Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В силу того, что для обеспечения эффективности производственно-хозяйственной деятельности производителям требуется установление контроля над рынком и сосредоточение власти в своих руках, рынок неизбежно стремится к монополизации. Однако, это напрямую ведёт к нерациональному использованию производственных мощностей и, как результат, снижению эффективности всей рыночной системы. В частности, монополии обеспечивают появление целого ряда проблем, возникающих в экономике: возможность устанавливать неоправданно высокие цены на товары, недостаточное производство товаров и др.

В связи с этим сегодня в каждом государстве функционирует механизм антимонопольного регулирования, основным инструментом которого является разработка антимонопольного законодательства.

Актуальность данной темы обусловливается тем, что для разработки действенного антимонопольного законодательства необходимо обладать определенной информацией об опыте его создания в разных странах мира. Это можно объяснить тем, что данная задача может быть выполнена посредством заимствования опыта другого государства с последующей адаптацией под особенности национальной экономической системы.

Объектом данного исследования является антимонопольное законодательство. Предмет исследования – его эволюция в разных странах мира.

Так, основной целью данной работы является анализ процесса эволюции и развития антимонопольного законодательства в мире. Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд частных задач, среди которых можно выделить следующие:

  1. рассмотреть экономическую сущность антимонопольного законодательства как главного инструмента антимонопольного регулирования государства, цели, задачи и принципы его разработки;
  2. изучить содержание и эволюцию антитрестовского законодательства США как «родоначальника» антимонопольного регулирования в мире;
  3. охарактеризовать особенности и рассмотреть эволюцию антимонопольного законодательства западноевропейских и азиатских государств;
  4. проанализировать особенности и основные этапы развития антимонопольного законодательства в Российской Федерации;
  5. рассмотреть нормативно-правовую базу и содержание действующего антимонопольного законодательства в Российской Федерации;
  6. выявить проблемы и перспективы дальнейшего развития антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Что касается методологии исследования, то в работе были использованы такие стандартные методы, как дедукция, индукция, анализ, синтез, аналогия, обобщение и сравнение.


Проблемы формирования монополий в целом и антимонопольного регулирования в частности рассматривались в научных трудах многих исследователей. Так, значительное влияние на развитие этих научных направлений оказали У. Шеферд, Дж. Левин, Л.Эйнав, Д. Арментано, Р. Борк, А. Гринспен, К. Истербрук, В. Летвин и др. Что касается отечественных ученых, то можно выделить представителей марксистского направления (Ф. Энгельса, С.О. Загорского, Н.И. Бухарина), ряд советских экономистов (В. Серебрякова, А.М. Гинзбурга, И.Г. Блюмина, Л.А. Мендельсона, Е.Л. Хмельницкую и др.), а также многих современных исследователей (В.А. Бабанина, А.В. Веслова, Н.В. Воронина, В.Е. Зуева, Г.О. Калашникова, А.В. Колоколова и др.).

1.Антимонопольное законодательство: экономическая сущность, цели, задачи и принципы

Монополизм в современной экономике является одной из основных и наиболее сложно разрешимых социально-экономических вопросов. Он может послужить причиной появления таких серьезных проблем, как неконтролируемый рост цен, сокращение объемов производства, ухудшение качества продукции и др. В связи с этим появляется необходимость государственного регулирования данного явления, в частности, посредством инструментов антимонопольного регулирования.

В наиболее широком смысле под антимонопольным регулированием экономики понимают систему мер по защите конкуренции путем ограничения монопольной власти компаний и контроля за их деятельностью. [19, с. 18]

Среди основных направлений антимонопольной деятельности государства можно выделить следующие:

  • предупреждение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке (в частности, создание административных барьеров, препятствующих входу новых фирм на рынок);
  • недопущение злоупотребления хозяйствующим субъектом своего доминирующего положения для усиления своей экономической концентрации на рынке (в частности, создание вертикально-интегрированных компаний);
  • пресечение ограничивающих конкуренцию негласных соглашений или согласованных действий;
  • пресечение недобросовестной конкуренции, возникающей из-за получения незаконных привилегий со стороны государства;
  • мониторинг деятельности предприятий-монополистов, которые могут снижать качество выпускаемой продукции из-за устаревания технологического процесса и умышленного противодействия его обновлению;
  • поддержка малого предпринимательства;
  • непрерывное совершенствование антимонопольного законодательства.

Главным инструментом антимонопольного регулирования в мире является антимонопольное законодательство, выступающее одной из форм непосредственного вмешательства государства в рыночные отношения. Причинами его разработки в разных странах являются: [15, с. 14]

  • необходимость защиты предприятий от незаконного воздействия друг на друга;
  • потребность в защите потребителей от недобросовестной деловой практики;
  • необходимость защиты интересов общества от отдельных предпринимателей.

Рассмотрим систему мер антимонопольного регулирования (табл. 1). Очевидно, что разработка нормативно-правовых актов непосредственно относится к прямому регулированию экономики.

Меры антимонопольного регулирования

Законодательные меры

Экономические меры

  1. Ограничение контроля над рынком, контроль за слияниями

1. Косвенное регулирование: налогообложение продукции и сверхприбылей

  1. Запрет соглашений о ценах, контроль за соглашениями об использовании продукции

2. Прямое регулирование: установление «потолка цен» и предела нормы прибыли

  1. Запрет соглашений о разделе рынков и установлении рыночных цен
  1. Определение набора предоставляемых услуг, запреты соглашений о предоставлении исключительных прав

Источник: составлено автором на основании [25, с. 287-188]

Антимонопольное законодательство любого государства представляет собой систему нормативно-правовых актов, содержание которых направлено на поддержание и развитие в стране конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. [8, c. 21] Другими словами, посредством разработки антимонопольного законодательство государство осуществляет попытку защитить и усилить конкуренцию через создание нормативных препятствий для возникновения и использования монопольной власти.

Под отношениями, регулируемыми антимонопольным (конкурентным) законодательством, следует понимать общественные отношения, в которых могут участвовать физические и юридические лица, включая потребителей, хозяйствующие субъекты, находящиеся или не находящиеся в конкурентных отношениях друг с другом, органы государственной власти и местного самоуправления, объединения физических и юридических лиц. Эти отношения возникают в сфере конкуренции и монополии, права и обязанности их участников определены нормами законодательства, регулирующего отношения в сфере конкуренции и монополии. [9, с. 14]


Цель законодательного регулирования конкуренции и монополии заключается в обеспечении эффективности рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренции при наличии государственного контроля за монополиями. Среди задач применения антимонопольного законодательства можно выделить следующие аспекты:

  • создание структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных потребителей;
  • стимулирование предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;
  • создание условий для развития конкуренции (например, обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).

Конкретные вопросы, регулируемые антимонопольным законодательством представлены на рисунке 1.

Рис.1. Вопросы, регулируемые антимонопольным законодательством

Источник: составлено автором на основании [8, с. 31]

Основные принципы антимонопольного законодательства сводятся к ограничению деятельности монополий в области установления монопольных цен, раздела рынка на сферы влияния, находящиеся полностью под контролем крупных монополистов, а также запрещения действий, ограничивающих конкуренцию.

Таким образом, подводя итог данной части работы, стоит еще раз отметить о том, что проблема монополизма может привести к серьезным структурным сдвигам в национальной экономике различных стран. В связи с этим каждое государство реализует определенную антимонопольную политику, основным инструментом которой является разработка антимонопольного или конкурентного законодательства. Одной из важнейших причин его создания стала ценовая политика частных компаний: в силу ее значительного влияния на потребителей и конкурентов она находилась и будет находиться в поле пристального внимания государственных антимонопольных органов. К настоящему моменту времени антимонопольное законодательство различных стран претерпело множество изменений, эволюция которых будет рассмотрена далее.

2.Мировой опыт разработки и применения антимонопольного законодательства


2.1Характеристика антитрестовских законов США

Классическим примером антимонопольного законодательства является антитрестовское законодательство США. Цель конкурентной политики Соединенных Штатов заключается в определении возможности функционирования той или иной компании с точки зрения ее влияния на конкуренцию. Ее проводят местные и федеральные суды; главный исполнительный орган – Федеральная торговая комиссия и так называемый антитрестовский отдел главного законодательного органа – Министерства юстиции.

Специфику функционирования антимонопольной политики США обычно рассматривают отдельно применительно к:

  • уже сложившимся на рынке монополиям;
  • возможным в будущем слияниям компаний;
  • соглашениям и сговорам по поводу фиксации цен.

В 1865 г. завершилась гражданская война между северными и южными штатами. В послевоенные годы начался активный экономический рост с одновременным ослаблением протекционистской политики отдельных штатов, что привело к возникновению и расширению крупных компаний национального уровня. [20, с. 127] При этом отдельные предприниматели вели достаточно агрессивный бизнес, занимали один рынок за другим и объединялись в трасты. Все это повлекло за собой сильную монополизацию экономики США.

Первым актом американской антимонопольной политики стал акт Шермана 1890 г., запрещавший любые формы контрактов, направленных на ограничение свободы торговли, а также рассматривавший «недобросовестные приемы» устранения конкурентов как уголовные преступления.

В конце 1880-х гг. Дж. Шерман получал многочисленные письма от мелких нефтяных компаний с просьбами принять меры против злоупотреблений корпораций Дж. Д. Рокфеллера «Standard Oil», в руках которой было сосредоточено до 90% всей нефтепереработки страны. [18, с. 93] В частности, они возражали против снижения для нефтяного магната транспортных тарифов от железнодорожных компаний. В результате, сенатор отреагировал внесением билля о законодательном уравнивании предприятий в тарифах на перевозку цистерн для жидкого топлива. Однако, не все нефтепроизводители были с этим согласны, в результате чего проект провалился. [17, с. 51] Предпосылками для внесения следующего билля стали письма руководителя сталелитейной компании «John Deere Co» штата Иллинойс по поводу завышения таможенных пошлин и компании «Ohio oil». [18, с. 95] В силу влияния множества различных мнений текст итогового закона оказался достаточно расплывчатым.