ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 6252
Скачиваний: 5
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 12 Кодекса Республики Беларусь о земле «земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, яв-
родственниками наследодателя, в случае получения ими по наследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность, если иное не установлено законодательными актами».
5.5. Обязанности иностранцев На иностранцев распространяетсябольшинствообязанностей,предусмотренных законодательством для белорусских граждан. В частности, они обязаны:
-
соблюдать Конституцию Республики Беларусь и иные акты
законодательства;
-
уважать ее национальные традиции;
-
уважать достоинство, права, свободы, законные интересы дру
гих лиц; -
беречь историко-культурное, духовное наследие и другие на
циональные ценности; -
охранять природную среду (ст. 52-55 Конституции Респуб
лики Беларусь, ст. 22 Закона о правовом положении иност
ранных граждан).
Вместе с тем на них распространяются и дополнительные обязанности, специально предусмотренные для иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, временно пребывающие в Республике Беларусь иностранцы обязаны зарегистрироваться в органах регистрации, а также выехать из Республики Беларусь до окончания срока временного пребывания или временного проживания в Республике Беларусь.
Иностранец при въезде в Республику Беларусь заполняет миграционную карту, которая вместе с документом для выезда за границу предъявляется сотруднику органа пограничной службы в пункте пропуска через Государственную границу.
При выезде из Республики Беларусь иностранец обязан сдать миграционную карту сотруднику органа пограничной службы в пункте пропуска через Государственную границу (ч. 1—2 ст. 29 Закона о правовом положении иностранных граждан).
Иностранцы, временно пребывающие в Беларуси, обязаны при въезде в нашу страну заключить договор обязательного медицинского страхования на случай оказания им скорой и неотложной медицинской помощи государственными лечебно-профилактическими учреждениями Республики Беларусь при пересечении государственной границы иметь страховой полис, подтверждающий заключение такого договора.
В то же время иностранцы, находящиеся в Республике Беларусь, не исполняют воинской обязанности.
§ 6. Право убежища
Под правом убежища понимается суверенное право любого государства предоставить возможность въезда и безопасного проживания на своей территории по просьбе иностранного гражданина либо лица без гражданства, преследуемого в другом государстве по политическим, религиозным, научным и иным подобным мотивам.
Институт права убежища известен на всех этапах существования государств. Он был известен в древнейших государствах Востока, в Греции, Риме.
В зависимости от места предоставления убежища оно называется религиозным - на территории храма, дипломатическим — на территории дипломатического представительства, военного судна или военного самолета, территориальным — на территории иностранного государства.
Первоначально наиболее распространенным было религиозное убежище, известное уже в X в. до н.э. Так, в Палестине оно предоставлялось в иерусалимском храме. В греческих полисах убежищем считались храмы различных богов, их статуи. Религиозное убежище, наряду с территориальным, широко использовалось в феодальный период развития общества.
В эпоху буржуазных революций XVIII в. институт убежища стал закрепляться в конституциях государств, первыми из которых стала Франция. В ст. 120 якобинской Конституции было сказано: «Французский народ предоставляет убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы, он отказывает в таковом тиранам».
Уже к середине XIX в. право политического убежища стало общепризнанным институтом международного права. Однако лишь после Второй мировой войны в рамках ООН была предпринята попытка унификации института убежища.
принятую 10 декабря 1948 г. ГА ООН, была включена ст. 14, посвященная праву убежища. Она гласила:
«1. Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций».
Право убежища регулируется Декларацией о территориальном убежище, принятой ГА ООН 14 декабря 1967 г.
В ст. 1 Декларации подчеркивается, что предоставление убежища лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, является суверенным правом каждого государства и должно уважаться всеми другими государствами. В то же время не могут пользоваться правом на убежище лица, в отношении которых существуют серьезные основания полагать, что они совершили преступления против мира, человечества либо военные преступления.
Лица, получившие убежище, обладают особым правовым статусом, основные черты которого таковы:
-
они не должны выдаваться и высылаться в страну, где смо
гут подвергнуться преследованию; -
они должны пользоваться основными правами и свободами
человека в объеме не меньшем, чем другие иностранцы, про
живающие в данной стране; -
им может быть разрешена политическая деятельность, од
нако они не вправе заниматься деятельностью, противоре
чащей целям и принципам ООН.
В современном мире традиционным и наиболее распространенным видом убежища является территориальное убежище.
В то же время в ряде стран Латинской Америки сохранилась и практика предоставления дипломатического убежища. Договорное закрепление оно получило в Гаванской конвенции об убежище 1928 г., в конвенциях, заключенных в Монтевидео в 1933 и 1938 гг., и Конвенции о дипломатическом убежище, заключенной в Каракасе в 1954 г., которая подтвердила положения Конвенции 1928 г.
В соответствии с Гаванской конвенцией 1928 г. институт убежища распространяется на дипломатические представительства, военные корабли, военные лагеря и военные самолеты.
По ст. 2 Конвенции допускается предоставление убежища лицам, преследуемым по конвенциям или законам государства пребывания, при следующих условиях:
-
Убежище может быть предоставлено только в экстренных
случаях и на период времени, необходимый для того, чтобы
данное лицо могло бы обеспечить свою безопасность каким-
либо иным путем; причем только в той стране, которая
признает право убежища. -
Как только предоставлено убежище, дипломатический агент,
командир военного корабля, военного лагеря или самолета
должен сообщить об этом министру иностранных дел госу
дарства, гражданином которого является данное лицо, или
местным властям, если предоставление убежища имело мес
то вне столицы. -
Правительство государства пребывания может требовать,
чтобы укрывшееся лицо было выслано за пределы страны, а
дипломатический агент государства, предоставившего убе
жище, в свою очередь может требовать гарантий безопасно
сти для отъезда укрывшегося лица с соблюдением непри
косновенности его личности. -
Укрывшееся лицо не может быть высажено на территории
данной страны или в каком-либо месте, расположенном
слишком близко от ее границ. -
Укрывшемуся во время пользования убежищем не разре
шается совершать действия, противоречащие общественной
безопасности. -
На государства не ложится никакой обязанности нести рас
ходы, вызванные предоставлением кому-либо убежища 1.
Следует отметить, что большинство стран мира (включая и нашу страну) не признает дипломатического убежища и расценивает его как вмешательство во внутренние дела государства. Такая позиция подкрепляется ссылками на Венскую
о дипломатических сношениях 1961 г., п. 3 ст. 41 которой гласит, что «помещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительства...»
§ 7. Право убежища в законодательстве Республики Беларусь
Во всех конституциях белорусского государства, принятых в XX в., провозглашался институт права убежища. Органом, который вплоть до 1994 г. решал вопрос о предоставлении убежища, был Президиум Верховного Совета. Конституция Республики Беларусь закрепила право белорусского государства «предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность».
Порядок предоставления убежища регулируется Положением о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в Республике Беларусь, его утрате и лишении, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2006 г. № 204 ' (далее — Положение о предоставлении убежища). Согласно данному документу убежище может предоставляться иностранцам, которые:
-
находятся на территории Республики Беларусь;
-
вынуждены покинуть государство гражданской принадлеж
ности или государство прошлого обычного места житель
ства вследствие преследования их за политические, религи
озные убеждения либо национальную принадлежность.
Иностранец, желающий получить убежище в нашей стране, обязан лично обратиться в орган внутренних дел по месту временного пребывания с письменным заявлением на имя Президента Республики Беларусь, к которому прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований для его предоставления.
При рассмотрении заявления орган внутренних дел выясняет обстоятельства прибытия, причины нахождения
ранца в Республике Беларусь, сведения, характеризующие иностранца, источники его существования, а также запрашивает у государственных органов, иных организаций документы и (или) сведения, необходимые для рассмотрения вопроса о предоставлении иностранцу убежища.
Для принятия положительного решения по данному вопросу необходимо также получить заключение МИД и КГБ Республики Беларусь о целесообразности предоставления иностранцу убежища. Получив указанные документы, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Республики Беларусь при наличии оснований для предоставления убежища вносит на рассмотрение Главы государства соответствующий проект указа.
Убежище не предоставляется иностранцам:
1) в
отношении которых имеются объективные
основания
предполагать,
что они:
совершили преступление против мира, военные преступления или преступления против человечности в определении, данном этим деяниям в международных актах, заключенных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;
совершили тяжкое преступление неполитического характера за пределами Республики Беларусь до прибытия на ее территорию;
виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;
-
привлеченным в Республике Беларусь в качестве обви
няемых по уголовному делу либо в отношении которых имеет
ся вступивший в законную силу обвинительный приговор суда
Республики Беларусь; -
имеющим гражданство третьего государства, где они не
преследуются за политические, религиозные убеждения или
национальную принадлежность; -
получившим отказ в признании беженцами в Республи
ке Беларусь вследствие отсутствия вполне обоснованных опа
сений стать жертвой преследования в государстве своей граж
данской принадлежности или государстве прежнего обычного
места жительства по признаку расы, вероисповедания
национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
5) утратившим или лишенным статуса беженца в Республике Беларусь.
Согласно Положению о предоставлении убежища лица, получившие убежище, по своему правовому статусу приравниваются к иностранцам, постоянно проживающим в Республике Беларусь. Предоставление иностранцу убежища распространяется на прибывших вместе с ним членов его семьи. Лицам, получившим убежище, выдается разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и вид на жительство в Республике Беларусь.
Положение о предоставлении убежища также устанавливает основания для утраты или лишения убежища. Так, иностранец утрачивает убежище в случае:
-
добровольного возврата в государство своей гражданской
принадлежности или государство своего прежнего обычного
места жительства; -
выезда на постоянное жительство в другое государство;
-
прекращения обстоятельств, на основании которых ему было
предоставлено убежище в Республике Беларусь; -
добровольного отказа от убежища в Республике Беларусь;
-
приобретения гражданства Республики Беларусь или граж
данства другого государства; -
временного выезда из Республики Беларусь и невозвраще
ния в Республику Беларусь по истечении года после оконча
ния срока действия проездного документа Республики Бела
русь.
Иностранец лишается убежища, если он:
- сообщил
заведомо ложные сведения или предъявил
подлож
ные либо поддельные
документы, послужившие основанием
для
предоставления ему убежища в Республике
Беларусь;
-
создает угрозу национальной безопасности Республики Бе
ларусь; -
совершил тяжкое или особо тяжкое преступление и в отно
шении его имеется вступивший в законную силу обвини
тельный приговор суда Республики Беларусь; -
является или являлся членом террористической либо иной
организации, имевшей целью насильственное изменение кон
ституционного строя или ведущей пропаганду войны, соци
альной, национальной, религиозной и расовой вражды; -
причастен к незаконной торговле оружием, боеприпасами
или взрывчатыми веществами, незаконному обороту нарко
тических средств, психотропных веществ, их прекурсоров,
организации незаконной миграции иностранцев; -
занимается деятельностью, противоречащей общепризнан
ным принципам международного права.
Иностранец, в отношении которого принято решение об утрате или о лишении убежища и не имеющий иных законных оснований для пребывания в Республики Беларусь, обязан покинуть ее территорию в течение одного месяца со дня получения уведомления о принятии соответствующего решения вместе с членами семьи, получившими разрешение на постоянное проживание в Беларуси.
§ 8. Международная защита прав беженцев
Беженцы относятся к наиболее уязвимым категориям населения и рассматриваются как самая большая трагедия человечества в наше время. Причиной массовых потоков беженцев всегда являлись чрезвычайные ситуации, связанные с мировыми и локальными войнами, межэтническими и религиозными конфликтами, диктаторскими политическими режимами, сопровождавшимися грубым нарушением основных прав человека, что вынуждало людей покидать свою родину, часто безо всяких средств к существованию, спасаясь от гонений и преследований.
Проблема беженцев впервые остро проявилась после Первой мировой войны, однако до сих пор она продолжает сохранять свою актуальность. Согласно статистике ООН в конце 2004 г. в мире насчитывалось около 17 млн. классических беженцев, лиц, ищущих убежища, внутренне перемещенных лиц, лиц без гражданства. Отсюда очевидна справедливость слов Папы Иоанна Павла II, назвавшего проблему беженцев «позорной раной нашего времени»1.