.

Функциональная структура является следствием разделения управленческого труда и отличается выделением и обособлением конкретных функциональных подразделений или персонала управления по функциональному признаку. Данная структура управления регламентирует функциональные вертикальные связи, характеризующие руководство-подчинение по определенному кругу управленческих вопросов – по функциям. Недостатком этой структуры является нарушение принципа единоначалия, так как руководители производственных подразделений могут получать от вышестоящих линейных и функциональных руководителей противоречивые указания распоряжения.

Линейно-функциональная структура (линейно-штабная) соединяет в себе преимущества структур линейного и функционального типа и является одной из наиболее распространенных организационных структур управления предприятиями. Сущность данной структуры состоит в том, что при линейном руководстве разных уровней управления создаются специализированные функциональные подразделения, которые обладают определенными правами в отношении нижестоящих звеньев по конкретным функциям управления. Ее недостатки являются увеличение функциональных служб прямыми указаниями и распоряжениями по отношению к руководителям производственных подразделений; склонностью выполнять работу только по «своей», закрепленной функции; отрыв центров принятия решений от реальных потребностей рынка, что становится особенно заметным при расширении масштабов бизнеса.


Реконструкция линейно-функциональной структуры осуществляется с усложнением системы управления в условиях обновления производства, перехода к рыночным отношениям появляются многофункциональные задачи, решение которых требует привлечения специалистов различных специальностей. Для решения новых многофункциональных задач (переход на выпуск новых моделей тракторов, автомобилей, преодоление кризисных ситуаций и др.) применяются более гибкие адаптивные структуры органического типа – проектные и матричные. Проектная организация – временная структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи, для выполнения проекта. Введение проектного управления в линейно-функциональную ОСУ предполагает образование нового органа управления. Таким органом управления является целевая группа, возглавляемая руководителем проекта. в состав целевой группы включаются наиболее квалифицированные специалисты, а в некоторых случаях и руководители, исполняющие разные функции управления, необходимые для реализации проекта в целом. Целевая группа формируется на срок реализации проекта и после его выполнения распускается. Специалисты, работавшие над проектом, переходят в новый проект или возвращаются к исполнению своих обязанностей в функциональном отделе.

Матричная ОСУ, так же, как и проектная, базируется на комплексном управлении всей организацией как единым объектом, ориентированным на отдельные цели, на решение нестандартных, межфункциональных задач. Суть матричного управления заключается в объединении двух форм департаментализации, как правило, функциональной и продуктовой. Специалисты, входящие в состав целевой группы, находятся в двойном подчинении –функционального руководителя и руководителя проекта.

Для приближения центров принятия решений к условиям конкретных рынков совершенствование организационных подразделений пошло по пути децентрализации управления, что привело к образованию дивизиональных структур. Основными их элементами являются отделения и центральный аппарат.

2. Калькулирование себестоимости продукции предприятия

Себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная оценка потребленных в процессе производства и реализации продукции производственных ресурсов, а также другие затраты в соответствии с действующим законодательством.

Производственная себестоимость - сумма производственных затрат цеха и общезаводских расходов, которые включают расходы по управлению предприятием (заработная плата персонала заводоуправления, амортизация и текущий ремонт зданий общезаводского назначения и т.д.) от начальной операции производственного процесса до сдачи готовой продукции на склад. Полная себестоимость кроме указанных затрат (производственной себестоимости) включает также издержки производства, связанные с реализацией продукции и некоторыми другими расходами по доставке продукции до пунктов отправки и ее погрузке, оплату железнодорожного тарифа или водного фрахта (если это предусмотрено в цене изделия), отчисления в централизованный фонд новой техники.


Классификация затрат по первичным экономическим элементам выполняется для разработки сметы затрат на производство и реализацию продукции и позволяет установить долю каждого основного элемента в общих затратах, выявить резервы снижения себестоимости.

По экономическим элементам (себестоимость по предприятию в целом) выделяют следующие затраты:

  1. Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов), размер которых определяется как совокупность нормируемых оборотных фондов по каждому элементу и наименованию для производства продукции. Здесь отражается также плата за пользование природными ресурсами.

  2. Затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия.

  3. Отчисления на социальные нужды органам социального страхования, пенсионному фонду от всех видов оплаты труда работников, занятых в производстве продукции.

  4. Амортизация основных фондов – содержит амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов.

  5. Прочие затраты – включают расходы, к которым относятся налоги, сборы, отчисления в бюджетные фонды, относимые на себестоимость продукции, платежи по обязательному страхованию имущества предприятия, плата за проценты по краткосрочным ссудам банков, оплата приобретаемых нематериальных активов, услуг связи, подготовки кадров, рекламы, представительских расходов и другие затраты в пределах законодательно установленных норм.

Данная классификация затрат производится для согласования плана по себестоимости с другими разделами плана социально-экономического развития предприятия.

На промышленных предприятиях применяют различные методы калькулирования, а именно:

  1. Метод прямого счета. Себестоимость единицы продукции определяется делением себестоимости всей продукции (как правило, однородной) на количество изделий.

  2. Расчетно-аналитический метод – основан на нормативном расчете однородных затрат и косвенном распределении комплексных затрат.

  3. Нормативный метод – основывается на нормах и нормативах использования ресурсов и применяется для определения себестоимости новых видов продукции.

  4. Параметрический метод – применяется для расчета себестоимости однотипных, но разных по качеству изделий.

  5. Метод исключения затрат – основывается на выделении основного и побочного сырья, исключении стоимости побочной продукции из общих затрат и отнесении оставшейся части на издержки производства основной продукции.

  6. Коэффициентный метод – предусматривает пропорциональное распределение затрат между полученными продуктами в соответствии с научно обоснованными коэффициентами.

  7. Сортовой метод – им определяют себестоимость продукции отдельных сортов, номеров, артикулов и в пищевой, легкой, текстильной промышленности.

  8. Попередельный метод – используется в отраслях при массовом производстве в условиях однородного технологического процесса и последовательных стадиях обработки (хлопчатобумажная, металлургическая промышленность и др.)


Перечень статей калькуляции при определении себестоимости продукции определяется отраслевыми методическими рекомендациями и утверждается на правительственном уровне. Группировка по статьям калькуляции, производится в соответствии «Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости на промышленных предприятиях». Существует 15 статей калькуляции, которые учитывают цеховые, производственные и общезаводские расходы. Пути снижения себестоимости: 1. энергоемкость. 2. материалоемкость. 3. трудоемкость. 4. повышение производительности труда. 5. снижение всех затрат и потерь.

3. Управление человеческими ресурсами организации.

Человек – главная производительная сила. Это важнейший и активный «элемент» производственной системы, действующий сознательно. Именно люди, человеческие ресурсы являются тем решающим фактором, который позволяет организации добиться успеха в достижении поставленных целей и использовании всех имеющихся ресурсов.

Человеческие ресурсы – вся совокупность человеческих качеств, включая способность к творчеству. Инициативы, предприимчивость, моральное и нравственное поведение, дающие возможность эффективно реализовать цели организации и самореализоваться.

Мотивация работников к труду становится важным направлением практического менеджмента персонала, что и определило содержание концепции управления человеческими ресурсами (70–80 гг.). В соответствии с этой концепцией человек рассматривается как специфический объект управления, ресурс организации в единстве трех основных компонентов – трудовой функции, социальных отношений, психологического состояния. Для этого периода характерным является утверждение гуманистического подхода к управлению людьми: обогащение труда, планирование и развитие карьеры, внутриорганизационные коммуникации, привлечение рабочих к управлению. В соответствии с этой концепцией в организационных структурах многих компаний традиционные кадровые службы (отделы кадров) преобразуются в службы человеческих ресурсов.

Концепция управления персоналом включает: разработку методологии управления персоналом; формирование системы управления персоналом; разработку технологии управления персоналом. Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения работников, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом. Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации кадровых решений. Технология управления персоналом включает процедуры найма и отбора, приема персонала, оценки его деловых и личностных качеств, профориентации и адаптации, обучения, управления его деловой карьерой, мотивации и организации труда, управления конфликтами, обеспечения социального развития организации.


В настоящее время в основу концепции управления персоналом положены: возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии со стратегическими задачами организации. Обеспечение выживаемости организации достигается при этом путем превышения темпов формирования и развития ее кадрового потенциала по сравнению с изменением внешней среды. Главное здесь – адаптация не к самим изменениям, а к скорости этих изменений.

Таким образом, от взглядов на человека лишь как на рабочую силу, а на расходы по содержанию работников как на издержки производства, произошел переход к осознанию ведущей роли сотрудника в производстве, к пониманию вложений в «человеческий капитал» как выгоднейших инвестиций.

Современные подходы к управлению персоналом, по мнению специалистов, базируются, с одной стороны, на принципах и методах административного управления, в то же время учитывается необходимость всестороннего развития личности и мотивации работников.

Билет 2

  1. Формирование организационных структур управления

Организационная структура управления (ОСУ) предприятием – это упорядоченное строение, организационная форма системы управления, образуемая устойчивыми взаимосвязями элементов, отражающая и закрепляющая разделение и кооперацию управленческого труда. Она включает состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц или звеньев, выполняющих определенные функции управления. Свойства организационной структуры управления предприятием зависят от состава и количества элементов, а также от установленных связей между ними. Элементами ОСУ являются управленческие подразделения (органы и звенья управления), отдельные управленческие работники, в том числе менеджер, ступени или уровни управления. Управленческий работник – человек, выполняющий определенную функцию управления или ее часть и занимающий управленческую должность. Как должностное лицо он имеет задачи, полномочия и ответственность, а также подчиняется конкретному менеджеру. К управленческим работникам относятся инженеры, экономисты, юристы и другие специалисты, а также менеджеры и служащие (технические исполнители). Орган (звено) управления – это обособленная ячейка системы управления со строго очерченными задачами, функциями, полномочиями и ответственностью. Руководит органом управления менеджер. К органам управления на предприятии относятся:

  • сектора (например, сектор по учету оплаты труда, сектор по учету основных средств и т.п. в бухгалтерии),

  • бюро (например бюро нормирования в отделе труда и заработной платы, производственно-диспетчерское бюро в цехе и т.п.),

  • отделы (например, плановый, производственный, бухгалтерия, отдел главного механика и т.п.),

  • управления (например, финансово-экономическое управление, управление маркетинга и др.).