Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах..pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Антимонопольное законодательство: экономическая сущность, цели, задачи и принципы
2.Мировой опыт разработки и применения антимонопольного законодательства
2.1Характеристика антитрестовских законов США
2.2.Антимонопольное законодательство стран Западной Европы
3.Антимонопольное законодательство Российской Федерации
3.1.Этапы развития антимонопольного законодательства РФ
3.2.Нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в РФ и ее основные положения
3.3.Проблемы и тенденции дальнейшего развития антимонопольного законодательства РФ
С 1993 г. тенденция к развитию конкуренции закреплена в российской Конституции, декларирующей поддержку конкуренции и запрещающей деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8 и 34). Помимо этого, в 1994 г. аналогичные положения появились и в Гражданском кодексе РФ.
Важное место в антимонопольной практике занимает Федеральный закон «О естественных монополиях» от 1995 года.
В связи с увеличением роли рекламы на товарных рынках в этом же году был принят Федеральный закон «О рекламе», защищающий права потребителей на доступ к достоверной информации и поддерживающий добросовестную конкуренцию на рынке. [10, с. 24] Хотя по Закону о конкуренции антимонопольному органу уже были предоставлены некоторые полномочия по контролю практической рекламной деятельности (например, контроль за взаимодействием конкурентов, в том числе в части опубликования ложной информации о конкурентах или некорректных сравнений товаров), этот закон был ориентирован на предоставление правовой основы регулирования рекламной деятельности с целью защиты потребителя, охраны общественного здоровья, морали и других ценностей. Он основывался на системах и правилах, действующих в европейских странах с рыночной экономикой и включал в себя ограничения на рекламу алкогольной и табачной продукции, на рекламу, направленную на детей, или изготовленную с их участием, устанавливал максимальные объемы и вводил ограничения по продолжительности рекламы в некоторых средствах массового вещания, а также учитывал целый ряд других проблем.
На этом заканчивается первый крупный этап в развитии системы антимонопольного регулирования в России.
Новый этап в развитии антимонопольной политики в России начинается с образования ФАС (Федеральной антимонопольной службы) и назначения его руководителем И.Ю. Артемьева. [10, с. 27]
К 2005 году стало ясно, что закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не в полной мере отвечает современным требованиям России и международным стандартам. Поэтому, 26 июля 2006 г. был принят принципиально новый закон «О защите конкуренции». Его особенностью является включение порядка рассмотрения антимонопольным органом ходатайств и уведомлений о противоправной деятельности. Также нововведением можно признать допущение соглашений между предприятиями, хотя и приводящих к ограничению конкуренции, но имеющих безусловный положительный эффект для экономики в целом.
Кроме того, в 2006 г. вступил в силу «первый антимонопольный пакет», в рамках которого были внесены поправки в статьи федерального закона «О рекламе» и в федеральный закон № 295-ФЗ «О недрах», а также вошел в действие федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». [10, с. 76] Изменения касались ужесточения наказания за нарушения в данной сфере.
«Второй антимонопольный пакет» начал функционировать в 2009 г. Были внесены поправки в закон «О защите конкуренции», в Кодекс об административных нарушениях, в Уголовный Кодекс. [10, с. 78] Данные изменения должны были способствовать развитию конкурентоспособной сферы и недопустимости реализации действий, имеющих тенденцию ограничительной деловой практики.
«Третий монопольный пакет» вышел в январе 2012 г. Федеральная антимонопольная служба отмечает, что главные изменения, представляемые «третьим антимонопольным пакетом» ориентированы на детализацию требований к согласованным действиям. [10, с. 80] Кроме того, в данном «пакете» уточняются критерии монопольно высокой цены.
В сентябре 2014 г. Правительство Российской Федерации одобрило «четвертый антимонопольный пакет». Законопроект учитывает значительное снижение административных ограничений для бизнеса. Также в нём оговаривается снижение роли государства в экономике страны.
Таким образом, развитие системы антимонопольного законодательства в России еще раз свидетельствует о том, что антимонопольное регулирование является постоянно развивающейся и динамичной структурой, которая может изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране и предпринимаемых правительством мер по регулированию экономики.
3.2.Нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в РФ и ее основные положения
Антимонопольное законодательство действует на всей территории России. Его структура представлена на рис. 2.
Рис. 2. Структура антимонопольного законодательства РФ
Источник: составлено автором
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» пришел на смену Федеральному закону № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», признанному утратившим свою силу с 1 января 2008 г.
Он регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки. [1]
Федеральный закон №38-ФЗ «О рекламе» был подписан Президентом РФ 13 марта 2006 г. Основная цель его принятия закона заключается в развитии рынков по реализации товаров, работ и услуг с учетом соблюдения всех принципов добросовестного конкурирования и обеспечения многоуровневого, но единого экономического поля в рамках всего государства. [2]
В соответствии с положениями данного закона к рекламе относится следующая информация:
- получившая распространение любым возможным способом и при применении любых техник;
- адресованная неопределенному числу людей;
- целью которой является привлечение внимания к самому объекту рекламы, поддержание или формулирование интереса к определенному товару, продвижение на рынке предложения товаров и услуг.
Закон определяет, что отношения формируются в определенном субъектном составе, в который входят:
- рекламодатель;
- рекламопроизводитель;
- рекламораспространитель;
- потребитель,
- спонсор - лицо, финансирующее рекламу или рекламируемую деятельность, или сам продукт, который рекламируется.
Основным законодательным актом в данной сфере является Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Он регулирует, ограничивает, запрещает действия, способные привести к недобросовестной конкуренции, последствиями которой являются нанесение ущерба, ущемление интересов или банкротство контрагентов. Согласно ст. 1 данного закона он призван обеспечить достижение следующих целей: [3]
- единое экономическое пространство;
- свободу перемещения товаров;
- свободу экономической деятельности в РФ;
- результативную работу товарных рынков.
Условно закон о конкуренции можно разделить на 2 части: в первой содержатся основные понятия, правила и запреты, во второй описывается деятельность антимонопольного органа. Кроме того, он определяет такие термины, как «товар», «финансовый рынок», «конкуренция», «монопольно высокая/низкая цена» и т. д.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пришел на смену Федеральному закону от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Закон № 44-ФЗ и принимаемые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты системно регулируют вопросы планирования, нормирования, обоснования закупок, способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), включая закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); мониторинг и аудит в сфере закупок; порядок исполнения государственных и муниципальных контрактов и экспертизы полученных результатов; информационное обеспечение контрактной системы, контроль в сфере закупок и порядок обжалования действий (бездействия) различных участников контрактной системы, в том числе контрактных управляющих, должностных лиц контрактной службы. [4]
Федеральный закон от 19 июля 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» регулирует и контролирует возникающие правоотношения между потребителями и субъектами естественных монополий, регламентирует направление развития политики по отношению к естественным монополиям РФ, а также развитие эффективности мер функционирования таких монополий. [5]
С этим законом тесно связан Федеральный закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике». [6] Он касался регулирования аналогичных вопросов в электроэнергетической отрасли.
Наконец, еще один закон, касающийся антимонопольного регулирования – Федеральный закон от 21.11.2011 № 327-ФЗ «Об организованных торгах». Он пришел на смену Закону РФ от 20.02.1992 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле". Он устанавливает единые принципы организации биржевых торгов ценными бумагами, иностранной валютой, драгоценными металлами и камнями, товарами, а также биржевых торгов по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами; устанавливает унифицированные требования к организаторам торговли; определяет основы государственного регулирования деятельности по проведению организованных торгов и контроля за ее осуществлением. [7]
Кроме того, можно отдельно выделить Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. № 154 «О реестре хозяйственных субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов», Приказ Федеральной антимонопольной службы от 17 апреля 2008 г. № 129 «Об утверждении формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27-31 Федерального закона «О защите конкуренции»; Приказ Федеральной антимонопольной службы от 13 февраля 2008 г. № 47 «О внесении изменений в положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы»; Приказ Федеральной антимонопольной службы от 15 декабря 2006 г. № 324 «Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы»; Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». [16, с. 86]
3.3.Проблемы и тенденции дальнейшего развития антимонопольного законодательства РФ
Главным антимонопольным органом Российской Федерации признаётся Федеральная антимонопольная служба (ФАС), задачей которого является не только и не столько антимонопольное регулирование, сколько развитие полноценной политики поддержки конкуренции. Широкий круг вопросов, который возложен на ФАС, не даёт возможности эффективно проводить конкурентную политику.
В развитых странах конкурентная политика, как правило, включает в себя контроль проявлений монополистический деятельности, регулирование сделок слияний и поглощений (как горизонтальных, так и вертикальных). В России к сфере применения конкурентной политики относится также регулирование государственных закупок, рекламы, иностранных инвестиций.
Подобное расширение функций конкурентной политики и антимонопольного ведомства как органа, её приводящего, представляется чрезмерным, так как более узкая спецификация конкурентной политики позволила бы осуществлять детальную разработку и изменение законодательства и правоприменительной практики в данной сфере.
Таким образом, очевидна перегруженность ФАС заявлениями и делами, косвенно связанными с защитой конкуренции. Существенная доля рассматриваемых антимонопольным органом дел касается нарушений, последствием которых явилось ущемление интересов отдельных субъектов, но не ограничение конкуренции на рынке. [16, с. 86]
Кроме того, Законом «О защите конкуренции», компания автоматически признается доминирующей, если контролирует 50% доли рынка, а при доле меньше 35% рынка фактически не может быть признана таковой. Стоит отметить, что связь между конкуренцией и размером рыночной доли не всегда является безусловной, а вывод о наличии либо отсутствии доминирующего положения компании, сделанный исключительно на основании показателя концентрации, может не соответствовать текущей ситуации на рынке.
Среди основных проблем российской системы антимонопольного регулирования можно выделить:
- острая проблема финансирования;
- сложность в привлечении квалифицированных кадров;
- сложность в разработке методов регулирования;
- необходимость улучшения нормативной базы.
Конкретными направлениями антимонопольной политики для России на современном этапе должны стать:
- совершенствование нормативно-правовой базы всех направлений развития экономики, ее эффективное использование;
- инновационное и высокотехнологичное развитие;
- диверсификация промышленности и снижение зависимости России от сырьевой направленности;
- социальная защита населения, повышение уровня жизни, стимулирование спроса и др.