Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах..pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Антимонопольное законодательство: экономическая сущность, цели, задачи и принципы
2.Мировой опыт разработки и применения антимонопольного законодательства
2.1Характеристика антитрестовских законов США
2.2.Антимонопольное законодательство стран Западной Европы
3.Антимонопольное законодательство Российской Федерации
3.1.Этапы развития антимонопольного законодательства РФ
3.2.Нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в РФ и ее основные положения
3.3.Проблемы и тенденции дальнейшего развития антимонопольного законодательства РФ
Так, главная особенность акта – это направленность на борьбу с уже действующими монополиями. Основными методами ограничения монополизма признавались штрафы, возмещение убытков другим фирмам, тюремное заключение руководства и, как самое серьезное наказание, расформирование фирмы. Фиксация цен также является незаконной. Каждая компания должна вести самостоятельную деятельность, которая может конкурировать с деятельностью других фирм, а любая попытка к кооперации или сговору должна пресекаться. Однако в его содержании были некоторые недостатки (например, отсутствие контролирующего антимонопольного органа, нечёткость основных понятий), поэтому законодательство требовало доработки и определенных исправлений.
В 1914 году вышеназванные недостатки были частично устранены в законе Клейтона и законе о Федеральной торговой комиссии. В первом уточнялись основные определения и направления антимонопольной политики, расширялись рамки деятельности антимонопольных органов. В частности, особое внимание было уделено финансовому взаимодействию монополистов, а сфера труда была полностью исключена из сферы влияния антимонопольной политики. Этот закон установил прямое законодательное ограничение на приобретение одним лицом капитала другого лица, если таковое могло привести к ограничению конкуренции и созданию монополии. [20, с. 129] Федеральная торговая комиссия, в свою очередь, должна была контролировать исполнение или неисполнение антитрестовских законов. [22, с. 92] Дискриминация цен признавалась законом Клейтона неправомерным деянием, однако претворить этот принцип в реальную экономическую жизнь было не так просто.
Ситуация изменилась только в 1936 году, когда был принята поправка Робинсона-Патмана. Её суть состояла в запрещении использования различных торговых скидок без ясного отражения этих скидок в сокращении производственных затрат, т.е. установлении цены ниже средней или предельных издержек, чтобы вытеснить конкурента с рынка.
В дальнейшем антимонопольное законодательство США переходило от узкой к широкой трактовке монополистического поведения. Так, закон Уиллера-Ли (1938 г.) был направлен на защиту прав потребителей, ограждал их от ложной рекламы и искаженной информации. Он уполномочил Федеральную торговую комиссию (ФТК) ограничивать деятельность компаний в определенных отраслях, если она посчитает, что эта деятельность наносит ущерб обществу.
В 1950 году был принят закон Селлера-Кефаувера, выполнявший роль дополнения к закону Клейтона и утверждавший, что контроль за любыми предполагаемыми слияниями может быть осуществлен. В нем рассматривались даже слияния фирм, действующих в совершенно различных отраслях (например, нефтяной концерн и продуктовый магазин). Основными его отличиями от «предшественника» стало то, что действие закона распространялось не только на случаи приобретения капитала других компаний, но и их активов, а также не только на горизонтальную интеграцию, но и на вертикальную и конгломератную. [20, с. 130]
Еще одной существенной поправкой к американскому конкурентному законодательству стал акт Харта-Скотта-Родино (1976 г.). В нем был установлен обязательный порядок предварительного уведомления ФТК и Департамента юстиции США о крупных сделках экономической концентрации. [20, с. 131]
Совершенствование антитрестовского законодательства происходило и позднее. Например, в 1982 г. американское правительство точно определило нормы концентрации власти в различных отраслях с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана. Если этот индекс был меньше 1000, то рынок признавался слабоконцентрированным, если был больше 1800, то – высококонцентрированным. Однако, инструкция 1984 года разрешает слияние крупных фирм и корпораций, если «имеются ясные и убедительные доказательства повышения в этом случае эффективности производства, сокращения непроизводственных затрат, либо в случае близкого краха одной из фирм». Так, решение о слиянии «Крайслер» и «Американ Моторс» не было отклонено, т.к. «Американ Моторс» была признана «гибнущей фирмой», хотя индекс Херфиндаля-Хиршмана превышал 2000.
Таким образом, история государственного контроля за экономической концентрацией в США позволяет сделать вывод, что антимонопольная политика является достаточно динамичным инструментом. Так, она может меняться в зависимости от состояния национальной экономики, уровня концентрации рынков и других факторов. Антитрестовские законы США оказали огромное влияние на формирование антимонопольного законодательства других стран, в том числе и современной России.
2.2.Антимонопольное законодательство стран Западной Европы
Рассмотрим эволюцию антимонопольного законодательства в ряде европейских стран. Следует отметить, что несмотря на территориальную близость и практически одинаково высокий уровень экономического развития в данной сфере в разных странах имеются свои отличительные особенности.
В Великобритании в поле зрения антимонопольных органов могут попасть фирмы, контролирующие больше 25% рынка. [14] Основными государственными органами, осуществляющими этот контроль, являются: Комитет по свободной торговле, который следит за проведением конкурентной политики и проводит определенные расследования, когда это необходимо; Комитет по монополиям и слиянием (выступает в качестве консультативного органа); Министерство торговли и промышленности.
В отличие от США, в антимонопольной политике Великобритании достаточно ограниченно применяются прямые административные меры в случае нарушения антимонопольного законодательства. [23, с. 210] В этом плане ее политику можно охарактеризовать как слабоэффективную.
Антимонопольное законодательство Великобритании начало развиваться с 1919 года, когда был принят закон о спекуляции, своей целью ставящий недопущение резкого повышения уровня цен в послевоенный период. В отличие от этого момента времени, после Второй мировой войны правительство Англии уделяло внимание, в основном, борьбе с безработицей. Для разрешения этой проблемы в 1948 году был принят Закон о монополиях и ограничительной практике, который предусматривал более широкое исследование существующих рыночных отношений и возможного вреда от возникающих монополий.
Дальнейшим продолжением развития антимонопольной политики в Великобритании стали принятый в 1956 году Закон об ограничительной торговой практике, в 1964 году - Закон о ценах при перепродаже товаров и Закон о монополиях и слияниях 1965 года. Благодаря им появилась возможность судебного контроля за исполнением антимонопольных актов (благодаря введению системы регистрации монополистических соглашений), возможность их судебной проверки на предмет действительной полезности для общества.
Важным законодательным актом, который регулирует деятельность монополий, является Закон о добросовестной торговле 1973г. В нем предусматриваются условия и порядок контроля со стороны государства над монополиями. [13]
Необходимо заметить, что вплоть до 1998 года антимонопольное законодательство Великобритании развивалось по собственному пути. В 1998 году же был принят Закон о конкуренции, который практически полностью соответствовал положениям общеевропейской антимонопольной политики. До этого момента нормы законодательства не включали в себя систему наказаний. Такие наказания, как, например, штрафы, применялись крайне редко, причем назначались только в судебном порядке и по отношению к фирмам, повторно совершающим данное правонарушение. И лишь после принятия Закона о конкуренции антимонопольные органы получили полномочия, позволяющие им проводить расследования в интересующей их сфере и назначать взыскания.
Антимонопольное регулирование во Франции имеет черту, отличающую его от политики других стран. Дело в том, что в послевоенный период правительство проводило следующую политику: в каждой отрасли создавались 1-2 крупных предприятия, которые должны были поддерживать и защищать от банкротства мелкие и средние фирмы, т.е. своих поставщиков и потребителей. [8, с. 98] Планировалось даже создание отраслевых агентств, которые должны были, в свою очередь, помогать этим фирмам в случае их банкротства.
Таким образом, отношение к вертикальным слияниям было куда более лояльным, чем к горизонтальным. Если концентрация власти в руках первых могла насчитывать до 40%, то горизонтальные слияния ограничивались цифрой 25% (как в Великобритании).
Контроль за соблюдением законов осуществляется не через суд (как в Великобритании), а через систему административных мер (американская модель). Основные органы, имеющие отношение к антимонопольной политике - это Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции, регулирующие слияния и поглощения.
Французское антимонопольное законодательство официально действует с 1953 года, однако настоящее, реальное развитие оно приобрело лишь в 70-х гг. До этого считалось, что антимонопольная политика может снизить скорость развития и без того недостаточно мощной отечественной промышленности. [14]
В 1980-е годы отраслевые лидеры становятся экспертами в своей области, что дает им наибольшую конкурентоспособность. Закон «О свободе цен и конкуренции» (1986 г.) утвердил цели и задачи конкурентной политики и определил механизмы ее эффективного проведения. [22, с. 92] Во французском законодательстве принято считать, что сам факт слияния компаний не является искажением конкуренции, поскольку иногда полезен для повышения эффективности отраслей и экономики в целом.
В 1990-е годы политика приобретает название «политика ниш», т.е. государство оказывает определенное содействие нуждающимся в этом нишам экономики. Государственная политика ориентирована на увеличение производства с целью увеличения объемов экспорта, подготовку квалифицированных трудовых кадров, увеличение государственных закупок у частных фирм и, что отличает Францию от других стран, на стимулирование слияний фирм. Таким образом, антимонопольная политика не имеет особого значения. Однако, определены незаконные действия предприятий, такие как: злоупотребление главенствующим положением, фиксация розничной цены, дискриминация цен, сговор о сокращении предложения товаров и услуг.
В Германии антимонопольный контроль играет важную роль в реализации государственной экономической политики. Как и в большинстве других стран, в Германии антимонопольная политика проводится в основном через судебную систему. Однако, по сравнению с текстами законов других государств, положения немецких антимонопольных актов сформулированы гораздо точнее. Действия, препятствующие развитию свободной конкуренции, как и в других странах, считаются противозаконными.
В Германии органами, в той или иной степени осуществляющими антимонопольную политику, являются: Министерство экономики; Федеральная служба картелей (принимает решения по антитрестовским вопросам, выполняет роль судебного органа в случае невыполнения антитрестовского законодательства); Монопольная комиссия (выступает в качестве консультативного органа, разрабатывает основные стратегии конкурентной политики). [14]
Историческую роль в принятии первых антитрестовских законов сыграло поражение Германии во Второй мировой войне, т.к. политика государств-победителей предполагала демилитаризацию страны, и как следствие, - демонополизацию. [23, с. 208] В 1947 году были приняты Правила об отмене картелей, в 1957 году – Закон об отмене ограничений в конкуренции.
Первоначально запреты в немецкой антимонопольной политике распространялись на формирование любых горизонтальных картелей, которые ведут к ограничению конкуренции и рыночных возможностей при предоставлении товаров и услуг. Однако в законодательство не раз вносились поправки, разрешающие объединение небольших фирм, вводящие контроль над возможными слияниями крупных фирм.
В отличие от США, но в соответствии с антимонопольными законодательствами Великобритании, ЕЭС и Японии, немецкий закон о конкуренции позволяет Федеральной службе картелей право судебного преследования за чрезмерно высокие цены, если только вина доказана, и распоряжения о снижении цен до конкурентного уровня. [8, с. 103]
Таким образом, главное отличие антимонопольной политики Германии от США, это цель - разрешить создание и существование крупных корпораций и монополий, но не позволять им злоупотреблять своей властью на рынке, особенно если это может принести вред мелким компаниям. В этом заключается одна из основных статей конкурентной политики как таковой, а именно защита мелкого и среднего предпринимательства. Применение антимонопольных законов в Германии представляется гораздо более простым делом, нежели в США и других государствах, где закон основан на поддержании баланса между антиконкурентным эффектом и эффективной экономикой.
Антимонопольная политика Италии считается самой молодой среди западноевропейских стран – ее проведение началось лишь в 1990-х гг. [14] В то же самое время итальянское законодательство является самым либеральным среди других государств: в нем не обозначены даже квоты для сосредоточения рыночной власти в руках одной компании.
Главным антитрестовским органом Италии является Комиссия по рыночной конкуренции, рассматривающая дела промышленных предприятий, а также слияния, сотрудничества и сговоры фирм. Она же выдает разрешения на слияния двух фирм, а совершение данной сделки без участия комиссии влечет за собой серьезное административное наказание в виде штрафа или расформирования организации.