Файл: История развития коммерческого предпринимательства в России и за рубежом.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ КОММЕРЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ
1.1 Основные подходы к определению предпринимательской деятельности
1.2 Сущностные характеристики коммерческой деятельности
1.3 История развития коммерческого предпринимательства в России и за рубежом
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Количественная оценка показателей развития малого и среднего предпринимательства в России
2.2 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России
Регион РФ |
Единиц |
В процентах к итогу |
||||
средние предприятия |
малые предприятия |
средние предприятия |
малые предприятия |
Микро предприятия |
||
всего |
в том числе микро предприятия |
|||||
Российская Федерация |
15547 |
1602491 |
1374661 |
100 |
100 |
100 |
Центральный федеральный округ |
4351 |
474370 |
401230 |
28,0 |
29,6 |
29,2 |
Северо-Западный федеральный округ |
1557 |
261185 |
230078 |
10,0 |
16,3 |
16,7 |
Южный федеральный округ |
1984 |
170860 |
143368 |
12,7 |
10,7 |
10,4 |
Приволжский федеральный округ |
3588 |
287639 |
240567 |
23,1 |
17,9 |
17,5 |
Уральский федеральный округ |
1322 |
136102 |
122352 |
8,5 |
8,5 |
8,9 |
Сибирский федеральный округ |
2171 |
207039 |
181415 |
14,0 |
12,9 |
13,2 |
Дальневосточный федеральный округ |
574 |
65296 |
55651 |
3,7 |
4,1 |
4,0 |
По итогам представленной таблицы и диаграммы можно сделать вывод, что лидером по количеству малых и средних предприятий является Центральный Федеральный округ. Наименьшее количество малых и средних предприятий зарегистрировано в Дальневосточном федеральном округе.
Структура малых предприятий по округам практически совпадает практически совпадает со структурой средних предприятий на территории РФ. Структура предприятий по видам экономической деятельности на конец 2016г. в процентах представлена на рисунке 1.
Рис. 1 Структура малых и средних предприятий по сферам деятельности в 2016г.,в %
Так ведущее место в структуре сфер деятельности малых и средних предприятий занимает отрасль оптово-розничной торговли и ремонта, а также обрабатывающие производства и сельское хозяйство. Приведенные статистические данные в целом свидетельствуют о положительной тенденции развития малых и средних предприятий, однако отраслевая принадлежность для малых и средних форм является неравномерной.
К основным проблемам малого и среднего предпринимательства в России можно отнести такие как несовершенство налогового законодательства, инфляция, политическая ситуация в стране, перебои и дефицит поставок, трудности получения и высокая ставка за кредит, неплатежеспособность партнеров, клиентов, несовершенство банковской системы, бюрократия, недостаток производственных площадей, офисов, недостаток материальной базы, финансовая политика государства, действия ЦБ, высокие цены на сырье и материалы, монополия государства, госпредприятий, разрыв экономических связей, недостаток опыта, кадровые проблемы, конкуренция, недоверие западных партнеров, отрицательное отношение к предпринимателям.
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые, но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание. Но главная причина сокращения числа малых и средних предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы [26,с.105].
Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы. Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый и средний бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства. Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.
В докладе министерства экономического развития РФ приводятся следующие данные за 2015 год: количество малых и средних предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло на 4,8 ед. и составило 166,4 ед. Общий объем оборота малых и средних предприятий в Российской Федерации за 3 квартал 2016 года составил 2 963,0 млрд. рублей, что на 19,6% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. С учетом индекса потребительских цен рост показателя составил 15,3% [28].
Таким образом, по итогам 1 квартала 2016 года по сравнению с 1 кварталом 2015 года в целом по стране наблюдается положительная динамика всех рассматриваемых показателей развития малого и среднего предпринимательства. На 1 апреля 2016 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с 1 апреля предыдущего года на 3,1%.
Среднесписочная численность занятых на малых и средних предприятиях за год выросла на 15,1%, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 14,2%. Объем оборота малых предприятий вырос на 19,6%. Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях выросли относительно показателя прошлого года на 29,3%. Следует заметить, что в России пока на долю малого и среднего бизнеса приходится не более 17% ВВП, тогда как в развитых европейских странах малый и средний бизнес производит до 70% ВВП [28].
Главные проблемы развития российских предприятий среднего бизнеса находятся в прямой зависимости от характера и содержания экономической политики, от его государственной поддержки. Однако самая масштабная проблема среднего бизнеса в России - нехватка квалифицированного персонала, далее следуют общий спад спроса в отраслях экономики России, несправедливая конкуренция, недоступность кредитных ресурсов и проблемы с административным регулированием.
Вне зависимости от региона актуальными остаются такие проблемы развития российских предприятий малого бизнеса как административные барьеры, коррупция, несовершенство законодательства, высокие налоги.
2.2 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России
На настоящем этапе развития экономики в нашей стране наблюдается значительное расширение среднего и малого предпринимательства. Государство начало осознавать социальную значимость и перспективы роста этого сектора экономики, подавая пока только знаки внимания. Не за горами и создание реально работающих венчурных фондов, и предоставление возможности в получении недорогих кредитов, и внедрение целевых программ по поддержке малого и среднего предпринимательства.
У малого и среднего бизнеса есть своя организация - «Опора России», на заседаниях форума оглашены следующие инициативы Правительства РФ по содействию развития малого и среднего бизнеса России: сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14%, освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование от налога на имущество на срок до трёх лет, освободить компании, работающие в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет, передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности и ряд других стимулирующих мер [24, с.76].
Однако в России система развития и поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структур поддержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер.
Рассмотрим некоторые формы государственной поддержки на развитие малого и среднего бизнеса.
Динамичное развитие малого предпринимательства, его эффективное участие в решении социально-экономических проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, во многом зависят от наличия необходимых институциональных основ.
К 2016г. в регионах России создано более 100 региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, 36 бизнес-центров, 98 учебно-деловых центров [24, с.78].
Одну из прогрессивных и действенных форм поддержки малого бизнеса представляет бизнес-инкубирование. Эффективность бизнес-инкубатора обеспечивается за счет комплексного сопровождения малых предприятий на всем протяжении реализации их проектов: от обучения и составления бизнес-планов до выпуска готовой продукции.
Важным инструментом государственной поддержки малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Финансово-кредитная поддержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий, прежде всего на цели научно-технического развития.
Государственная поддержка малому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств.
Антимонопольная политика РФ включает в себя, во-первых, меры по обеспечению справедливых равноправных условий подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых, меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих, меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику [16, с.67].
Государственный контроль за деятельностью малых предприятий заключается, прежде всего, в соблюдении норм, установленных различными федеральными и региональными органами власти для процессов производства и реализации продукции и услуг. Так, требуют уточнения вопросы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и взаимоотношений с бюджетом. Следует заново определить порядок создания, функционирования и ликвидации малых предприятий.
Таким образом, важным шагом к формированию последовательной государственной поддержки и развитию малого и среднего бизнеса стали разработка и принятие Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, заложены институциональные основы поддержки и развитию малого и среднего бизнеса, регионы РФ успешно реализуют различные проекты льготного финансирования и кредитования «начинающих предпринимателей», оказывают различные консультационные услуги.
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ
Мировая практика убедительно свидетельствует, что в странах с развитой рыночной экономикой малое и среднее предпринимательство оказывает серьезное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников.
Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды, например, через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция) [20, с.82].
Особого внимания заслуживает американский опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса. США – страна не только гигантских корпораций, но и малых предприятий, на которых трудится более 50% наемных работников частного сектора. Получается, что главным работодателем является отнюдь не крупный, а именно малый и средний бизнес. Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый и средний бизнес в США – не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни.
В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых предприятий и ликвидируется около 500 тыс. Владельцы малых предприятий очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. 90 % жителей США позитивно оценивают роль малого бизнеса [20, с.84].