Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации)).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
Рассмотрим динамику персонала гостиницы «Новый Ковчег» в 2017-2019 гг., имеющиеся данные представим в таблице 3.
Таблица 3
Движение персонала ООО «Новый Ковчег» за 2017-2019 гг.
Показатели |
Численность работников, чел. |
Темп роста, % |
||||
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2019/2018 |
2019/2017 |
2018/2017 |
|
1.Принято работников, всего, из них: |
3 |
- |
5 |
- |
166,7 |
- |
по собственному найму |
- |
- |
3 |
- |
- |
- |
по заявке агентств по подбору персонала |
3 |
- |
1 |
- |
||
2.Выбыло сотрудников, всего, из них: |
6 |
3 |
1 |
33 |
16,7 |
50 |
по сокращению штата |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
по причине декретного отпуска |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
по собственному желанию |
3 |
3 |
1 |
33 |
33 |
- |
3.Из числа уволившихся по собственному желанию, всего, в т.ч. по причине |
3 |
3 |
1 |
33 |
33 |
- |
неинтересная работа |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
плохих условий труда |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
низкая заработная плата |
2 |
3 |
1 |
33 |
33 |
- |
Как видно из данных таблицы 3, в исследуемый период было принято на работу в 2019 году 4 человека, причем наибольшее количество персонала было принято через систему собственного найма, а также по заявке агентств по подбору персонала.
Особый интерес представляет количество выбывших сотрудников. Так в период 2017-2019 гг. из штата гостиницы «Новый Ковчег» по разным причинам выбыло 10 человек, что превышает число принятых новых сотрудников. В исследуемом периоде динамика движения персонала гостиницы «Новый Ковчег» носит положительный характер, кроме 2018 года, когда увеличения штата не произошло и уволилось 3 человека.
По собственному желанию в 2019 году уволился 1 сотрудник (в 2018 году – на 2 человека больше). При этом за 2017 – 2019 году наибольшее количество уволившихся по собственному желанию не удовлетворено уровнем оплаты труда. Данная ситуация требует пристального внимания со стороны руководства гостиничного предприятия «Новый Ковчег».
На основании данных о движении персонала в гостинице «Новый Ковчег» за исследуемый период, можно рассчитать коэффициент текучести кадров. Он рассчитывается по следующей формуле:
Ктк = (2.1)
Ктк 2017 = (6 / 43)*100 = 13,9
Ктк 2018 = (3 / 45)*100 = 6,7
Ктк 2019 = (1 / 47)*100 = 2,1
В целом в гостинице «Новый Ковчег» за последние 3 года отмечается средняя текучесть кадров, и тенденция к снижению текучести.
2.2. Политика мотивации персонала в организации
Материальная мотивация кадров является одним из важных факторов управления кадрами. Работники гостиницы «Новый Ковчег» имеют должностные оклады. Эти оклады устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, размер окладов для одинаковых должностей одинаков. Кроме должностных окладов сотрудники «Новый Ковчег» получают премии по итогам работы. На уровень заработной платы влияют: обязанности и степень ответственности; уровень знаний, квалификации и опыта работы, предъявляемые к конкретной должности. К должностным окладам могут применяться персональные надбавки. Размер надбавки составляет от 10% до 50% в зависимости от объема и сложности выполняемой работы. Устанавливается размер выплаты решением непосредственного руководителя и генерального директора, утверждается приказом по отелю «Новый Ковчег».
Выслуга за стаж работы на предприятии установлена Положением о выплате денежных средств работникам за фактически отработанное время в «Новый Ковчег» и она составляет: от 1 до 3 лет – 10 %; от 3 до 5 лет – 15%; от 5 до 10 лет – 20%.
К нематериальной мотивации следует отнести возможность обучения в рамках трудовой деятельности, хорошие условия работы – обустроенные рабочие места, четий график работы и оформление трудовых отношений по трудовому кодексу. Забота о положительном моральном климате в коллективе – еще один секрет успешной деятельности гостиницы. Например, руководство оплачивает время перерыва на отдых, время на обед. Руководство предоставляет бесплатно места на парковке, принадлежащей гостинице, как для гостей, так и для сотрудников. На предприятии осуществляется медицинское страхование сотрудников за счет средств гостиницы. Так, не затратив никаких средств, руководство создало положительный психологический климат в коллективе. Кроме того, руководство гостиницы «Новый Ковчег» поощряет лучших работников ко дню рождения компании в виде награждения корпоративными наградами и памятными подарками.
Для повышения эффективности трудовой деятельности в гостинице планируется система дополнительного стимулирования (таблица 4).
Таблица 4
Перечень дополнительных систем стимулирования в гостинице
Форма стимулирования |
Основное содержание |
Трудовое (организационное) |
Регулирует поведение сотрудника на основе измерения чувства его удовлетворенности работой и предполагает наличие творческих элементов в его труде; продвижения по службе, творческие командировки. |
Оплата транспортных расходов транспортом |
Выделение средств на: оплату транспортных расходов, транспорт с водителем руководящему персоналу |
Новые программы обучения |
Покрытие расходов на организацию обучения (переобучения) |
Страхование жизни |
Страхование за счет средств компании жизни сотрудника и за символическое отчисление - членов его семьи. За счет средств, удерживаемых из доходов сотрудника, при несчастном случае выплачивается сумма, равная годовому доходу работника: |
При разработке стратегии управления персоналом руководство гостиницы «Новый Ковчег» ориентируется прежде всего на развитие чувства индивидуальной ответственности и повышение квалификации работников. Также уделяется внимание вопросам поддержания корпоративной культуры и сплоченности коллектива.
Сотрудникам гостиницы предоставляется возможность обучения как непосредственно на рабочем месте (на предприятии), так и вне предприятия с частичной или полной оплатой за счет организации.
Для всех работников предприятия предусмотрены льготы по предоставлению бесплатного питания в течение рабочего дня, служебного транспорта, а также возможность пользоваться продукцией (услугами) предприятия по льготным ценам.
Следует отметить, что в структуре элементов прямого материального стимулирования в гостинице «Новый Ковчег» отсутствуют формализованные рычаги регулирования уровня оплаты труда (в целом по предприятию и по отдельным профессиям) с учетом конкурентоспособности и состояния спроса на рынке труда.
В отношении косвенного материального стимулирования необходимо отметить низкую дифференциацию действующих льгот и компенсаций по категориям персонала, а также недостаточную централизацию учета затрат по всем видам льгот и компенсаций с точки зрения их отнесения к компенсационному пакету в целом. Так, социальный пакет руководящего состава гостиницы «Новый Ковчег» документально не закреплен, а учет затрат на него ведется различными структурными подразделениями, при этом сводная информация отсутствует.
Соотношение между различными частями прямого материального стимулирования. Структура выплат в рамках ФЗП приводится на рисунке 6.
Из рис.6 видно, что основную часть ФЗП сотрудников гостиницы «Новый Ковчег» составляет окладная часть (75% в 2018 году и 76% - в 2019).
В 2017 году руководством гостиницы была разработана и введена экспериментальная программа по развитию у работников чувства ответственности и сплоченности коллектива. В рамках этой программы служащим предоставили право на самостоятельное принятие решений (в пределах компетенции сотрудника) по некоторым вопросам, которые раньше находились в сфере ведения руководителей среднего звена.
Рисунок 6 - Соотношение между различными частями прямого
стимулирования 2018-2019 гг.
В гостинице «Новый Ковчег» проводится ряд мотивационных программ:
- «Лучший сотрудник месяца». Эти сотрудники получают приглашение на двоих в ресторан и денежную премию;
- «Лучший сотрудник года». Он получает приглашение в ресторан и поездку на неделю в Европу с проживанием в пятизвездочном отеле;
- «Лучший супервайзер» и «Лучший менеджер» выбираются в конце каждого квартала и года.
Однако, автор работы считает, что эффективность этих поощрений с течением времени снижается по ряду причин:
1. Организация может иметь на практике такое большое число подобных программ, что проконтролировать их выполнение на практике оказывается почти невозможно. В большинстве случает руководство организации с течением времени теряет интерес к этим программам, и они становятся формальными и повторяющимися.
2. Постепенно все подобные программы и поощрения утрачивают свое значение и становятся нормой.
3. Данные программы поощрения удовлетворяют потребности более низкого порядка.
Для проведения анализа существующей политики мотивации была выбрана методика, включающая в себя тестирование, направленное на оценку удовлетворенности работой, ценностной ориентации сотрудников, определение направленности мотивации, мотивационная структура личности, а также определение степени удовлетворенности персонала трудовой деятельностью [11, c.31].
Опрос сплошной, респондентами являются 49 человек – это сотрудники гостиницы и 2 сотрудника службы размещения, уволившихся в 2018 году по собственному желанию.
Таблица 5
Численная характеристика респондентов
Характеристика |
Численность респондентов |
|
Пол: |
||
Женский |
41 |
|
Мужской |
8 |
|
Уровень образования: |
||
Среднее специальное |
4 |
|
Незаконченное высшее |
6 |
|
Высшее |
39 |
|
Возрастная группа: |
||
до 25 вкл. |
18 |
|
26-35 |
24 |
|
36-45 |
5 |
|
46-55 |
1 |
|
56-65 |
1 |
Анкета направлена на определение степени удовлетворенности сотрудников сторонами трудовой деятельности и жизни в целом (Приложение 1).
Индекс удовлетворенности рассчитывается при помощи формулы:
I=(+2)Ni+(+1)Ni+(0)Ni+(-1)Ni+(-2)Ni/N (2.2)
где N – общее количество респондентов; Ni – количество респондентов, которые выбрали определенный вариант ответа; +2, +1, 0, -1, -2 – шкала удовлетворенности. Индекс может варьироваться в пределах от 2 до – 2, где 2- максимальная удовлетворенность, -2 – минимальная.
Таким образом, самый высокий показатель – это удовлетворенность жизнью, а самый низкий – удовлетворенность уровнем заработной платы.
Также низкие коэффициенты удовлетворенности текущей продуктивностью труда персонала, оценки уверенности персонала в завтрашнем дне. Это может быть обусловлено недостаточной работой департамента по работе с персоналом, а также разногласиями в рабочем коллективе. Индекс удовлетворенности уровнем заработной платы – 0,53, однако оценка справедливости оплаты по соотношению к трудовому участию выше – 0,79.
Таблица 6
Индексы удовлетворенности трудовой деятельностью
№ |
Содержание вопросов |
Индекс удовлетворенности |
1 |
Удовлетворенность жизнью |
1,12 |
2 |
Удовлетворенность своей работой |
0,78 |
4 |
Оценка уверенности персонала в завтрашнем дне |
0,57 |
6 |
Оценка текущего положения дел компании |
0,79 |
7 |
Оценка конкурентоспособности предоставляемых услуг/продукции |
0,86 |
8 |
Оценка отношения персонала к условиям труда |
0,79 |
9 |
Удовлетворенность организацией труда в компании |
0,61 |
12 |
Удовлетворенность текущей продуктивностью труда персонала |
0,57 |
33 |
Удовлетворенность уровнем заработной платы |
0,53 |
35 |
Оплата труда основной массы работников справедлива по отношению к трудовому вкладу |
0,79 |