Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах..pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Антимонопольное законодательство: экономическая сущность, цели, задачи и принципы
2.Мировой опыт разработки и применения антимонопольного законодательства
2.1Характеристика антитрестовских законов США
2.2.Антимонопольное законодательство стран Западной Европы
3.Антимонопольное законодательство Российской Федерации
3.1.Этапы развития антимонопольного законодательства РФ
3.2.Нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в РФ и ее основные положения
3.3.Проблемы и тенденции дальнейшего развития антимонопольного законодательства РФ
Таким образом, в западноевропейских странах антимонопольную политику воспринимают как «гибкую систему постоянно действующих, мобильно перестраивающихся мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный или поощрительный характер».
В настоящее время наблюдается тенденция к объединению усилий различных стран в области конкурентной политики, что проявляется в первых попытках создания общеевропейского антимонопольного законодательства.
Цель его разработки такая же, как и у отдельных государств: недопущение ограничения конкуренции. В последние годы контроль за проведением антимонопольной политики организован на общеевропейском уровне, доказательством служит образование при Европейском Экономическом Союзе Комиссии по контролю слияний. Решение вопросов в этом органе происходит не административным или судебным путем, а исключительно через переговоры. [21, с. 250]
Принципы антимонопольной политики ЕС закреплены в учредительном договоре, а также в системе регламентов и директив. Итак, европейский тип антимонопольного законодательства основывается на преобладании так называемого принципа контроля действий подозрительных субъектов предпринимательского бизнеса, особенно в период слияния и присоединения компаний, а также текущей купли-продажи акций и долей в их уставном капитале. Закон выступает лишь против злоупотреблений властью со стороны доминирующих на рынке организаций, но не против факта сосредоточения власти в их руках.
Европейская антимонопольная политика сформировалась гораздо позже американской, что объясняется гораздо более поздней монополизацией экономики стран Европы. В разных странах существуют различные источники правового регулирования монополистической деятельности: в Германии - отдельные антимонопольные законы; в Италии, Франции - антимонопольные законы и общие нормы гражданского права, в Великобритании и США - антимонопольные, антитрестовские и судебные законы.
К основным нормативно-правовым актам в области антимонопольного регулирования на территории ЕС относятся: [24, с. 57-58]
- Договор об учреждении Европейского объединении угля, 1951 г.;
- Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), 1957 г.;
- Договор о функционировании Европейского Союза, 2007 г.;
- Регламент № 1/2003 от 1 мая 2004 г., заменивший Регламент № 17 от 6 февраля 1962 г.
Особенности антимонопольного законодательства азиатских стран
Наконец, еще одна группа стран, чья антимонопольная политика представляет особый интерес для анализа – азиатские страны (Китай, Япония, Южная Корея).
Начальный этап регулирования конкуренции в Китае датируется 1980 годом, когда Государственный совет Китая обнародовал политику регулирования, развития и защиты конкуренции. В 1990-х гг. в стране начала развиваться рыночная экономика, что потребовало дальнейшего развития, предотвращающего антиконкурентные проявления законодательства. Орган, осуществляющий регулирование конкурентных отношений в Китае – Государственное торгово-промышленное административное управление КНР (ГТПАУ КНР).
Основной закон зашиты внутреннего рынка был принят в 1993 году и получил название «О защите от недобросовестной конкуренции». Он включал в себя три приоритетных направления экономической политики: регулирование действий монополий, пресечение недобросовестной конкуренции (действий коммерческих предприятий, которые наносят ущерб правам и законным интересам других коммерческих предприятий и расстраивают социально-экономический порядок) и применение локальных законов о конкуренции. [8, с. 142]
В отличие от европейского законодательства в китайском не выделяется категория монопольной власти, отсутствуют нормы контроля за слияниями. Вместе с тем в законе подчеркивается недопустимость злоупотребления монопольным положением в любых его формах: навязывания условий договора, установления цен, ограничения доступа на рынок.
Другая отличительная черта закона «О защите от недобросовестной конкуренции» - включение в него требований относительно коррупции, а также детального регулирования секретов производства. [11, с. 147] Любое лицо, знающее, использующее и раскрывающее секрет чужого производства, может спровоцировать недобросовестную конкурентную борьбу. А в 1995 году в качестве дополнения к нему был принят закон «О рекламе», не допускающий распространение ложных сведений.
По статистике, опубликованной китайскими СМИ, наибольшее количество дел рассматривается по четырем причинам: ложная информация, подделка товаров, коррупция, злоупотребление монополистической властью.
В Китае нарушители антимонопольного законодательства могут нести гражданскую, уголовную или административную ответственность в зависимости от конкретной ситуации. [11, с. 146] Административные наказания могут быть трех типов: ограничение и лишение прав на предпринимательскую деятельность, штрафы, административное наказание с последствиями для репутации.
Для Японии всегда была характерна высокая степень монополизации, выражающаяся в основном в существовании системы холдингов – «дзайбацу». [26]
Японская система была преобразована после Второй мировой войны действиями властей США, осуществлявших в этой стране серьезные институциональные реформы. В 1947 году под влиянием штатов в Японии был принят закон «О запрещении частных монополий и обеспечения справедливости торговли», основанного на базе антитрестовских законов Америки. Этот акт, непривычный для монополизированного японского мира, первоначально был принят в штыки.
Однако закон обеспечил конкуренцию производителей, явный технический прогресс, защиту интересов потребителей, запрещал существование и функционирование дзайбацу. Правила для слияния фирм в корпорации и монополии в Японии оказались более жесткими, чем в США, что стало основой для конкурентной сферы экономики, в свою очередь, обеспечившей стране мощный экономический подъем уже в 1950-60-х гг.
В японское законодательство вносились поправки в 1951, 1953 и 1977 гг. В них уточнялись вопросы либерализации в отношении слияний, заключения договоров между государственными и иностранными компаниями.
Отличительной особенностью антимонопольного регулирования Японии можно назвать ограничение функционирования не только чистых монополий, но и олигополий, а также установление очень жестких критериев концентрации рыночной власти. [26] В японской антимонопольной политике утвердился принцип регулирования национальной экономики в целом, - вместо практики «наказания нарушителей».
Административным органом, исполняющим антимонопольную политику в Японии, является Комиссия по добросовестной торговле. За нарушение антитрестовских законов предусматриваются довольно суровые санкции: от штрафа до лишения свободы.
До начала 1980-х гг. основной упор в экономике Южной Кореи делался на развитие промышленного сектора и крупных производств. Такая политика привела к излишнему скоплению капитала и власти в крупных финансово-промышленных группах и, как следствие, к несбалансированному и достаточно медленному экономическому развитию.
В 1980 г. был принят закон «Об антимонопольном регулировании справедливой торговле», призванный обеспечить нормальные условия для развития конкуренции и рыночных отношений. Его главными целями стали запрещение злоупотребления доминирующим положением на рынке, недопущение создания монополий, устранение несправедливой торговой практики картелей. [12, с. 108] В последующие годы в закон был внесен ряд изменений, направленных на расширение и усиление антимонопольных органов.
За проведение антимонопольной политики в Корее отвечает Комиссия по справедливой торговле, созданная как подразделение Совета по экономическому планированию. [12, с. 110] В 1994 г. ее статус был повышен, и она стала независимым регулирующим органом. Ею был составлен реестр крупных компаний, которые подвергались определенным ограничениям. Уровень управления крупных концернов значительно отставал от рыночных требований, поэтому появилась еще большая необходимость противостоять усилению концентрации экономической власти.
Кроме того, важное место в деятельности Комиссии занимает деятельности по недопущению недобросовестной конкуренции. Так, в 1999 г. был принят закон «О достоверной информации и рекламе». [12, с. 111]
Между азиатскими странами активно развивается международное сотрудничество и координация в области обмена опытом и разработки инструментария конкурентной политики, что значительно повышает их эффективность в регионе.
3.Антимонопольное законодательство Российской Федерации
3.1.Этапы развития антимонопольного законодательства РФ
Главной особенностью монополизации российского рынка можно считать тот факт, что она сформировалась как следствие из государственного монополизма советской командно-административной экономики. Для нее была характерна непропорционально высокая доля крупных, причем очень узкоспециализированных предприятий, по сравнению с мелкими и средними организациями. [9, с. 45] Существовала большая проблема товарного дефицита, поэтому ответственность монополистов практически не ощущалась. Однако из-за этих факторов экономика СССР испытывала сильный технологический и производственный застой. Эти же причины и явились поводом для формирования антимонопольной политики государства.
Основное становление и развитие антимонопольной политики в России происходило в одно время с либерализацией экономики, формированием рыночных отношений и приватизацией, т.е. в момент завершения командно-административного периода в истории нашей страны.
Однако, можно сказать, что история антимонопольного законодательства в России началась еще до возникновения собственно рыночной экономики, когда в 1991 г. был принят первый антимонопольный закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности». [10, с. 26] Более того, упоминания о регулировании деятельности крупных экономических субъектов можно встретить в «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г., предусматривавшем уголовное наказание за «стачки» (картельные сговоры).
В законе 1991 г. были определены основные задачи государственной конкурентной политики: развитие рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства, ограничение монополий и недобросовестной конкуренции, государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Содержание закона базировалось на опыте других государств, однако одновременно с этим учитывались правовые особенности и переходное состояние российской экономики. Основополагающая концепция закона была подобна концепциям европейских стран: предупреждение злоупотребления монопольной властью. Однако на практике закон оказался не полностью приспособлен к реальным экономическим процессам, поэтому за весь период своего действия она подвергался поправкам и изменениям несколько раз: [10, с. 54]
- 25 мая 1995 г. в силу большого количества изменений за прошедшие 4 года (в частности, в 1994 году была закончена ваучерная приватизация);
- в 1998 г. пересмотру и дополнению подверглись некоторые понятия, виды контроля экономической концентрации и механизмы управления;
- в 2000 г. антимонопольным органам были даны права, позволяющие при осуществлении государственного контроля экономической концентрации, устанавливать реальных участников сделок, определять реальные размеры концентрации хозяйствующих субъектов на товарном рынке и оценивать их стратегические интересы;
- в 2002 г. изменению подверглись пороговые значения параметров обращения в антимонопольные органы, сроки подачи уведомлений, были уточнены основания для отказа.
В отличие от других государств, в России с 1992 года существует Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на определенном товарном рынке долю более 35%. [9, с. 56] Этот документ служит информационной базой для осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и основывается на одновременном наличии двух признаков – доминирующего положения на рынке и злоупотребления своей властью.