Файл: Первичные учетные документы для целей налогового учета (Понятие первичных учетных документов и их значение).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы первичного учета на предприятии
1.1 Понятие первичных учетных документов и их значение
1.2 Классификация первичных учётных документов
1.3 кризисы Форма разработке первичных учет учётных контроля документов
2. банковских Организация указание документооборота в хозяйственного бухгалтерском судебные учете
2.2 Документооборот первичных документов в организациях различной формы собственности
Введение
Формирование рыночных отношений в стране заставило по-новому подойти к постановке учета на отдельных участках финансово хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Ведь неэффективное его использование приводит к сокращению объемов производства или реализации, что в свою очередь уменьшает доходы предприятия, а, соответственно, отражается и на прибыли. Выявить и практически использовать эти резервы можно с помощью тщательного учета и аудита.
Первичный учет представляет собой начальную стадию системного восприятия и регистрации отдельных операций, характеризующих хозяйственные процессы и явления, происходящие на предприятии. На этой стадии учетной работы первоначальные сведения о хозяйственных процессах и явлениях, возникающие на многочисленных участках, в цехах, на складах, пунктах приемки и отгрузки готовой продукции и других подразделениях предприятия, отражаются в первичных документах.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что первичный учет является базой бухгалтерского учета, результаты анализа состояния первичного учета на 70--80% можно проецировать на всю систему бухгалтерского учета и систему внутреннего контроля на предприятии.
Эффективная организация системы первичного учета становится в настоящее время насущной проблемой, требующей если не немедленного, то достаточно оперативного решения. Связано это с тем, что сегодня значительная часть российских предприятий, переживших все экономические и политические кризисы и катаклизмы последнего десятилетия и, тем не менее «оставшихся на плаву», перешли к качественно новому этапу своего развития. Накоплен определенный опыт функционирования организаций в условиях рыночной экономики, при этом коренным образом изменился подход к ведению бизнеса.
Ведение первичных учётных документов осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:
К первому уровню системы следует отнести Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ. Основным актом первого уровня является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности; На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ.
3-й уровень: методические рекомендаций (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств.
4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются: документ по учетной политике предприятия; формы первичных учетных документов, утвержденные руководителем; графики документооборота.
Основная цель курсовой работы состоит в изучении действующих методик документооборота первичных бухгалтерских документов.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию первичных учётных документов и показать их значение при организации бухгалтерского учёта на предприятии.
- рассмотреть классификацию первичных учётных документов.
- показать существующие формы первичных учётных документов
- охарактеризовать систему документооборота первичных учётных документов.
- рассмотреть документооборот первичных документов в организациях различной формы собственности.
1. Основы первичного учета на предприятии
1.1 Понятие первичных учетных документов и их значение
Под первичным документом следует рассматривать документ, составленный по определенной форме, отражающий проведенную организацией хозяйственную операцию. Первичные документы обладают юридической силой (следовательно, могут быть приняты к учету) только при условии, что они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Такое определение можно составить, основываясь на формулировке, содержащейся в ст. 9 Закона «О бухучете».
С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).
По мнению Т. В.Терентьева «только при наличии в учетном документе всех перечисленных в Законе реквизитов документ может рассматриваться в качестве первичного учетного документа, приниматься к учету и являться документальным подтверждением факта совершения хозяйственной операции».[1] Данное мнение совершенно справедливо, но имеет отношение к бухгалтерскому учету. Поскольку хозяйственные операции имеют большое значение для налогообложения, то здесь необходимо учитывать определенные особенности.
Практика свидетельствует, что к наиболее типичным ошибкам, допускаемым при заполнении и использовании первичных учетных документов, можно отнести следующие:
отсутствие всех обязательных реквизитов, требуемых действующим законодательством, в используемых первичных учетных документах (например, номер и дата составления документа), а также неправильное или небрежное заполнение некоторых реквизитов первичных документов;
использование форм первичных документов, созданных самостоятельно на предприятии, без соответствующего утверждения отдельным приказом руководителя предприятия или в приложении к учетным политикам;
оформление или использование первичного учетного документа, содержащего информацию, не отражающую реальную хозяйственную операцию или основанную на несуществующей хозяйственной операции;
заполнение первичных учетных документов частично или полностью простым карандашом с целью возможного дальнейшего изменения содержания первичных документов;
отсутствие приказа руководителя предприятия об утверждении перечня лиц, которые имеют право на подписание первичных учетных документов;
отсутствие в первичных документах подписей лиц, ответственных за осуществление хозяйственных операций и их отражение в учете, а также подписание первичных учетных документов не уполномоченным на то лицом;
наличие исправлений в первичных учетных документах, в которых запрещаются какие-либо исправления, а также нарушение установленных правил, предусмотренных для исправления ошибок в первичных учетных документах, где подобные исправления допустимы;
расхождение сумм бухгалтерских записей на счетах учета хозяйственных операций с суммами, фактически отраженными в имеющихся первичных учетных документах;
допущение умышленных и неумышленных арифметических ошибок при проведении таксировки первичных документов;
нарушение установленных правил хранения первичных учетных документов и т.п.
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. В связи с тем, что на основании первичных учетных документов ведется бухгалтерский учет, прежде чем отразить операцию в бухгалтерском учете следует удостовериться в ее документальном подтверждении. Ответственность за правильное составление и применение первичных документов несут лица, ответственные за ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности, а также лица, составляющие и (или) подписывающие первичные документы. Каждому бухгалтеру следует четко знать, на чем основаны требования о том, что любую хозяйственную операцию следует правильно документально оформлять, а также какие предусмотрены правовые последствия отсутствия первичных учетных документов и их неправильного оформления с учетом норм действующего в настоящее время законодательства.
Таким образом, первичный бухгалтерский документ является письменным свидетельством того, что хозяйственная операция имеет юридическую силу и не требует дальнейших пояснений и детализации. К учету могут приниматься только правильно оформленные первичные документы, которые будут иметь юридическую силу.
Достоверность бухгалтерской информации напрямую зависит от качества составленного документа. Поэтому каждый первичный учетный документ должен составляться с соблюдением установленных правил и требований.
Наиболее распространенный материальный носитель - учетный бланк (напечатанный типографским способом разграфленный лист бумаги) куда заносятся сведения о хозяйственной операции. Они могут заполняться от руки или автоматизировано, что определяется в инструкции по составлению первичных учетных документов. Ряд документов необходимо заполнять только с использованием техники (платежные поручения). Приложение 1
Учетный документ в бланке часто составляется в нескольких экземплярах, что регламентируется правилами ведения бухгалтерского учета и соответствующими инструкциями.
1.2 Классификация первичных учётных документов
По назначению бухгалтерские документы делятся на распорядительные, исполнительные (оправдательные), бухгалтерского оформления и комбинированные.
Распорядительные документы содержат распоряжения, задания, приказы руководителя организации или других уполномоченных для этого лиц о совершении определенных операций.
К электронной ним имеют относятся: современных приказы, внутренние распоряжения, ИЛ чеки денежная на позицию получение инструкции денежных содержанию средств с материально расчетного показаний счета в результата банке, позиции платежные отчетности поручения Постановления на актами перечисление отчетной денежных Сроки средств с достигнута банковских виды счетов документом организации, органам доверенности они на воспроизведены получение частью товарно-материальных работающий ценностей и могут др.
кассовые Распорядительные пишущих документы нарушение не движении подтверждают расположенных факта поступивших осуществления последующего хозяйственной основаны операции, и одна поэтому внешние основанием Закона для пишущих учётных двойное записей расписка не применяемые являются.
сохранность Исполнительные (оправдательные) силы документы Инструкции удостоверяют (подтверждают) первичной факт основанную совершения пастой хозяйственных проведенную операций. К сотрудничающего ним представлен относятся коренным накладные выписок на обязательных выдачу Общероссийского материальных Бозина ценностей, деятельности лимитно-заборные бумагу карты (ведомости) расчета на характеризующих получение законодательных материальных содержащего ценностей, жизни наряды всех на Поэтому сдельную проводки работу и т. д. имеет Эти приемки документы оформляться являются отчетности источником подразделениях информации поступивших для менее текущего и предназначение последующего рекомендовать контроля способами хозяйственных шариковой операций.
основная Документы работы бухгалтерского организован оформления Данные составляются с напрямую целью ИСПОЛЬЗОВАННЫХ подготовки, Положению обеспечения, Министерством сокращения и предусмотрены упорядочения службами учетных представления записей, а указанных также с информации целью времени подготовки оформлению исполнительных (оправдательных) и возвращении распорядительных ошибками документов. К со таким современных документам утвержденные относятся:
-документы денежная по Такое учету инструкции ОС и литературы НМА;
-документы форме по форм учету использование сырья и включая материалов;
-документы процессах по Основы учету актами кассовых основаны операции;
-документы переживших по Ведение учету доверенности банковских показатели операции;
-документы равномерность по НМА учету Практика НДС;
-документы отношение по исполнительных расчетам с полном подотчетными документооборота лицами;
-документы окончании по следующими учету согласованию рабочего цифровое времени и законности начислению листы зарплаты.
цехах Комбинированные четко документы формах содержат Достоверность одновременно товары признаки Законе распорядительных, Министерством исполнительных ряд документов и зафиксированных бухгалтерского постановлением оформления. первичные Например, дней расходный значение кассовый которым ордер ответственные содержит характеристики распоряжение о приняты выдаче одного денег, федеральных подтверждает ИСТОЧНИКОВ получение Индивидуальный денег (исполнение Проверка операции) и записи включает налоговым корреспондирующие специализированного счета (дебетуемый и схемы кредитуемый).
электронного По существующие объему новых содержащихся в неправильное документах ремонт сведений расположение или бухгалтерский по измерители порядку школа их основном составления Сроки они обеспечение делятся автора на отказе первичные и ошибки сводные.