ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6252

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 12 Кодекса Республики Бела­русь о земле «земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, яв-

родственниками наследодателя, в случае получения ими по наследству земельных участков, предоставленных на­следодателю в частную собственность, если иное не установле­но законодательными актами».

5.5. Обязанности иностранцев На иностранцев распространяетсябольшинствообязанностей,предусмотренных законодательством для белорусских граждан. В частности, они обязаны:

  • соблюдать Конституцию Республики Беларусь и иные акты
    законодательства;

  • уважать ее национальные традиции;

  • уважать достоинство, права, свободы, законные интересы дру­
    гих лиц;

  • беречь историко-культурное, духовное наследие и другие на­
    циональные ценности;

  • охранять природную среду (ст. 52-55 Конституции Респуб­
    лики Беларусь, ст. 22 Закона о правовом положении иност­
    ранных граждан).

Вместе с тем на них распространяются и дополнительные обязанности, специально предусмотренные для иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, временно пребывающие в Республике Беларусь иностранцы обязаны зарегистрироваться в органах регистрации, а также выехать из Республики Бела­русь до окончания срока временного пребывания или времен­ного проживания в Республике Беларусь.

Иностранец при въезде в Республику Беларусь заполняет миграционную карту, которая вместе с документом для выезда за границу предъявляется сотруднику органа пограничной служ­бы в пункте пропуска через Государственную границу.

При выезде из Республики Беларусь иностранец обязан сдать миграционную карту сотруднику органа пограничной службы в пункте пропуска через Государственную границу (ч. 1—2 ст. 29 Закона о правовом положении иностранных граждан).

Иностранцы, временно пребывающие в Беларуси, обязаны при въезде в нашу страну заключить договор обязательного медицинского страхования на случай оказания им скорой и неотложной медицинской помощи государственными лечебно-профилактическими учреждениями Республики Беларусь при пересечении государственной границы иметь страхо­вой полис, подтверждающий заключение такого договора.

В то же время иностранцы, находящиеся в Республике Бе­ларусь, не исполняют воинской обязанности.

§ 6. Право убежища

Под правом убежища понимается суверенное право лю­бого государства предоставить возможность въезда и бе­зопасного проживания на своей территории по просьбе ино­странного гражданина либо лица без гражданства, пресле­дуемого в другом государстве по политическим, религиоз­ным, научным и иным подобным мотивам.

Институт права убежища известен на всех этапах суще­ствования государств. Он был известен в древнейших государ­ствах Востока, в Греции, Риме.


В зависимости от места предоставления убежища оно назы­вается религиозным - на территории храма, дипломатическим — на территории дипломатического представительства, военного судна или военного самолета, территориальным — на террито­рии иностранного государства.

Первоначально наиболее распространенным было религи­озное убежище, известное уже в X в. до н.э. Так, в Палестине оно предоставлялось в иерусалимском храме. В греческих по­лисах убежищем считались храмы различных богов, их ста­туи. Религиозное убежище, наряду с территориальным, широко использовалось в феодальный период развития общества.

В эпоху буржуазных революций XVIII в. институт убежи­ща стал закрепляться в конституциях государств, первыми из которых стала Франция. В ст. 120 якобинской Конституции было сказано: «Французский народ предоставляет убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы, он отказывает в таковом тиранам».

Уже к середине XIX в. право политического убежища ста­ло общепризнанным институтом международного права. Од­нако лишь после Второй мировой войны в рамках ООН была предпринята попытка унификации института убежища.

принятую 10 де­кабря 1948 г. ГА ООН, была включена ст. 14, посвященная праву убежища. Она гласила:

«1. Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае пресле­дования, в действительности основанного на совершении непо­литического преступления, или деяния, противоречащего це­лям и принципам Организации Объединенных Наций».

Право убежища регулируется Декларацией о территори­альном убежище, принятой ГА ООН 14 декабря 1967 г.

В ст. 1 Декларации подчеркивается, что предоставление убе­жища лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеоб­щей декларации прав человека, является суверенным правом каждого государства и должно уважаться всеми другими госу­дарствами. В то же время не могут пользоваться правом на убежище лица, в отношении которых существуют серьезные основания полагать, что они совершили преступления против мира, человечества либо военные преступления.

Лица, получившие убежище, обладают особым правовым статусом, основные черты которого таковы:

  1. они не должны выдаваться и высылаться в страну, где смо­
    гут подвергнуться преследованию;

  2. они должны пользоваться основными правами и свободами
    человека в объеме не меньшем, чем другие иностранцы, про­
    живающие в данной стране;

  3. им может быть разрешена политическая деятельность, од­
    нако они не вправе заниматься деятельностью, противоре­
    чащей целям и принципам ООН.

В современном мире традиционным и наиболее распростра­ненным видом убежища является территориальное убежище.

В то же время в ряде стран Латинской Америки сохрани­лась и практика предоставления дипломатического убежища. Договорное закрепление оно получило в Гаванской конвенции об убежище 1928 г., в конвенциях, заключенных в Монтевидео в 1933 и 1938 гг., и Конвенции о дипломатическом убежище, заключенной в Каракасе в 1954 г., которая подтвердила поло­жения Конвенции 1928 г.


В соответствии с Гаванской конвенцией 1928 г. инсти­тут убежища распространяется на дипломатические пред­ставительства, военные корабли, военные лагеря и военные самолеты.

По ст. 2 Конвенции допускается предоставление убежища лицам, преследуемым по конвенциям или законам государства пребывания, при следующих условиях:

  1. Убежище может быть предоставлено только в экстренных
    случаях и на период времени, необходимый для того, чтобы
    данное лицо могло бы обеспечить свою безопасность каким-
    либо иным путем; причем только в той стране, которая
    признает право убежища.

  2. Как только предоставлено убежище, дипломатический агент,
    командир военного корабля, военного лагеря или самолета
    должен сообщить об этом министру иностранных дел госу­
    дарства, гражданином которого является данное лицо, или
    местным властям, если предоставление убежища имело мес­
    то вне столицы.

  3. Правительство государства пребывания может требовать,
    чтобы укрывшееся лицо было выслано за пределы страны, а
    дипломатический агент государства, предоставившего убе­
    жище, в свою очередь может требовать гарантий безопасно­
    сти для отъезда укрывшегося лица с соблюдением непри­
    косновенности его личности.

  4. Укрывшееся лицо не может быть высажено на территории
    данной страны или в каком-либо месте, расположенном
    слишком близко от ее границ.

  5. Укрывшемуся во время пользования убежищем не разре­
    шается совершать действия, противоречащие общественной
    безопасности.

  6. На государства не ложится никакой обязанности нести рас­
    ходы, вызванные предоставлением кому-либо убежища
    1.

Следует отметить, что большинство стран мира (включая и нашу страну) не признает дипломатического убежища и расце­нивает его как вмешательство во внутренние дела государства. Такая позиция подкрепляется ссылками на Венскую

о дипломатических сношениях 1961 г., п. 3 ст. 41 кото­рой гласит, что «помещения представительства не должны ис­пользоваться в целях, несовместимых с функциями представи­тельства...»

§ 7. Право убежища в законодательстве Республики Беларусь

Во всех конституциях белорусского государства, принятых в XX в., провозглашался институт права убежища. Орга­ном, который вплоть до 1994 г. решал вопрос о предоставле­нии убежища, был Президиум Верховного Совета. Конститу­ция Республики Беларусь закрепила право белорусского госу­дарства «предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убежде­ния или национальную принадлежность».

Порядок предоставления убежища регулируется Положе­нием о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в Республике Беларусь, его утрате и ли­шении, утвержденном Указом Президента Республики Бела­русь от 5 апреля 2006 г. № 204 ' (далее — Положение о предо­ставлении убежища). Согласно данному документу убежище может предоставляться иностранцам, которые:


  1. находятся на территории Республики Беларусь;

  1. вынуждены покинуть государство гражданской принадлеж­
    ности или государство прошлого обычного места житель­
    ства вследствие преследования их за политические, религи­
    озные убеждения либо национальную принадлежность.

Иностранец, желающий получить убежище в нашей стра­не, обязан лично обратиться в орган внутренних дел по месту временного пребывания с письменным заявлением на имя Пре­зидента Республики Беларусь, к которому прилагаются доку­менты, подтверждающие наличие оснований для его предос­тавления.

При рассмотрении заявления орган внутренних дел выяс­няет обстоятельства прибытия, причины нахождения

ранца в Республике Беларусь, сведения, характеризующие ино­странца, источники его существования, а также запрашивает у государственных органов, иных организаций документы и (или) сведения, необходимые для рассмотрения вопроса о предостав­лении иностранцу убежища.

Для принятия положительного решения по данному вопро­су необходимо также получить заключение МИД и КГБ Рес­публики Беларусь о целесообразности предоставления иност­ранцу убежища. Получив указанные документы, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Республики Беларусь при наличии оснований для предоставления убежища вносит на рассмотрение Главы государства соответствующий проект указа.

Убежище не предоставляется иностранцам:

1) в отношении которых имеются объективные основания
предполагать, что они:

совершили преступление против мира, военные преступле­ния или преступления против человечности в определении, данном этим деяниям в международных актах, заключен­ных в целях принятия мер в отношении подобных преступ­лений;

совершили тяжкое преступление неполитического характе­ра за пределами Республики Беларусь до прибытия на ее территорию;

виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;

  1. привлеченным в Республике Беларусь в качестве обви­
    няемых по уголовному делу либо в отношении которых имеет­
    ся вступивший в законную силу обвинительный приговор суда
    Республики Беларусь;

  2. имеющим гражданство третьего государства, где они не
    преследуются за политические, религиозные убеждения или
    национальную принадлежность;

  3. получившим отказ в признании беженцами в Республи­
    ке Беларусь вследствие отсутствия вполне обоснованных опа­
    сений стать жертвой преследования в государстве своей граж­
    данской принадлежности или государстве прежнего обычного
    места жительства по признаку расы, вероисповедания

национальности, принадлежности к определенной со­циальной группе или политических убеждений;

5) утратившим или лишенным статуса беженца в Респуб­лике Беларусь.

Согласно Положению о предоставлении убежища лица, по­лучившие убежище, по своему правовому статусу приравнива­ются к иностранцам, постоянно проживающим в Республике Беларусь. Предоставление иностранцу убежища распространя­ется на прибывших вместе с ним членов его семьи. Лицам, получившим убежище, выдается разрешение на постоянное про­живание в Республике Беларусь и вид на жительство в Респуб­лике Беларусь.


Положение о предоставлении убежища также устанавлива­ет основания для утраты или лишения убежища. Так, иност­ранец утрачивает убежище в случае:

  • добровольного возврата в государство своей гражданской
    принадлежности или государство своего прежнего обычного
    места жительства;

  • выезда на постоянное жительство в другое государство;

  • прекращения обстоятельств, на основании которых ему было
    предоставлено убежище в Республике Беларусь;

  • добровольного отказа от убежища в Республике Беларусь;

  • приобретения гражданства Республики Беларусь или граж­
    данства другого государства;

  • временного выезда из Республики Беларусь и невозвраще­
    ния в Республику Беларусь по истечении года после оконча­
    ния срока действия проездного документа Республики Бела­
    русь.

Иностранец лишается убежища, если он:

- сообщил заведомо ложные сведения или предъявил подлож­
ные либо поддельные документы, послужившие основанием
для предоставления ему убежища в Республике Беларусь;

  • создает угрозу национальной безопасности Республики Бе­
    ларусь;

  • совершил тяжкое или особо тяжкое преступление и в отно­
    шении его имеется вступивший в законную силу обвини­
    тельный приговор суда Республики Беларусь;

  • является или являлся членом террористической либо иной
    организации, имевшей целью насильственное изменение кон­
    ституционного строя или ведущей пропаганду войны, соци­
    альной, национальной, религиозной и расовой вражды;

  • причастен к незаконной торговле оружием, боеприпасами
    или взрывчатыми веществами, незаконному обороту нарко­
    тических средств, психотропных веществ, их прекурсоров,
    организации незаконной миграции иностранцев;

  • занимается деятельностью, противоречащей общепризнан­
    ным принципам международного права.

Иностранец, в отношении которого принято решение об ут­рате или о лишении убежища и не имеющий иных законных оснований для пребывания в Республики Беларусь, обязан по­кинуть ее территорию в течение одного месяца со дня получе­ния уведомления о принятии соответствующего решения вмес­те с членами семьи, получившими разрешение на постоянное проживание в Беларуси.

§ 8. Международная защита прав беженцев

Беженцы относятся к наиболее уязвимым категориям на­селения и рассматриваются как самая большая трагедия чело­вечества в наше время. Причиной массовых потоков беженцев всегда являлись чрезвычайные ситуации, связанные с мировы­ми и локальными войнами, межэтническими и религиозными конфликтами, диктаторскими политическими режимами, со­провождавшимися грубым нарушением основных прав человека, что вынуждало людей покидать свою родину, часто безо всяких средств к существованию, спасаясь от гонений и преследований.

Проблема беженцев впервые остро проявилась после Пер­вой мировой войны, однако до сих пор она продолжает сохра­нять свою актуальность. Согласно статистике ООН в конце 2004 г. в мире насчитывалось около 17 млн. классических беженцев, лиц, ищущих убежища, внутренне перемещенных лиц, лиц без гражданства. Отсюда очевидна справедливость слов Папы Иоанна Павла II, назвавшего проблему беженцев «позор­ной раной нашего времени»1.