Файл: Оценка эффективности управления предприятием (Анализ эффективности действующей структуры 19 управления ООО «ПИК-Комфорт»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 991

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данная структура проста в использовании, но характеризуется высокими требованиями к квалификации и высокой загрузкой руководителя. Такое строение используется на малых предприятиях с простой технологией и наименьшей специализацией.[21]

Линейная структура управления обладает следующими преимуществами и недостатками (Приложение – таблица 1.1.).

При расширении масштабов предприятия, в частности, использование новейших технологий, увеличение ассортимента производимой продукции, то в данном случае появляется потребность в формировании структуры предприятия, имеющей дополнительными функциональными подразделениями, которые помогут справиться с решением общих и функциональных задач.[22]

  1. Линейно-штабная организационная структура управления

По мере роста предприятия традиционно линейная структура преобразуется в линейно-штабную. Необходимо добавить, что она подобна предшествующей, но управления обращено в штабах. Данные специализированные подразделения (штабы), не имеют права отдавать приказы исполнителям, а только лишь осуществляют консультационные работы и готовят управленческие решения (Приложение – рисунок 1.4.).[23]

Основным преимуществом является высвобождение линейных руководителей от чрезмерной нагрузки, компонентная подготовка управленческих решений. Серьезным недостатком является – тенденция к лишней централизации и преувеличение роли масштаба.[24]

  1. Функциональная организационная структура управления

При данной структуре идет разделение предприятия на элементы, каждый из которых обладает определенной функцией, задачей. Необходимо добавить, что эта структура свойственной предприятий с малой номенклатурой, неизменностью внешних обстоятельств. Тут существует вертикаль: руководитель – функциональные руководители (в частности, производственный, маркетинговый, финансовый) – исполнители. Существует как вертикальная, так и межуровневая связи (Приложение - рисунок 1.5.).[25]

При представленной структуре организация обладает возможностью углубления специализации, роста качественного критерия управленческого решения, управления многоцелевыми и многопрофильными работами, однако при этом вероятна плохая координация деятельности функциональных подразделений, низкая скорость принятия управленческих решений, отсутствие ответственности функциональных управляющих за конечный итог деятельности предприятия.[26]


Рассмотрим преимущества и недостатки функциональной организационной структуры управления (Приложение – таблица 1.2.).

Необходимо добавить, что в чистом виде функциональная структура почти не используется. Она применяется путем объединения с линейной структурой.

  1. Линейно-функциональная структура управления

При линейно-функциональной структуре управления основные связи – линейные, дополняющие – функциональные (Приложение - рисунок 1.6.).[27]

Данная структура управления имеет следующую особенность – общее распоряжение ресурсами и постановка определенных целей, является полномочиями линейного руководителя, а управление, достижением назначенных задач, ограничиваясь выделенными ресурсами и некоторыми другими ограничениями, возлагается на руководство функциональной службы и подразделений.[28]

Рассмотрим основные преимущества и недостатки линейно-функциональной организационной структуры организации (Приложение – таблица 1.3.).

Линейно-функциональную организационную структуру целесообразно применять средним и небольшим предприятием, производящий узкий ассортимент продукции и действуют в обстоятельствах устойчивой внешнего окружения. При последующем росте численности сотрудников нужно провести качественную новую структурную перестройку предприятия, а собственно: организация штаба руководителя для более результативного управления предприятием, то есть переход к линейно-штабной организационной структуре управления.[29]

  1. Дивизионная организация структура управления

Дивизионная структура управления базируется на выделении подразделений, либо дивизионов. Этот вид применяется на сегодняшний день большинством предприятий, в особенности большими корпорациями, так как нельзя включить функционирование крупного предприятия в 3-4 главных отделения. Формируется также в крупнейших корпорациях.[30]

- Организационная структура, ориентированная на потребителя. Отделы создаются вокруг установленных потребителей. В частности, коммерческие банки, институты (увеличение квалификации, второе высшее образование). Результативно для удовлетворения спроса.[31]

Преимущества и недостатки данной структуры управления представлены в Приложении – таблица 1.4.

6. Матричная организационная структура управления

Необходимость ускорения темпов обновления продукции привела к появлению программно-целевых структур управления, называемых матричные. Сущность матричных структур заключается в том, что в функционирующих структурах формируется временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение даются ресурсы и рабочие прочих подразделений (Приложение – рисунок 1.7.).[32]


При матричной структуре управления создаются проектные (временные) группы, осуществляющие целевые проекты и программы. Данные группы попадают в двойное подчинение, формируется временно. Так происходит достижение гибкости в разделении кадров, результативное исполнение проектов.[33]

Рассмотрим преимущества и недостатки матричной структуры управления (Приложение – таблица 1.5.).

Следовательно, существование различных структур управления предприятием, позволяет подобрать наиболее эффективную структуру для конкретного предприятия. Понимание особенностей и потребностей предприятия помогает выбрать одну или несколько структур управления предприятием. Так же при выборе структуры управления предприятием учитывается квалификация персонала, опыт и уровень образования руководящего состава.

Основные методы оценки эффективности организационных структур управления предприятием

Эффективность организационной структуры определяется тем, насколько она способствует выработке целевых направлений развития предприятия, реально обусловленных его потенциалом, и обеспечивает их реализацию наиболее экономичным способом через упорядоченное взаимодействия функциональных подсистем. Эффективность функционирования организационной структуры зависит от степени упорядоченности ее взаимосвязанных элементов и обеспечения взаимодействия элементов для получения общего эффекта в будущем.[34]

При определении показателей эффективности выделяют следующие[35]:

  1. показателей эффективности функционирования производственной организации во внешней среде, обеспечивающих эффективность с точки зрения использования внешних возможностей;
  2. показателей эффективности, характеризующих потенциал организации с точки зрения использования ее внутренних возможностей.

Перепроектирование организационной структуры управления, таким образом, базируется на выделении факторов, определяющих динамизм внешней и внутренней среды[36]:

- технологии;

- знания и компетенции менеджмента и персонала;

- степень сложности действующей организационной структуры управления, обусловленную сложностью взаимосвязей организационной системы с внешней средой (заинтересованными сторонами), а также масштабом деятельности;

- способ осуществления власти и другие параметры организационного поведения (поведение работника, лидерство и др.).


Ни один отдельно взятый фактор не является достаточным. Систематическое исследование этих факторов и мониторинг их изменений позволяет добиться эффективного управления внутренними переменными и обеспечить единство организации и координацию подпроцессов.[37]

Основные из показателей эффективности – это темпы роста товарной и валовой продукции, рентабельность, валового и чистого дохода, повышения эффективности использования труда, оборотных средств, основных фондов, материальных затрат и капитальных вложений.[38]

Отслеживание данных показателей в динамике, например по результатам квартала или полугодия, позволяет вовремя увидеть как негативные, так и позитивные тенденции. Благодаря этому появляется возможность своевременно вносить корректировки в стратегию развития организации.[39]

Следовательно, постоянный мониторинг работы управления предприятия в динамике, дает возможность вовремя вносить поправки в координацию процессов управления. Исследования факторов эффективности управления предприятием дает возможность добиться единство организации и эффективного управления предприятием.

Вывод: Всесторонние исследования теоретических основ организационной структуры управления предприятием позволяет подобрать для конкретного предприятия наиболее эффективную структуру управления. Использование теоретических основ и нормативных баз помогает создать проект структуры организации управления, для устойчивого целенаправленного функционирования и развития предприятия в целом. Сравнительный анализ действующих вариантов организационных структур показал, что универсальной организационной структуру не существует. Но при всестороннем исследовании конкретного предприятия можно подобрать варианты организационных структур, которые дадут возможность предприятию не только эффективно работать, но и своевременно корректировать и совершенствовать свою работу.

Глава 2. Анализ эффективности действующей структуры управления ООО «ПИК-Комфорт»


2.1. Экономическая характеристика ООО «ПИК-Комфорт»

Управляющая компания ООО «ПИК-Комфорт» создана в структуре ПАО «Группы Компании ПИК» в 1999 году для целей управления и качественного обслуживание жилых домов и успешно работает на рынке ЖКУ 16 лет.[40]

ООО «ПИК-Комфорт» ведет свою деятельность в 9 регионах России, при этом основной объем приходится на Москву и Московскую область.

По состоянию на июнь 2016 г. В обслуживании ООО «ПИК-Комфорт» находится более 6 млн. кв. м. жилья в 16 городах России – это более 500 домов со 300 000 жителей.

Ежемесячно 900 сотрудников обеспечивают прием и выполнение более 30 000 заявок и обращений.[41]

Объем реализованных услуг, величина прибыли, уровень рентабельности зависят от конкурентоспособности, спроса на предлагаемые услуги, от деловой и маркетинговый активности предприятия, его финансовой стратегии. Другими словами, прибыль и рентабельность характеризуют все стороны финансово – хозяйственной деятельности предприятия.[42]

Проанализировав финансовые результаты деятельности ООО «ПИК-Комфорт» за 2012-2016 гг., можно заметить, что выручка от реализации продукции в 2016 г. увеличилась на 1821322 тыс. руб. по сравнению с 2012 г. Рост выручки подразумевает и рост затрат. Следовательно, затраты также увеличились на 1418910 тыс. руб. Изменение выручки и себестоимости в 2016 г. позволило получить прибыль продаж в размере 296443 тыс. руб., что на 215222 тыс. руб. превышает по сравнению с 2012 г.[43]

Кроме того, следует положительным считать рост чистой прибыли, в 2016 г. по сравнению с 2012 г. возросла на 171921 тыс. руб., также прибыль до налогообложения увеличилась на 238374 тыс. руб.[44]

Уровень рентабельности в среднем за последние 5 лет составил 6,81%, в 2012 г. уровень рентабельности от реализации услуг составил 3,22%, 2013 г. – 5,25%, 2014 г. – 7, 69%, 2015 г. – 9,58%, 2016 г. – 6,82%.[45]

В целом можно отметить, что ООО «ПИК-Комфорт» является рентабельным предприятием, успешно функционирующим на рынке и стабильно получающим прибыль. Для дальнейшего развития предприятию необходимо снижать затраты и увеличивать эффективность продаж предоставляемых услуг.[46]

Хозяйственная деятельность предприятия начинается с вложения денежных средств, протекает через движение этих средств и заканчивается результатами, имеющую денежную оценку. Одна из основных задач финансового анализа – определение оптимальной структуры имущества и источников его формирования, а так же оптимальной структуры финансовых результатов деятельности организации.[47]